Билет 1
1. Возникновение воспитания как особого вида общественной деятельности
Воспитание возникло вместе с появлением человеческого общества и существует на протяжении всей его истории, с самого начала выполняя общую функцию передачи от поколения к поколению социального опыта. Зарождение зачатков воспитания в племенах гоминид хабилисов. Развитие охоты приводило к тому, что хабилисы накапливали и передавали следующим поколениям информацию о рельефе местности, повадках животных, способах их выслеживания и охоты на них, о внутригрупповом взаимодействии, создании и использовании орудий охоты. Подобная деятельность в некоторых чертах схожа с воспитанием. Вместе с тем весьма трудно с определенностью назвать время появления собственно воспитания как специальной социальной функции, однако с известной долей вероятности можно предположить, что этот процесс проходил в три этапа.
На первом этапе (от 1,5 млн до 45 тыс. лет назад) появляется новая ветвь в эволюции человека – архантропы. В общинах архантропов использовались более сложные по технике обработки и назначению орудия труда, производство которых требовало специальных путей передачи опыта, отличающихся от инстинктивного подражания взрослым. Становлению воспитания как социальной функции способствовали овладение огнем, появление зачатков речи и связанное с этим развитие определенных участков мозга.
К этому же периоду относится появление палеоантропов. Около 250 тыс. лет назад в сообществах палеоантропов дифференцируется и усложняется процесс охоты: племя начинает охотиться на определенный вид животных. Предок человека переходит к подлинному труду и его разделению по половому признаку, вследствие чего появляется дифференциация в содержании подготовки мальчиков и девочек
В период приблизительно 100 тыс. лет назад в Евразии начался процесс оледенения, что значительно ускорило эволюцию социальных отношений и хозяйственной деятельности. В результате появляется новая ступень в развитии человечества - Человек разумный. Таким образом, к периоду 45-40 тыс. лет назад воспитание окончательно выделяется как специализированная социальная функция, чему способствует постоянное усложнение и накопление социального опыта, требующего специальных форм и методов его передачи.
На втором этапе (40-10 тыс. лет назад) в ранних, а затем в поздних первобытных общинах зарождаются специальные приемы и формы воспитания, реализующиеся в ритуалах и обрядах. Образ жизни человеческой общины в этот период характеризуется переходом от присваивающих форм хозяйства к производящему труду, формируется родовая община с социальным равенством всех ее членов. В ранней родовой общине воспитанием занимается практически все взрослое поколение
Магические ритуалы, в которые включались подростки 10-13 лет, стали одной из первых организованных форм воспитания, поскольку они способствовали физическому развитию подрастающего поколения и обучению его элементарным навыкам. Среди первых средств воспитания можно назвать игрушки-тотемы, орудия труда и охоты, изготовленные специально для детей. Опыт трудового и социального поведения подростки получали в играх, ритуальных танцах.
На третьем этапе (от 10 до 8 тыс. лет назад) в результате дальнейшего усложнения хозяйственной и, как следствие, социальной жизни общины появилась семья. В семье воспитание дифференцировалось по половому признаку: девочек воспитывали матери и другие женщины рода, мальчиков - мужчины. Важным этапом в развитии воспитания как особого вида социальной деятельности стало появление обряда инициации.
Инициация предполагала целый комплекс испытаний, их успешное прохождение было жизненно важным условием дальнейшего существования молодого человека, поэтому подготовка к своеобразному экзамену на зрелость была тщательной и довольно продолжительной. При всем разнообразии обрядов, входивших в инициацию, в их содержание обычно включались испытания на знания и умения ведения хозяйственной деятельности, мужество и физическую подготовленность - у юношей, навыки ведения домашнего хозяйства - у девушек.
Таким образом, к IV-V тысячелетиям до н. э. возникают предпосылки к образованию школьных форм обучения. Появление школы как социального института относится к эпохе Древних цивилизаций Ближнего и Дальнего Востока. Отделение умственного труда от физического приводит к появлению новой профессии - наставник, учитель.
2. Онтогенез: основные этапы онтогенетического развития организма
Онтогенез (гр. Он(онтос) – сущее, генезис – рождение) – индивидуальное развитие организма от зарождения до конца жизни особи. У многоклеточных организмов онтогенез, как правило, сопровождается сложной перестройкой с множественными периодами: эмбриональным, его подразделениями, метаморфозом и т.д. Термин «онтогенез» ввел немецкий биолог Э. Геккель (1834 - 1919) в 1866 г.
Во внутриутробном периоде, от зачатия и до рождения, зародыш развивается в теле матери. В течение первых восьми недель происходят основные процессы формирования органов, частей тела. Этот период получил название эмбрионального, а организм будущего человека – эмбрион (зародыш). С девятой недели развития, когда начинают обозначаться основные внешние человеческие черты, организм называют плодом, а период – плодным.
На 3-й неделе беременности зародыш приобретает трехслойное строение, развиваются его осевые органы и начинают формироваться нервные трубки, а также в дальнейшем собственно кожа. На 5-8-й неделе у зародыша появляются плавникоподобные зачатки вначале верхних, а затем нижних конечностей в виде кожных складок, в которые позднее врастают закладки костей, мышц, сосудов и нервов. На 6-й неделе появляются закладки наружного уха, на 6-7-й неделе начинают формироваться пальцы рук, а затем ног. На 8-й неделе закладка органов заканчивается. Начиная с 3-го месяца развития зародыш принимает вид человека и называется плодом. На 10-м месяце плод рождается.
В периоды раннего и первого детства (1 год-7 лет) скорость роста быстро уменьшается, в начале периода второго детства (8-12 лет) скорость роста составляет 4,5-5,5 см в год, а затем возрастает. В подростковом возрасте (12-16 лет) годичная прибавка длины тела у мальчиков составляет в среднем 5,8 см, у девочек – около 5,7 см. При этом у девочек наиболее интенсивный рост наблюдается в возрасте от 10 до 13 лет, а у мальчиков – в подростковом возрасте. Затем рост замедляется.
В грудном возрасте (10 дней-1 год) тело ребенка растет наиболее быстро. Примерно с 6-ти месяцев начинается прорезывание молочных зубов. В течение первых лет жизни быстро растут и развиваются опорно-двигательный аппарат, пищеварительная, дыхательная системы.
В период раннего детства (1-3 года) прорезываются все молочные зубы и происходит первое «округление», то есть увеличение массы тела опережает рост тела в длину. Быстро прогрессируют психическое развитие ребенка, речь, память. Ребенок начинает ориентироваться в пространстве. В конце периода начинается прорезывание постоянных зубов. В связи с быстрым развитием мозга, быстро развиваются умственные способности
В раннем и в первом детстве (4-7 лет) половые различия почти не выражены
В период второго детства (8-12 лет) преобладает рост в ширину. Однако в это время начинается половое созревание, а к концу периода усиливается рост тела в длину, темпы которого больше у девочек. Прогрессирует психическое развитие детей. Развивается ориентация в отношении месяцев и календарных дней. Начинается половое созревание, более раннее у девочек, что связано с усилением секреции женских половых гормонов.
В подростковом возрасте (12-16 лет) быстро растут и развиваются половые органы, усиливаются вторичные половые признаки. В подростковом возрасте развивается механическая и словесно-логическая память.
Юношеский возраст (16—21 год) совпадает с периодом созревания. В этом возрасте рост и развитие организма в основном завершаются, все аппараты и системы органов практически достигают морфофункциональной зрелости.
В зрелом возрасте (22-60 лет) строение тела изменяется мало, а в пожилом (61-74 года) и старческом (75-90 лет) прослеживаются характерные для этих возрастов перестройки. В старческом возрасте происходит снижение адаптивных возможностей организма, изменение морфо-функциональных показателей всех аппаратов и систем органов, среди которых важнейшая роль принадлежит иммунной, нервной и кровеносной системам.
3. Основные функции, принципы и закономерности процесса воспитания
Процесс воспитания диалектичен. Диалектика воспитательного процесса выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности. Непрерывность процесса воспитания проявляется в его постоянном развитии в соответствии с требованиями общества.
Процесс воспитания динамичен, он изменяется в зависимости от условий, региона, возрастных особенностей детей, различных жизненных ситуаций, в которых находится ребенок. Средства воспитания тоже меняются в зависимости от того, к какому ребенку их применяют.
Подвижность процесса воспитания характеризует семейное воспитание, целенаправленное воспитание в школе, воспитание во внешкольных учреждениях. Здесь учитываются интересы детей, их возможности, личный опыт и социальное окружение. Подвижность процесса воспитания позволяет учителю осуществить маневренность в воспитании, как бы избрать в нужный момент такой путь, который обеспечит больший эффект в силу своей специфичности.
Воспитание — это развитие личности, а развитие — диалектический процесс, в котором есть противоречия. Противоречия классифицируются на внутренние и внешние.
Внутренние противоречия — это источник развития. Они порождают ту силу, которая и является движущей силой развития самого процесса воспитания. Основным содержанием такого типа противоречия являются противоречия между потребностями личности и возможностями их удовлетворения. Поскольку воспитание предназначено для того, чтобы правильно сориентировать личность в ее развитии, то понятно, что это возможно лишь при условии выявления потребности личности ее запросов, устремлений, жизненных целей и личностных планов.
Внешние противоречия сильно сказываются на результатах процесса воспитания. Они способны создать благоприятные или неблагоприятные условия для протекания самого процесса воспитания. Примерами таких случаев служат", организованное, целенаправленное воспитание в школе и стихийное влияние окружающей среды, противоречия между школой и обществом противоречия в средствах массовой информации, противоречия между школой и семьей, противоречия между словом и делом в процессе воспитания
Особенности процесса воспитания характеризуют трудность этого процесса и отражают его специфику и сложность
1. Прежде всего, это процесс целенаправленный (цель воспитания должна так реализовываться, чтобы она был! близка и понятна воспитаннику).
2. Многосторонность процесса. В процессе воспитали; участвуют семья, школа, общество, отдельные воспитатели, внешкольные учебные заведения. Однако в деятельности всех воспитателей нет согласованности единства.
3. Деятельность воспитателя, результат его воспитания обусловлены не только знаниями теории воспитания, но и мастерством воспитателя.
4. Результаты этого процесса не всегда так явно ощути
мы, как в обучении, они малозаметны.
5. Это процесс динамичный, изменчивый, подвижный.
6. Длительность процесса. Воспитание длится всю жизнь. Ребенок в течение всей жизни накапливает опыт поведения, знания, суждения, убеждения.
7. Непрерывность воспитания. Процесс школьного воспитания — это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников (на уроке, после урока, в походе, разных формах работы). Непрерывность предполагает создание системы воспитания, а не сводится к воспитанию от случая к случаю.
8. Ступенчатый характер воспитания. На начальном этапе ребенок воспитывается в семье, затем в школе формируются этические понятия, усваиваются нравственные знания, вырабатываются суждения, которые затем формируются в убеждения школьника и представляют основу его поведения.
9. Особенности концентризма отражается в содержании, воспитательной работы. Приобретение знания общечеловеческих норм морали, развитие социально значимых качеств личности происходят в ребенке в течение всей школьной жизни, но на каждом возрастном этапе содержание работы учителя расширяется и включает в себя более широкий круг знаний.
10. Двусторонний и активный характер процесса воспитания. В процессе воспитания участвуют две стороны — учитель и воспитанник. Учитель управляет процессом воспитания в зависимости от той информации, которую он получает от ученика.
11. Неопределенность результатов воспитания. В одних и тех же условиях воспитания получаем разные результаты, так как на них оказывают влияние субъективные факторы, индивидуальные различия учащихся, социальный опыт и уровень подготовки учеников, отношение учащихся к воспитателю, умение учителя управлять процессом воспитания в отдельных случаях.
12. Комплексный характер процесса воспитания. Он предполагает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса. Все должно быть подчинено идее целостного воспитания и развития личности.
Закономерности воспитания реализуются через принципы.
Принципы дают представление о том, как практически организовать процесс воспитания. Это исходные положения, согласно которым строится процесс воспитания. Они соответствуют самой природе воспитания. Итак, принципы воспитания — это требования, с учетом которых осуществляется учебно-воспитательная работа. Принципы всегда соответствуют определенной системе воспитания и служат реализации ведущей идеи данной системы. Поэтому они меняются, могут быть разными,
Перечислим наиболее специфичные принципы в системе воспитания:
• общественно-ценная направленность воспитания;
• связь учебно-воспитательной работы с жизнью и трудом;
• опора на положительное в воспитании;
• гуманизация и демократизация воспитания;
• личностный подход;
• единство воспитательных воздействий;
• принцип воспитания в коллективе и через коллектив;
• учет возрастных и индивидуальных особенностей;
• принцип активности личности в воспитании;
• принцип сочетания уважения и требовательности к личности;
• принцип учета согласованности педагогических усилий;
• принцип обеспечения успеха в деятельности.
Часто авторы подразделяют принципы на те, которые служат организации учебно-воспитательного процесса и те, которые служат управлению, руководством деятельностью воспитанников