Содержание лекционного материала

 

Наименование лекционных тем Содержание лекционного материала Формируемые компетенции
1.1 Конфликтология как наука о конфликтах, содержание и задачи спецкурса Конфликтология как наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также принципах, способах и приемах их конструктивного регулирования. Взаимосвязь конфликтологии с другими науками. Выделение конфликтологии из ранга междисциплинарной науки в самостоятельную науку. Межпредметные связи: место конфликтологии в ряду экономических, социологических и психологических дисциплин, её значение как важной составной части менеджмента. Взаимодействие конфликтологии и общества. История развития отечественной конфликтологии. Зарождение и развитие конфликтологических идей в практических знаниях, религиозных учениях, искусстве и культуре, появление первых воззрений на конфликт. Становление и развитие частных конфликтологических наук – отраслей конфликтологии. Конфликтология - её предмет, методы исследования и задачи. Современная конфликтология: актуальные теоретико-методологические и практические проблемы. Понятийный аппарат конфликтологии. ПСК-5
1.2 Общие вопросы истории и теории социологии конфликтов Главные причины, обуславливающие необходимость научной разработки проблем конфликтологии. История развития конфликтологии: 1 этап (до XIX в.) - накопление эмпирических знаний о конфликте и развитие конфликтологической мысли в рамках философии; 2 этап (XIX в.) - формирование первых теорий объяснения природы конфликта и способов его преодоления; 3 этап (с середины ХХ в.) - теоретическое обоснование конфликта как естественной формы человеческого взаимодействия и разработка методов и технологий управления им, развитие конфликтологии как науки. Проблема конфликта в философии и социологии. Теоретические источники конфликтологии. Функционалистское объяснение конфликта Г. Зиммеля. Диалектическая концепция социально-классового конфликта К. Маркса. Классовая точка зрения на конфликт или «теория насилия» и её представители - К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин, Мао Дзедун. Системно-структурный анализ в понимании природы конфликта Т.Парсонса. Концепция позитивно-функционального конфликта Л. Козера. Социальные столкновения и концепция позитивно-функционального конфликта. Конфликтная модель общества Р. Дарендорфа. Становление и развитие отечественной социологии конфликта. Подавление тоталитарной системой теории конфликтологии и её развитие в постперестроечный период. Бесконфликтная модель общества как главенствующая теория в советский период. Периодизация и основные отрасли отечественной конфликтологии. Необходимость рассмотрения конфликта как формы социального взаимодействия в 80-90-е гг. ХХ в. Особенности конфликтологической практики в современной России. Международный опыт в изучении и преодолении конфликтов. Конфликтологические организации: их цели, задачи, потребность в их услугах. ПСК-5
1.3 Объект и предмет конфликтологии, принципы и методы исследования конфликтов Объект в конфликтологии. Предмет изучения конфликтологии. Место конфликтологии в ряду экономических, социологических и психологических дисциплин, ее значение как важной составной части менеджмента. Необходимость изучения конфликтологии для всех видов управленческой деятельности. Основное предназначение конфликтологии применительно к менеджменту. Методологические принципы исследования конфликтов: принцип развития; всеобщей связи; диалектического единства теории, эксперимента и практики; системного подхода; конкретно-исторического подхода; объективности. Методология изучения конфликтов: социологический метод и его значение при исследовании конфликтов; научный подход к изучению конфликтов; метод экспертных оценок. ПСК-5
2.1 Конфликт: понятие, составные элементы, структура Различные трактовки понятия конфликта. Понятие «ложного» конфликта. Различие понятий «противоборство» и «противоречие». Различные виды определения конфликта. Необходимые и достаточные условия конфликта. Составные элементы конфликта: конфликтная ситуация, инцидент, конфликтные личности. Основа конфликта – конфликтная ситуация и её элементы. Признаки наличия конфликтной ситуации. Инцидент, его определение и значение в развитии конфликта. Конфликтные личности, их роль в наличии конфликта. Участники конфликта: их роли, статусы, ранги, потенциалы. Сила оппонентов в конфликте. Ранги оппонентов: оппоненты нулевого, первого, второго и третьего рангов. Зависимость силы оппонента от его ранга. Субъективные характеристики сторон конфликта: потребности, мотивы, притязания, интересы, позиции, образы конфликтной ситуации. Формы неадекватного отражения конфликтной ситуации участниками конфликта и их влияние на конфликтную ситуацию. Понятие «большого» и «элементарного» конфликта. ПСК-5
2.2 Причины возникновения конфликтов Значение выявления причин конфликтов для их конструктивного разрешения. Основные объективные причины конфликтов. Основные субъективные причины конфликтов. Объективно-субъективные причины конфликтов. Организационно-управленческие причины конфликтов: структурно-организационные; функционально-организационные; личностно-функциональные; ситуативно-управленческие. Социально-психологические причины конфликтов. Личностные причины конфликтов. ПСК-14
2.3 Динамика конфликтов Динамика конфликта. Понятие этапов конфликта. Потенциальный конфликт или конфликтная ситуация. Сигналы конфликта. Источники осознания конфликта. Временные границы конфликта – его начало и окончание. Условия, необходимые для признания конфликта начавшимся. Основные периоды в развитии конфликта: латентный, открытый, послеконфликтный. Возможность прекращения конфликта на начальной стадии. Эскалация конфликта. Типичные формы эскалации. Завершение конфликта и его варианты: угасание, устранение, урегулирование, разрешение конфликта. Условия для разрешения конфликта. Постконфликтная стадия. Особенности динамики различных видов конфликтов. ПСК-5
2.4 Классификация конфликтов   Классификация конфликтов: проблема выбора оснований, значение для управления конфликтом. Различные основания при классификации конфликтов. Классификация конфликтов по направленности взаимодействия: вертикальные, горизонтальные и смешанные конфликты. Их характеристика, особенности, важность распознавания для руководителей. Классификация конфликтов по значению для организации: конструктивные (созидательные) и деструктивные (разрушительные) конфликты. Полезность конструктивных конфликтов для организации. Классификация конфликтов по характеру причин: объективные и субъективные конфликты. Их особенности, причины возникновения. Классификация конфликтов по природе возникновения: деловые и личностно-эмоциональные конфликты. Источники деловых и личностных конфликтов. Динамика деловых конфликтов. Зависимость наличия деловых и личностных конфликтов в организации от уровня социально-психологической культуры членов коллектива. Классификация конфликтов по способу их разрешения: антагонистические и компромиссные конфликты. Особенности их протекания, способы их разрешения. Классификация конфликтов по объектам конфликтующих сторон: внутриличностные, внутригрупповые, конфликты между личностью и группой, межличностные конфликты. Способы разрешения внутриличностных конфликтов. Предупреждение конфликтов между личностью и группой. Характеристика межгрупповых конфликтов. ПСК-5
2.5 Функциональность конфликтов   Зависимость последствий конфликта от эффективности управления им. Понятие конструктивных (функциональных) и деструктивных (дисфункциональных) функций конфликта: многоаспектность проблемы. Функциональность конфликта: назначение конфликта, зависимость между конфликтом и иными сторонами индивидуальной и общественной жизни, влияние конфликта на поведение, самочувствие, представления и развитие индивидов и групп. Использование конкретно-исторического метода при определении значения конфликта. Значение конфликта в индивидуальной и общественной жизни. Сигнально-информационная, профилактическая, интегративная, дифференцирующая, инновационная, активизирующая, трансформирующая, мобилизационная, инструментальная и др. функции конфликта. Проблема явных и латентных функций. Влияние последствий конфликта на дальнейшую деятельность организации. Модель конфликта как процесса. ПСК-14
3.1 Организационные конфликты: понятие. виды, причины Понятие производственной организации. Отличие производственной организации от других организаций. Необходимость разграничения организационных и межличностных конфликтов. Противоречивость существования производственной организации: инструментальность и функциональность. Организации субъектного типа. Две точки зрения на конфликт в организации. Роль конфликтов для развития и функционирования организации. Причины конфликтов в производственных организациях. Причины конструктивных конфликтов. Причины деструктивных конфликтов. Типовые конфликтные ситуации в производственных организациях. ПСК-14
3.2 Конфликты между руководителями и подчиненными Объективные причины конфликтов в звене «руководитель-подчиненный». Субъективные причины конфликтов между руководителями и подчиненными. Основные условия и способы предупреждения конфликтов «по-вертикали». Главные условия, способствующие конструктивному разрешению конфликтов с подчиненными. ПСК-14
3.3 Психологические последствия конфликтов Психологические последствия внутриличностного конфликта (личностная и ситуационная тревожность, фрустрация, агрессия, апатия, регрессия). Опасность перерастания межличностных конфликтов в состояние фрустрации. Активные и пассивные проявления фрустрации. Личностные проблемы и суицидальное поведение. Самоубийство. Роль механизмов внутриличностной защиты в развитии и разрешении внутриличностного конфликта. Условия предупреждения и разрешения внутриличностных конфликтов. Значение наличия неформальных групп для конфликтогенности организации. Классификация неформальных групп. ПСК-14
4.1 Предупреждение и профилактика конфликтов Важность умения управлять течением конфликтов и предупреждать их. Необходимые действия для предупреждения и разрешения конфликтов. Стадии управления конфликтом: прогнозирование, предупреждение (профилактика) или стимулирование, регулирование, разрешение. Прогнозирование конфликта как этап выявления его возможных причин и потенциального развития. Причины и факторы межличностных и групповых конфликтов. Возможности изменения конфликтной ситуации путем изменения одной из характеристик её элементов. Использование коммуникативных, информационных, социально-психологических и организационных технологий при регулировании конфликта. ПСК-14
4.2 Способы разрешения различных видов конфликтов Педагогический и административный способы преодоления эмоциональных конфликтов. Убеждение и критика – одни из наиболее эффективных методов педагогического способа преодоления конфликтов. Главные принципы конструктивности критики. Структурные и межличностные способы разрешения деловых конфликтов. Четыре структурных метода разрешения конфликтов: разъяснение требований к работе; использование координационных механизмов; установление комплексных целей для организации; использование системы вознаграждений. Межличностные стили разрешения деловых конфликтов: тактика уклонения (игнорирования); тактика сглаживания (приспособления); тактика принуждения (соперничества); тактика компромисса; совместная работа над решением проблемы (сотрудничество). Сетка Томаса – Килменна, позволяющая проанализировать конфликт и выбрать оптимальную стратегию поведения. Основные этапы разрешения конфликтных ситуаций. ПСК-5 ПСК-14
4.3 Переговорный процесс как форма регулирования конфликта   Переговорный процесс как форма регулирования конфликта. Типы переговоров с точки зрения вмешательства третьих лиц. Прямые переговоры: понятие, содержание, процедура. Управление переговорами. Факторы, определяющие возможность переговоров. Основные этапы переговорного процесса. Ошибки переговорного процесса: организационные, поведенческие, коммуникативные. Основные принципы ведения эффективной дискуссии. Стили ведения переговоров. Метод принципиальных переговоров. Техники переговорного процесса. Вмешательство в конфликт со стороны третьих лиц. Консультация, арбитраж, третейский суд, наблюдение как способы вмешательства в конфликт: границы использования, специфика. Факторы выбора формы посредничества в конфликте. ПСК-5 ПСК-14
4.4 Роль руководителя в управлении конфликтами Руководитель как посредник в конфликте. Рекомендации руководителю организации, находящейся в конфликте. Регулирование конфликта как форма ослабления остроты конфликта, ограничения и обеспечение его развития в сторону разрешения. Признание реальности конфликта, легитимация, структурирование групп как основные стадии регулирования конфликта, использование технологий смягчения конфликта через формы демократизации, сотрудничества, снижения напряженности, нормирования отношений. Завершение конфликта как заключительный этап управления. Разрешение как форма полного завершения конфликта. Предпосылки разрешения конфликта. Возможные формы завершения конфликта. Структурные методы завершения конфликта: изменение ресурсов конфликтующих сторон, изменение структурных факторов, использование координационных механизмов, систем вознаграждения и поощрения. Компромисс и консенсус. Роль руководителя в процессе управления конфликтом. Методы, используемые руководителем в регулировании и завершении конфликта. ПСК-5 ПСК-14