Восприятие и внимание человека

Пока компьютеры не научатся, как следует распознавать и воспроизводить человеческий голос, люди будут получать информацию визуально, через дисплей. Изучение возможностей человеческого восприятия важно, даже если используются относительно простые технологии работы с интерфейсом программы.

Информация о внешнем мире поступает в наш мозг в огромных количествах. Часть мозга, которую условно можно назвать «процессором восприятия», постоянно без участия сознания перерабатывает ее, сравнивая с прошлым опытом, и помещает в хранилище уже в виде зрительных, звуковых и прочих образов. Любые внезапные или просто значимые для нас изменения в окружении привлекают наше внимание, и тогда интересующая нас информация поступает в кратковременную память. Если же наше внимание не было привлечено, то информация в хранилище пропадает, замещаясь следующими порциями.

В каждый момент времени фокус внимания может фиксироваться в одной точке.Поэтому, если возникает необходимость одновременно отслеживать несколько ситуаций, то обычно фокус перемещается с одного отслеживаемого элемента на другой. При этом внимание рассредоточивается, и какие-то детали могут быть упущены.

Обработка процессором восприятия требует некоторого времени и, если сигнал выдается в течение времени, меньшем времени обработки, то наш мозг его не воспринимает.

Существенно и то, что восприятие во многом основано на мотивации. Например, если человек голоден, то он в первую очередь будет замечать все съедобное, а если устал – то, войдя в комнату, он в первую очередь увидит диван или кровать.

При смене кадра мозг на некоторое время блокируется, он «осваивает» новую картинку, выделяя наиболее существенные детали. А это значит, что если необходима быстрая реакция пользователя, то резко менять картинку не нужно.

Восприятиене просто видение чего-либо. Это комбинирование информаци­онных потоков, поступающих в мозг от наших органов чувств: зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания – со знаниями и опытом прошлого. Восприятие – про­цесс сравнения новых образцов информации со старым.

В классическом эксперименте лю­дям была показана некая заглавная буква (к примеру, А) или двузначная цифра (к примеру, 17). Затем им показали 13 (сломанную заглавную букву В) и спроси­ли, что они видели. Люди, которые увидели вначале букву, говорили, что это буква В, а те, кому предлагали цифру, сказали, что это цифра 13. Мэхью продемонстрировала аналогичный эффект (рисунок 2.2). Читая ряд, вы думаете, что фигура в середине – цифра 13. Если читать сверху вниз, вы наверняка примете эту же фигуру за букву В. Этот пример хо­рошо иллюстрирует работу человеческого восприятия.

Рисунок 2.2 – Пример восприятия информации человеком

 

Нас окружает масса информации, наши чувства постоянно поглощают ее, а мозг перерабатывает. Мы даже не всегда осознаем этот процесс. Наше внимание привле­кают лишь какие-то изменения в окружении. Они могут касаться освещения, звуков, движений, цвета или всех этих явлений в комплексе. Вот почему в компьютере применяются многочислен­ные звуки.

Особенности восприятия цвета.Цвет в сознании человека ассоциируется с эмоциональным фоном. Известно, что теплые цвета: красный, оранжевый, желтый – человека возбуждают, а холодные: синий, фиолетовый, серый – успокаивают. Причем цвет для человека является очень сильным раздражителем, поэтому применять цвета в интерфейсе необходимо крайне осторожно.

Следует иметь в виду, что обилие оттенков привлекает внимание, но быстро утомляет. Поэтому не стоит ярко раскрашивать окна, с которыми пользователь будет долго работать. Необходимо учитывать и индивидуальные особенности восприятия цветов человеком, например, примерно каждый десятый человек плохо различает какие-либо цвета, поэтому в ответственных случаях необходимо предоставить пользователю возможность настройки цветов.

Особенности восприятия звука.В интерфейсах звук обычно используют с разными целями: для привлечения внимания, как фон, обеспечивающий некоторое состояние пользователя, как источник дополнительной информации и т. п. Применяя звук, следует учитывать, что большинство людей очень чувствительны к звуковым сигналам, особенно, если последние указывают на наличие ошибки. Поэтому при создании звукового сопровождения целесообразно предусматривать возможность его отключения.

Субъективное восприятие времени.Человеку свойственно субъективное восприятие времени. Считают, что внутреннее время связано со скоростью и количеством воспринимаемой и обрабатываемой информации. Занятый человек обычно времени не замечает. Зато в состоянии ожидания время тянется бесконечно, что связано с тем, что в это время мозг оказывается в состоянии информационного вакуума.

Доказано, что при ожидании более 1-2 секунд пользователь может отвлечься, «потерять мысль» что неблагоприятно сказывается на результатах работы и увеличивает усталость, так как после ожидания много сил тратится на включение в работу.

Сократить время ожидания можно, заняв пользователя, но, не отвлекая его от работы. Например, можно предоставить ему какую-либо информацию для обдумывания. По возможности целесообразно выводить пользователю промежуточные результаты, тогда он будет занят их обдумыванием, по ним он сможет оценить будущие результаты и отменить операцию, если они его не удовлетворяют.

Известны попытки использования для «развлечения» пользователя анимации, например, в Windows при копировании файлов демонстрируется «ролик» с летающими листочками. Однако следует иметь в виду, что, когда какую-либо анимацию смотришь первый раз, то это интересно, а когда в течение получаса наблюдаешь, как «летают» листочки при получении информации из Интернета, то это начинает раздражать.

Чтобы уменьшить раздражение, возникающее при ожидании, необходимо соблюдать основное правило – информировать пользователя, что заказанные им операции потребуют некоторого времени выполнения. Обычно для этого используют индикаторы оставшегося времени, анимированные объекты, как в Интернете, и изменение формы курсора мыши на песочные часы. Очень важно точно обозначить момент, когда система готова продолжать работу. Обычно для этого используют значительные изменения внешнего вида экрана.

В конечном итоге взаимодействие пользователя с интерфейсом будет определяться не только физическими возможностями и особенностями человека по восприятию, обработке и запоминанию информации, представленной в различных формах, а также по выполнению им разнообразных действий.