Концепции Дж. Деверо и У Ла Барре

ДЖ. ДЕВЕРО (1908-1985) также сторонник применения клас­сического анализа в этнологии. Но он считает невозможным ограничи­ваться только психоаналитической интерпретацией культуры. По его мнению, познание человека будет успешным при взаимодействии психоанализа, этнологии и социологии. Широкое применение социологиче­ских теорий — одна из особенностей концепции Дж. Деверо. В начале 30-х годов он испытал сильное влияние П. А. Сорокина, лекции которо­го молодой ученый-психоаналитик слушал в Гарвардском университете. Еще одна особенность исследований Дж. Деверо — стремление постро­ить общую теорию человека, повышенное внимание к теории познания (эпистемология). В научном знании он выделяет три уровня: 1) полевая и клиническая работа (эмпирический уровень); 2) эпистемология и ме­тодология; 3) фундаментальная теория высокой общности. Причем тре­тий уровень должен быть создан на основе взаимодействия психологии и социологии. В теории познания Дж. Деверо активно использует прин­ципы теории математических типов, разработанных одним из крупней­ших представителей неопозитивизма Б. Расселом. Таким образом, Дж. Деверо смело расширяет границы методов анализа полевого (кли­нического) материала, дополняет классический психоанализ новыми под­ходами, взятыми из других наук. Творчество Дж. Деверо охватывает значительный спектр проблем — от анализа древнегреческой драмы до парапсихологии. Для психологической антропологии наибольшее зна­чение имеют его работы "Реальность и сон" (1951), "Терапевтическое образование" (1956), "Этнопсихоанализ" (1978), "Основные проблемы этнопсихиатрии"(1980).

Не менее интересно и разнопланово творчество психологического антрополога У. Л а Барре, на научное мышление которого сильное влия­ние оказала аналитическая психиатрия. Один из главных тезисов его теории — "экстраполяция клинических категорий из области психиат­рических описаний индивидов в этнологическое описание культур". Но, несмотря на такую общую установку, У. Ла Барре не ограничивается только экстраполяцией клинических категорий. Классический психо­анализ для него — исходный пункт, определенная совокупность прин­ципов, понятий, потенциальную продуктивность которых он реализует в своих исследованиях. Важнейшим аспектом деятельности этого учено­го является изучение психологических механизмов защиты, существую­щих в человеческом обществе. Имеются в виду различные типы ритуа­лов, выполняющих психотерапевтические функции, алкоголь, наркоти­ки, галлюциногены. Последние, по мнению У. Л а Барре, сыграли опре­деленную роль в возникновении религии. В вопросе происхождения религии и особенностей ритуалов У. Л а Барре далеко выходит за рамки классического психоаналитического понимания ее как невроза. Он стре­мится связать некоторые особенности ритуалов с употреблением галлю­циногенных растений, а также с биологией человека. Так как "...рели­гия, — пишет У. Ла Барре, — исключительно человеческое явление, то корни ее в человеческой биологии...". Одновременно с этим он считает необходимым рассматривать религию как социальный феномен, а риту­ал—в качестве "гипнотически-галлюцинаторного социального замени­теля реальности". Вместе с Дж. Деверо он настаивает на социогенном характере многих как соматических, так и психических заболеваний индивидов в современную эпоху. Он полагает в связи с этим, что "нет причин, чтобы и терапия не была социогенной тоже". Развивая класси­ческую тему психоанализа и психологической антропологии — соотно­шение нормы и патологии, американский исследователь утверждает, что "мы должны рассмотреть более глубоко проблему динамики анормаль­ного окружения, в котором анормальный индивид чувствует себя, как дома"4.

Как следует из вышеизложенного, центральная идея творчества У. Ла Барре — соединить биологию и психологию с социальной специ­фикой человека. Данную сверхзадачу он решает при помощи интегра­ции этих дисциплин в одно целое (антропологический холизм) путем создания этологии культуры. Необходимо отметить, что У. Ла Барре был одним из основателей этологического подхода в психологической антропологии, этологии человека. Его первая статья, посвященная не­вербальной коммуникации и называвшаяся "Культурный базис эмоций и жестов", была опубликована в 1947 г. Он также автор исследования "Этология и этнология". Последовательное проведение интегративного принципа антропологического холизма (целостное рассмотрение чело­века) получило отражение в трилогии У. Ла Барре "Человеческое жи­вотное", "Призрачный танец: происхождение религии" и "Поющая го­лова".