Архитектура.

Император Юстиниан был одержим утопической мечтой о сохранении рабовладельческой империи, в которой высокая античная культура органично сочеталась бы с христианскими идеалами. По всей империи с целью защиты государства от вторжения варваров возводились грандиозные оборонительные сооружения. Особого размаха достигло строительство в Константинополе, прозванном современниками «вторым Римом». Еще в начале 5 века город с его обширными площадями, украшенными триумфальными арками, увенчанными статуями императоров, термами, акведуками, ипподромами, дворцами с обширными купольными залами, был укреплен мощными стенами с бойницами, многочисленными башнями и бастионами, величественными Золотыми воротами.

Ведущую роль приобрела архитектура монастырских ансамблей и храмов, отличавшихся разнообразием типов. Среди них особенно характерны для Византии продольно – базиликовые и центрально – купольные храмы, созданные на основе традиции античных общественных зданий. В них главную роль начинало играть внутреннее пространство, которое решалось в соответствии с особенностями христианского культа, требовавшего присутствия всей общины в храме. Трехнефная базилика Сант-Апполинаре Нуово в Равенне (начало 6 века) на севере дает представление о типе продольного ранневизантийского храма, в котором нет еще резкого разделения мирян- жителей города и церковного клира.

Вход в базилику был расположен на западной стороне; преобладающее значение получила центральная ось, направлявшая молящихся к апсиде, наиболее священной части храма, всегда обращенной на восток. Свет в базилику проникал через окна высокого и широкого центрального нефа. Ярко освещенный центральный неф с его стройными пропорциями как бы вовлекал зрителя в глубину, где за высокой аркой, в апсиде, свершался культовый обряд. Ряды колонн и арок между ними, членящих пространство базилики на нефы, оконные проемы, линии пола и стен, ритмично вторят этому плавному движению. Представленные в стенных мозаиках торжественные процессии святых дев и мучеников, точно охваченных единым духовным порывом, как бы раскрывают смысл движения.

Наиболее совершенный тип центричного храма – церковь Сан-Витале в Равенне (532-548). Восьмигранная в основании, она покрыта куполом (диаметр 15 м), покоящимся на восьми столбах, и окружен обходной галереей, принимающей распор. Цветной мрамор и богатые по колориту сюжетные мозаики покрывают стены и своды церкви.

 

Церковь Сан- Витале в Равенне.

 

Потребность в здании, вмещающем массы людей, породила в 5-6 вв. новый тип храма – купольной базилики, наиболее приспособленной к сложному ритуалу богослужения. В центральной подкупольной части его свершалась церковная служба. Боковые и верхние галереи, отделенные от центра, предназначались для горожан и знати. Эмоциональное восприятие всех средств культового воздействия с наибольшей остротой возбуждало фантазию, вызывало высокие духовные порывы. Архитектура, живопись (мозаики, росписи, иконы), прикладное искусство (драгоценная утварь, богатое облачение священников), зрелищность церковного церемониала, многоголосые хоры – весь этот единый грандиозный художественный ансамбль должен был служить целям церкви.

 

(храм св. Софии в Константинополе. 532-537. реконструкция. Разрез)

 

Гениальное воплощение новый тип сооружения получил в грандиозном храме св. софии в Константинополе (532-537). Строители храма – малоазийские зодчие Анфимий из Трал и Исидор из Милета, используя в известной мере опыт Пантеона и базилики Максенция, создали образ иного художественного строя. В замысле храма св. Софии, как одной из главных частей императорского дворца, торжествует идея зависимости церкви от императорской власти и вместе с тем могущества христианства. Притвор, перекрытый крестовыми сводами, боковыми нефами и хоры походили на парадные залы дворца. Однако в образе храма раскрывается и более широкое представление людей этой эпохи и необъятности мироздания, его всеобъемлющей цельности и разумной гармоничности. Смелостью строительных приемов храм св. Софии превосходил все предшествующие и современные ему постройки. Главное, что поражает в храме, - цельное, легкое, развивающееся внутренне пространство, образуемое из слияния отдельных объемов. Причем соотношение пространств подкупольного и боковых нефов заставляет почувствовать несоизмеримость помещений нефов, созданных для молящихся, и ярко освещенного купола, олицетворяющего небосвод. Ощущение многообразия, сложности и величия мироздания передано в изменчивости, текучести внутреннего пространства, в богатстве впечатлений, открывающихся взору с различных точек зрения. Многообразие это передано в стройную систему благодаря подчинению логичной ясности конструкции.

В основу храма св. Софии положен план трехнефной базилики в сочетании с развитым типом центрического здания. Внешний облик храма с гладкими стенами и контрфорсами прост и массивен. Внутри храма все утрачивает весомость. Средняя часть центрального нефа перекрыта грандиозным куполом (длина храма 77 м, диаметр купола – 31,5 м), каркас которого образует 40 арок. Четкая конструктивная система передает нагрузку колоссального распора купола на легкие сферические паруса (вогнутые сферические треугольники), с помощью которых осуществлен переход от окружности купола к квадрату нефа, на широкие подпружные арки и четыре массивных столба, укрепленных снаружи контрфорсами. С запада и востока купол поддерживают два подкупола, которые, в свою очередь, опираются на своды меньших экседр, которые по три примыкают с обеих сторон, рождают иллюзию легкости конструктивных частей. Это плавное стекание нагрузки к земле одновременно создает впечатление нарастающего подъема к верху купола. Слегка касаясь вершин арок, купол возносится головокружительно высоко (55 м) и при солнечном освещении кажется парящим в воздухе, так как тонкую оболочку его у основания прорезают сорок окон, образующих подобие светового кольца. Опорные столбы сливаются со стенами. Два этажа колонн и верхние окна сообщают стенам вид ажурных преград. Впечатление разомкнутости центрального пространства вызывается раскрывающимися нишами апсид. Красочное убранство интерьера – стены, покрытые полированным сизо-зеленым и розовым мрамором с волнообразным рисунком, резьбой, - рождает иллюзию легкости конструктивных частей.

В декорации сводов и куполов были использованы мозаики с символическими изображениями креста. Сияние огней бесчисленных лампад и свечей также способствовало созданию иллюзии необъятного пространства. Для украшения храма св. Софии из Малой Азии, Греции и Египта были привезены малахитовые и порфировые колонны. Античный ордер был преобразован в соответствии с новыми задачами: спокойный горизонтальный антаблемент сменили волнистые аркады, остатки антаблемента образовали импост над капителью. Нерасчлененный массив ее украшен ажурным узором. Гармоничный и величавый храм св. Софии остался феноменом всемирной архитектуры.