Проблемы теории познания в философии марксизма.

В марксистской философии познание трактуется как деятельность людей, направленная на постижение свойств предметов и явлений объективного мира – природы, общества, человека, а также свойств человеческого сознания и сути самого познавательного процесса. Объектом познания выступает как объективная, так и субъективная реальность. Указывается, что познавательная и мыслительная деятельность людей неразрывно связаны между собой, постоянно переходят друг в друга. Их можно разделить только в абстракции в целях их анализа, учитывая при этом характер их связи.

Если сознание толкуется как способность практически действующих и взаимодействующих между собой людей отражать мир и таким способом познавать его и мыслить о нем, то познание характеризуется как непосредственный процесс отражения мира и воспроизведения его в человеческих ощущениях, восприятиях, представлениях и понятиях.

В марксистской гносеологии указывается на сложный и противоречивый характер процесса познания. Выделяются такие ступени познания как чувственная (познание через ощущения, восприятия, представления) и рациональная (познание путем понятийного мышления, суждений, умозаключений). Подчеркивается диалектическая взаимосвязь данных ступеней познания.

Чувственная ступень познания рассматривается как низшая ступень отражения человеком объективного мира с помощью органов чувств. Ощущения характеризуются как отражения отдельных свойств предметов и явлений. В восприятии эти свойства предстают в их взаимосвязи, в силу чего создается целостный образ предметов и явлений. Представление выражает факт, что человек может, благодаря своей памяти, воспроизводить в своем сознании отсутствующие в данный момент предметы, если ранее он их видел или воспринимал иным образом.

Рациональная ступень познания. Понятие представляет собой обобщение, выделение наиболее существенных свойств тех или иных явлений. Смысл понятий раскрывается в суждениях, представляющих собой определенную связь понятий, составляющую некое утверждение или отрицание. Умозаключение характеризуется как логическое действие, в ходе которого из одних суждений (посылок) выводятся другие. Умозаключения делятся на индуктивные и дедуктивные.

Раскрывая взаимодействие в познавательном процессе чувственной и рациональной ступеней познания, марксистская философия характеризует суть данного взаимодействия. Чувственное познание как бы поставляет первичный мыслительный материал, который затем осмысливается в формах логического познания. В результате раскрываются сущность тех или иных явлений, их закономерные связи и отношения. Под влиянием логического мышления совершенствуется процесс чувственного отражения предметов и явлений действительности.

При анализе процесса познания неизбежно встает вопрос об истине. Согласно марксистской философии, суть данного вопроса в том, чтобы определить, насколько получаемые знания соответствуют действительности, т.е. происходящим в мире реальным процессам. Она исходит из того, что человеческие знания о мире отражают свойства самого этого мира, его предметов и явлений, их связи и отношения. Поэтому содержание этих знаний не зависит ни от отдельных людей, ни от человечества.

Истина толкуется в марксистской философии как процесс. Это значит, что человеческие знания о мире постоянно развиваются. Познание идет от явления к сущности, к открытию фундаментальных законов. Этот процесс отразился в понятиях истины относительной и абсолютной. Относительная истина есть частичное, неполное знание. Под абсолютной истиной понимается исчерпывающее знание об объекте. Это знание не опровергается дальнейшим развитием науки.

С точки зрения марксизма, основой и целью познания является общественная практика. Она направляет познавательный процесс в соответствии с потребностями и интересами людей. На их основе определяются цели познавательной деятельности людей. Практика выступает и как критерий истины. В практической деятельности людей проверяется соответствие их знаний объективной действительности. Выделяют такие формы практики как