Бессознательное как психический феномен

Сознание составляет лишь часть психики любого человека. Другую ее часть, не попадающую под контроль сознания, принято называть «бессознательное». Заслуга открытия и разработки метода исследования принадлежит З.Фрейду. Концептуальная новизна его подхода – поведение человека определяется не его сознанием, а борьбой его «Я» с бессознательными устремлениями организма. Сам человек не знает о подобных устремлениях. Он предполагает наличие лишь сознательного элемента. Периодически же прорывающиеся туда естественные животные мотивы, не отвечающие требованиям общественной морали вытесняются обратно в бессознательное. Но вытесненные стремления никуда не исчезают. Они пытаются прорваться в сферу сознательно деятельности человека, обманывая цензуру сознания. В итоге, практически все виды чел. деятельности являются сублимацией бессознательных устремлений.

Таким образом, сознание человека является лишь верхушкой психического айсберга, основная масса которого недоступна наблюдению и оценке.

Теория Фрейда активно поддерживалась в 20 веке многими учеными. Классик неофрейдизма – К.Юнг. Его главные аргументы:

- никогда не было доказано, что жизнь и мир рациональны. Заложенная еще в эпоху Просвещения традиция истолковывать мир рационально не выдерживает проверки реальностью (иначе, зачем войны, арсеналы оружия и т.д.)

- Другая ошибочная традиция – человек при рождении подобен чистой доске и при благоприятных условиях – становится разумным и добрым существом.

К.Юнг предлагает постулирование след. положений:

- психическое наряду с личным и коллективным сознанием включает в себя личное и коллективное бессознательное

- колл. бессознательное возникает в результате окультуривания человека и соответственно обуздания им своих первобытных, животных инстинктов. Культурный слой психики необыкновенно тонок по равнению со слоями «первобытной психики»

- чрезмерный нажим социального развития общества последние столетия на рационализм привели к подавлению бессознательного содержания нашей психики.

- человек, не сознающий в себе злого начала лишается многомерности и психологической глубины. Непризнаваемую низшую часть личности человека Юнг называет «тенью». Тень – совокупность всех тех непривлекательных качеств, которые люди скрывают, вытесняя их из сферы сознания. Но чем больше она вытесняется в личное и коллективное бессознательное, тем сильнее становится и в конце концов мстит нам своим возвращениям в виде массовых психозов.

Итоговый диагноз К.Юнга: западная цивилизация поражена тяжелым неврозом, который выражается в конфликтах, войнах, терроризме… Глубинная причина всего этого – психические явления каждого конкретного индивида. Необходимо признать в каждом человеке способностей и наклонностей к совершению всего того зла, что совершается в истории. Необходимо научиться жить, осознавая свою «тень». Необходимо найти цивилизованные формы выражения личного и коллективного бессознательного (спорт, религия, политика), чтобы оно перестало прорываться наружу в социально опасных формах.

При всей основательности данных аргументов, теория К.Юнга является метафизической, т.е. не поддающейся практической проверке. Пока еще не найдено способа определения точного соотношения сознания и бессознательного в каждом из нас. Но то, что иррациональный, неосознаваемый элемент нашей психики существует и имеет немаловажной значение в ее функционировании – можно считать доказанным.