КОМНИНОВСКИЙ ПЕРИОД ВИЗАНТИЙСКОГО ИСКУССТВА

 

Мозаики были самыми значимыми среди других видов искусства в этот период. Они создавались как в самой Византии, так и за ее пределами византийскими мастерами.

 

Самым важным мозаичным ансамблем 11 в является монастырь св.Луки или Косис Лукас, это центр Византии, район Плакида. Сам монастырь посвящен преподобному Луке, им же он и был основан.

 

Характерная особенность искусства изображений этого периода, так же, как отчасти и македонского – это некая статичность изображаемых лиц и событий. Минимум динамики, застылость движений в отличие от более позднего искусства после нашествия на Кпл крестоносцев в 13 в (Палеологовский период). Изображения лиц зеркальны, невозмутимы. Это связано со сложившимся мировоззрением о том, что православие победило все ересси, оно незыблемо, оно крепко. Стабильность отражается и в искусстве. Так изображение основателя монастыря Косис Лукас преподобного Луки статично, даже в его движении читается пауза. Это тоже мозаика.

 

Изображение Воскресения в Комниновский период приобретает свою завершенность, сформированность. Здесь в монастыре Неомони видим совершенно современную нам мозаику. В то время как доиконоборческий период не знает изображения Воскресения. Были мироносицы у гроба и другие символы. Теперь же – традиционное Сошествие во ад. Монастырь Неомони находился на острове Хиос. Украшался средствами Кпл казны, так же как Косис Лукас является важным памятником искусства 11 века Византии.

 

Еще один монастырь Дафни под Афинами. В композициях этого монастыря видим особенности. Эта обитель также связана с Кпл. Мозаики здесь носят некий природный дух великолепия, изящества. Богатый орнамент из мозаики, украшены даже откосы окон. В куполе – Спас. Другие композиции: Рождество Христово (поклонение волхвов), Распятие с предстоящими.

 

Мозаики средневековья никогда не пытались имитировать роспись в отличие от синодального периода. Средневековая мозаика – это совершенно самостоятельное искусство, не похожее ни на икону, ни на фреску. Хорошо читаются камни, составляющие изображения. Контуры фигур оттенены темными рядами камней, эта опись одновременна и крупная, и мягкая.

 

Византийские работы комниновского периода находим не только на территории Греции, но и за ее пределами. В первую очередь в 11-12 вв много было создаваемо мозаичных ансамблей на Сицилии. Сицилию в это время захватили норманны и создали там свое королевство. Они стремились к светскому господству в Средиземноморье, но не отказывались и от подражания Византии. Византийские мастера создали несколько известных ансамблей на Сицилии.

 

Палатинская капелла в столице королевства Палерно. Это купольная базилика, для Византии это уже архаизм, а в Италии и вообще на западе базилики еще распространены. Также западу свойственны элементы готики. Норманы стремились перещеголять Византию, поэтому в храме не просто обилие мозаики, но прямо-таки перебор. Короли не скупились.

 

В сицилийских храмах представлено много циклов библейской истории, это вообще характерно для запада.

 

Византийские мастера работают на западе в то время как уже оформился католический раскол. Это говорит о том, что конфликт воспринимался как нечто временное, не окончательное. В Палатинской капелле видим традиционную греческую иконографию творения мира. Христос творит землю, луну, солнце, звезды. Адам и Ева изображены очень целомудренно.

 

Другой знаменитый сицилийский мозаичный ансамбль находится в Монреале. Здесь уже не купольная, а обычная базилика, поэтому купольное изображение Спаса здесь находится в алтаре. Ниже в конхе – Богородица и апостольский чив вместо святителей.

 

Такая же бескупольная базилика находится в другом сицилийском городе Чифалу. Она также построена византийцами.

 

Кроме Сицилии византийцы работали в Венеции. Венецианская республика претендовала на первое место среди государств Средиземноморья. Здесь видим главный храм – собор св.Марка, который построен по типу храма св.апостолов в Риме или Кпл.

 

В этом венецианском соборе сохранилось много мозаик 11 в, хотя в дальнейшем они дополнялись поздними работами. Здесь видим такое же как на Сицилии изображение творения мира (Палатинская капелла). Но эта работа совсем не такая аскетичная. Христос – безбородый с крещатым нимбом.

 

Также, кроме мозаичных композиций в комниновский период создаются фрески. На территории самой Византии самыми известными являются фрески того монастыря Косис Лукас. Если в верхнем храме было обилие мозаики, то в нижнем криптовом храме много сохранившихся фресок. Древнейшие изображения святых праздников, мозаики и фрески сохранились в Охриде – юг Греции, современная Сербия, а также на Кипре.