Универсальные категории культуры
Клайд Клакхон, известный американский антрополог, теоретик
культуры, сформулировал постановку вопроса, связанного
с универсалиями. Он считал, что есть две взаимосвязанные про-
блемы: существуют ли четко определяемые ограничения внут-
ри каждой культурной вариации, которые регулируются обще-
человеческими биологическими факторами, психологическими
процессами и процессами социального взаимодействия? Имеют
ли эти ограничения, а также вытекающие из них склонности
к подобиям в форме и содержании значений для категорий куль-
туры, которые универсальны в смысле их соответствия опре-
деленным шаблонным позициям описания и сравнения, и в
смысле наличия возможного единообразия явлений культуры
(см. Клакхон Клайд. Универсальные категории культуры //
Личность. Культура. Общество. М., 2001, с. 111).
По его мнению, в современной антропологической мысли суще-
ствует парадокс. А. Рэдклифф-Браун и некоторые другие бри-
танские антропологи характеризуют социальную антрополо-
гию как «сравнительную социологию». Современные амери-
канские анторопологи делают акцент на кросскультурном
подходе, и некоторые из культурологов даже оправдывают
призывы сделать эту науку «наукой наук». Это мотивируется
Главах!. Универсалии культуры : 171
тем, что в своей исследовательской деятельности специалисты
выходят за пределы ограничений, накладываемых на ученых
категориями их собственных культур. Ибо подлинное сравне-
ние возможно только там, где выделены культурно связанные
единицы.
В самом деле, среди антропологических дисциплин лишь в одной
лингвистике были открыты элементарные единицы (фонемы,
морфемы и т.п.), которые оказались универсальными, объектив-
ными и теоретически значимыми. Даже физическая антрополо-
гия, которая имеет дело с собственно биологическими данными,
уже начинает группировать их согласно таким понятиям здра-
вого смысла, как «особь», «молодой человек», «взрослый чело-
век», «старик». История науки показывает, что прогресс в ней
зависит от продвижения за пределы «здравого смысла» к абст-
ракциям, которые обнаруживают, по мнению К. Клакхона, нео-
чевидные отношения и свойства доступных изоляции аспектов
того или иного феномена. Прежде всего, считает К. Клакхон, это
должны осознать антропологи, поскольку «смысл» становится
«здравым» только при наличии концепции в науке, в частности,
если речь идет о понятных договоренностях внутри собствен-
ной (внутренней) культуры.
Культурная антропология следует двумя путями, ни один из ко-
торых не предоставляет возможностей для правильного и пол-
ного сравнения. Некоторые антропологи организуют свои
описания главным образом согласно размерностям только
этой культуры. При этом выбираются категории, которые явно
присутствуют в языке аборигенов. Этот метод, в случае его
предпочтения, дает видение опыта таким, каким он осознает-
ся самими исследуемыми народностями и избегает искажений,
не генерализуется согласно классификациям, характерным
для западного способа мышления.
В то же время, ни один подход, который пренебрегает молчали-
выми предпосылками и скрытыми категориями внутренней
культуры исследователя, реально не дает возможности видеть
уникальный культурный мир в его целостности. Более того —
и это имеет прямое отношение к теме универсалий — этот
путь представляет собой культурный релятивизм в самом экс-
тремальном виде. Каждая выделяемая культура становится
здесь самостоятельной монадой, которая по своей природе мо-
жет сравниваться с другими только приблизительно, «интуи-
тивно», «образно».
172 Глава XI. Универсалии культуры
Подавляющее большинство этнографов следует другим путем.
Здесь применяются категории, которые присутствуют в хорошо
известном «стандартном наборе». Типичными являются: при-
родное окружение, экономические и технологические приемы
овладения этой средой, социальная организация, религия, ино-
гда язык, довольно часто встречаются категории «жизненный
цикл», анализируются методы воспитания детей и тому подоб-
ные. В первую очередь, это понятия здравого смысла, соответ-
ствующие западной терминологии XIX в., Они характеризуют
всеобщие рамки человеческой жизни. Такие универсалии лишь
слегка модифицированы в соответствии, с одной стороны, с эм-
пирическими обобщениями, которые осуществлены на основа-
нии идеи К. Уисслера о существовании «универсального куль-
турного образца» и, с другой стороны, с изменившейся теорети-
ческой модой (например, вниманием к обычаям воспитания,
способам одеваться).
В целом эти категории, хотя и довольно неуклюже, но обслужива-
ют науку и делают возможным определенные осмысленные
сравнения. По форме все они представляют собой огрубленные
эмпирические универсалии, в рамках которых можно условно
группировать данные описательного характера. Сравнитель-
ный же анализ осуществляется с помощью более правильных
с научной точки зрения понятий, специально сконструирован-
ных антропологами: «отдельный предмет», «черта» и «актив-
ность» Р. Линтона; его же — «универсалии», «альтернативы»
и «отличия»; три типа образцов А. Крёбера, «темы» Опплера;
«фокус» X. Херсковича. Однако полученные на этом основании
данные, призванные служить в качестве эмпирического мате-
риала для сравнительного исследования, продолжают быть ис-
каженными — иногда слегка, а иногда и очень существенно —
донаучной природой этих базовых категорий.
Что касается самих техник земледелия или ткачества в разных
культурах (но не их символических значений), то их можно
сравнивать с относительно небольшими искажениями, посколь-
ку они объективны. Применяемые же культурологами понятия
«экономика», «религия», «политика», по мнению К. Клакхона,
содержат значительный элемент произвольности. Клакхон счи-
тает, что в культурной антропологии мы все еще находимся
в той фазе, которая была в лингвистике, когда неевропейские
языки втискивались в категории латинской грамматики. Мы мо-
жем выявлять сходства, возникшие благодаря историческим
ГлаваХ!. Универсалии культуры 173
связям. Но неисторически производные сходства, исключая на-
иболее общие и очевидные, ускользают от нас, поскольку наша
сетка категорий излишне обусловлена культурой.