Стадии постижения исторического сознания
Первоначальный тип исторического сознания часто называют
стихийным, ибо сам исторический процесс, как содержание ис-
торического времени, представлялся античным авторам в ка-
честве некой нецелесообразной данности, смысл которой че-
ловек постичь не в состоянии (см. об этом: Гертнер С.Л. Исто-
рическое сознание как тип духовности // Новые пути наук
о культуре. Тезисы международной научно-практической кон-
ференции. 4.1, М., 1995, с. 20-23). По мнению автора, последу-
ющее изменение исторического сознания в античную эпоху
связано с усложняющимися условиями общественного произ-
водства, углубляющейся дифференциацией социума и приро-
ды. В результате человек перестал ощущать себя игрушкой Ро-
ка, а стал хозяином своей судьбы.
ь средние века, считает С.Л. Гертнер, историческое сознание при-
обретает иную структуру существования. «Время по-прежнему
не выступает в качестве главенствующей субстанции в жизни
человека, но уже по иным причинам. Если в синкретизме ми-
фологического сознания время прошедшее и настоящее слива-
ются воедино, и событие, произошедшее в далеком прошлом,
воспринимается одинаково значимо, как и событие, происходя-
ГлаваХП. Культура и история 193
i культурология
щее сейчас, то незначительность времени средневекового созна-
ния имеет иную природу. Бог выступает не только источником
жизни отдельного человека, но и человечества, не только ис-
точником конкретного действия, но времени вообще. Время —
это Бог, Бог даже больше чем время, он творит его. Нет време-
ни без Бога, нет времени до Бога, может вообще не быть време-
ни, но Бог будет всегда. Поэтому для средневекового человека
триада: прошлое — настоящее —• будущее не играет важной
роли, не отражается в его сознании как нечто значимое» (Герт-
нер СМ. Историческое сознание как феномен культуры. Авто-
реф. дисс. на соискание ученой степени кандидата культуро-
логических наук. 14., 1999, с. 10).
По мнению С.Л. Гертнер, в новое время осознание связи с эпохой
происходит через воспоминание истории. Яркое разграниче-
ние кежду прошлым, настоящим и будущим, между опытом
и ожиданиями, надеждами укореняется в эпоху Возрождения.
Настоящее понимается уже как переход от прошлого к будуще-
му. Современность, нейтрализованная христианской историче-
ской традицией, выступает главным в исторической жизни.
Напряженным становится историческое сознание на рубеже XIX
— XX веков. Многие мыслители, в том числе А. Шопенгауэр,
B.C. Соловьев, 0. Шпенглер, П. Тивлих, Н.А. Бердяев, создают
обостренные версии исторического сознания. Историческое
сознание приобретает исследовательскую конкретность. Так,
B.C. Соловьев, анализируя древнюю историю, подробно рас-
сматривает роль государства и влияние войны на ход событий.
(Соловьев B.C. Оправдание добра // Соловьев B.C. Соч. в двух
томах, т. 1, М., 1988, с. 467-470).
Существует ли логика истории? — этот вопрос 0. Шпенглер зада-
ет в первом томе «Заката Европы». Не скрывается ли за всеми
случайными и не поддающимися учету единичными событиями,
так сказать, метафизическая структура исторического челове-
чества, по существу, независимая от бросающихся в глаза по-
верхностных культурно-политических явлений? Не повторяют-
ся ли великие моменты всемирной истории в форме, позволяю-
щей проницательному взгляду делать обобщения? А если так, то
как далеко простираются границы такого рода обобщений?
(Шпенглер 0. Закат Европы. Т. 1, М., 1993, с. 5).
194 /ло'ео Ж Культура и история
Немецкий культуролог задает вопрос и о том, что быть может, по-
нятия рождения, смерти, юности, старости, продолжительности
жизни, лежащие в основе всего органического, имеют в отно-
шении истории еще никем не раскрытый строгий смысл? Не ле-
жат ли, словом, в основе всего исторического всеобщие биогра-
фические изначальные формы? (там же, с. 5).
Вот как формулирует Шпенглер свою задачу: «Если мы хотим уз-
нать, каким образом происходит угасание западной культуры,
то нам необходимо сперва выяснить, что такое культура, како-
во ее отношение к видимой истории, к жизни, к душе, к приро-
де, к духу, в каких формах она проявляется и в какой мере эти
формы — народы, языки и эпохи, сражения и идеи, государст-
ва и боги, искусства и художественные произведения, науки,
право, хозяйственные формы и мировоззрения, великие люди
и великие события — являются символами и должны как тако-
вые истолковываться» (там же, с. 6).
Шпенглер считал, что не только для первобытного человека, но и
для человека некоторых высших культур не существовало все-
мирной истории, не существовало мира как истории. Истори-
ческое исследование в широком смысле слова, заключающее
в себе все виды психологического анализа чужих народов,
эпох и нравов, имеет то же значение для души целых культур,
какие дневники, автобиографии и исповеди имеют для отдель-
ного человека.
Что такое всемирная история? — спрашивает Шпенглер. Несо-
мненно, каждый, кого бы ни спросили, убежден, что он ясно и от-
четливо созерцает периодическую структуру истории. В дейст-
вительности образ всемирной истории есть, по Шпенглеру, не-
проверенное духовное достояние. Культуролог критикует
схему: «Древность — Средневековье — Новое время». В преде-
лах очень узких границ, составляющих предпосылку этой значи-
тельной концепции, она была, безусловно, правомерной. В круг
рассмотрения здесь не входит ни индийская, ни даже египетская
история.
Человечество, по мнению Шпенглера, есть пустой звук. Каждая
из культур дает собственную форму своему материалу — чело-
вечеству. Каждая из них несет собственную идею, собственные
страсти, волю, чувство и собственную смерть (там же, с. 27).
А вот и общий вывод Шпенглера: способность переживать ис-
торию и способ, каким переживается история, и особенно соб-
ственное становление, у разных людей различны.
Глава XII. Культура и история 195