Диалог «вопрос-ответ» и «меню».
Имеется четыре основных структуры:
1. Вопрос-ответ.
2. Меню.
3. Экранные формы.
4. Диалог на базе команд.
Критерии оценки диалога:
1. Естественность.
2. Последовательность.
3. Краткость.
4. Поддержка пользователя.
5. Гибкость.
Законы диалога:
· диалог не вынуждает существенно подменять свои традиционные способы работы;
· стиль сообщения должен быть разговорным, а не письменным;
· избегать фамильярности;
· добавление имени пользователя в запросе быстро надоедает;
· фразы не должны требовать дополнительных пояснений;
· допустимо использовать жаргонизмы при условии использования их в среде пользователя;
· важен порядок запроса системой информации, необходимо придерживаться порядка, в каком пользователь обычно обрабатывает информацию;
· не следует заставлять человека вручную обрабатывать информацию перед вводом или после вывода;
· при размещении данных на экране необходимо соблюдать последовательность и место вывода сообщения на экран;
· в диалоге пользователь не должен вводить незначащие цифры или символы;
· не нужно запрашивать информацию, которая была введена ранее или которая может быть сформирована автоматически;
· объекты следует вводить в уникальной форме;
· не требовать от пользователя информации, которая не используется в системе;
· ввод по умолчанию;
· сокращения не должны быть двусмысленными и неестественными;
· по возможности использовать идентификаторы из одной буквы или цифры;
· выходные сообщения должны содержать только ту информацию, которая запрашивалась.
Поддержка пользователя измеряется мерой помощи, которую диалог оказывает пользователю. Подкритерии поддержки пользователя:
1. Количество и качество имеющихся инструкций.
2. Характер выдаваемых сообщений.
3. Подтверждение каких-либо действий системы.
Инструкция пользователю выводится в виде подсказок или справочного меню. Советы:
· характер инструкции должен соответствовать опыту работы пользователя;
· не должна выдаваться инструкция, которая не требуется пользователю и не имеет отношения к его работе;
· справочная информация должна появиться в тот момент, когда потребуется;
· сообщение об ошибке должно точно пояснить в чем заключается ошибка и какие действия нужно предпринять, чтобы её устранить;
· сообщение, подтверждающее какие-либо действия, требуется, чтобы пользователь мог убедиться, что система выполнила или не выполнила следующие действия;
· подтверждать ввод данных требуется тогда, когда эти данные приведут к необратимым действиям системы;
· в системе со сложной структурой следует выводить уровень, на котором находится пользователь.
Гибкость- это мера того, на сколько хорошо диалог соответствует различным уровням пользователей.
Вопросы и упражнения
Перечислите основные законы диалога.