Как создаются типологии
Когда сравниваются различные культуры, возникает вопрос, по
каким признакам они сопоставляются. В мире насчитывается
более 2000 языков, и все они, естественно, чем-то отличаются
друг от друга. Но культуры рассматриваются не только по это-
му элементу. Как же их типологизировать?
В современной культурологии нет общепринятого критерия, с по-
мощью которого можно было бы объединять культуры в те или
иные типы. Это не означает, конечно, что никто не пытался оп-
ределить такой критерий. Напротив, попыток было много, но не
одна из них не увенчалась успехом.
В каком случае культуру можно оценивать, например, как авто-
номную и самобытную? Прежде чем ответить на этот вопрос,
важно установить, что служит единичным культурным фак-
том (или «артефактом», как называют некоторые современ-
ные исследователи культуры) в ткани любой самостоятель-
ной культуры. Помните, многие антропологи сетовали имен-
но на то, что в культуре невозможно выделить что-то вроде
атома или гена?
Предмет или поступок становится культурным феноменом, если
он обретает смысл. Подразумевается, что такое явление куль-
туры что-то означает. Скажем, Венера Милосская для челове-
ка, не понимающего заключенного в ней художественного
значения, представляет собой лишь кусом мрамора, обладаю-
- щий геометрической формой и определенными свойствами.
Как писал российский социолог, большую часть жизни про-
живший в США, П.А. Сорокин (1889-1968), «религиозная цен-
ность превращает маленький кусочек дерева в «чурингу» —
священный тотем. Кусок материи на палке, символизирующий
национальный флаг, заставляет людей жертвовать своей жиз-
нью. Болезненный человек, провозглашенный монархом или
папой, становится могущественным и священным «Величест-
вом» или «Святейшеством». Если же он свергнут, он лишается
200 ГлазаXIII. Типология культур
своей социокультурной ценности, и его могущество, функции,
социальное положение и личность коренным образом изменя-
ются: из величества или святейшества он превращается в пре-
зренного и ненавистного изгнанника».
Единичные культурные феномены связаны между собой. Мате-
риальные предметы могут лежать на дороге, будучи случайно
оброненными прохожими. Единственная связь между ними —
пространственная близость. Можно произвольно добавить
к ним еще несколько предметов. Однако и тогда мы не обнару-
жим между ними ни причинной, ни логической связи. По оп-
ределениюга П.А. Сорокина, это можно назвать культурным
скоплением.
Тем не менее можно указать такие совокупности предметов, фе-
номенов, процессов культуры («артефактов»), которые обра-
зуют причинно обусловленные, взаимосвязанные культурные
единства, или системы. Простое перечисление разнородных
«артефактов» без единого базового основания не позволяет
разделить их по «классам», т.е. классифицировать. А вот, ска-
жем, фраза в «эпоху барокко были написаны такие-то и такие-
то произведения» уже несет в себе признак (основание) клас-
сификации по стилю барокко, и к этим произведениям мы ни-
когда не причислим, например, произведения современного
модерна или постмодерна.
Между компонентами (классами) классификации могут склады-
ваться связи разной глубины. Они могут формировать логиче-
скую систему. Так, основная часть положений, содержащихся
в произведениях «Республика» Платона, «Критика чистого ра-
зума» И. Канта, образуют последовательные системы. То же
самое, как считал П.А. Сорокин, можно сказать и о Символе ве-
ры христианства и других великих религий, об этических сис-
темах, даже о большинстве кодексов законов. Большая часть
их основных положений взаимно согласована и образует
смысловые единства, или системы.
Культурные феномены можно просто перечислить, но получен-
ная таким, образом совокупность вовсе не является закончен-
ной системой. Скажем, американский культуролог Т. Роззак пы-
тался дать классификацию не традиционных религиозных фе-
номенов. Он предложил схему из 13 элементов, однако включил
в нее отдельные неравнозначные компоненты, поэтому в его
схему можно вводить и другие компоненты, т. е., строго говоря,
это еще не классификация.
,лсваXIII. Типология культур 201
Музыкальная композиция, в которой отдельные фрагменты музы-
ки взяты из таких разнохарактерных, разностильных произведе-
ний, как творения немецкого композитора, автора многих церко-
вых хоралов и ораторий Иоаганна Себастьяна Баха (1685-1750),
известного также своими фугами (музыкальными произведени-
ями, переносящими на клавишный инструмент многоголосие хо-
ра); из музыки русского композитора, развивавшего в своих про-
изведениях чуть ли не все разновидности модернизма Игоря
Федоровича Стравинского (1882-1971); из произведений немец-
кого композитора, создателя жанра музыкальной драмы Ри-
харда Вагнера (1813-1883) и, наконец, из джазовой музыки, —
может служить примером музыкальной какофонии, т.е. сумбур-
ных, хаотических нагромождений звуков.
Уясним, чем классификация отличается от типологии. Класси-
фикация, прежде всего, рождается на эмпирическом уровне.
Иначе говоря, перед нами ряд конкретных культурных фено-
менов, которые нужно как-то сгруппировать. Типология же
возникает как плод исследовательских усилий, как построе-
ние идеальной (абстрактной) модели. Когда мы говорим
«культура Возрождения», «культура Просвещения», «культу-
ра романтизма» и т.д., то имеем в виду не только нечто вро-
де фактов и обнаружений культуры, но и определенную ус-
ловную данность...