Организация научного исследования

Уже давно человек понял ту истину,

что успех в научном познании и

творчестве зависит от способностей

человека наблюдать за явлениями

природы.

А.Л. Чижевский

 

Приступая к исследованию, из всего изменчивого, многогранного процесса ландшафтного проектирования необходимо вычленить только какую-то область и определить ее точные границы. При этом нельзя утрачивать внимание к ландшафтному дизайну как к целому. И самое простое, и самое сложное исследование должно начинаться с ясно сформулированной проблемы.

Часто неудовлетворительные результаты исследовательской работы заложены уже в первой фазе – формулировке проблемы. Что же такое научная проблема? Сегодняшние знания не дают на этот вопрос точного ответа. Ясно одно: соответствующая теоретическая или практическая деятельность должна привести к новым знаниям. Сформулировать проблему – значит выйти за пределы известного, познанного в область того, что должно быть познано. Речь идет не только о незнании, а прежде всего об осознании того, что мы чего-то не знаем. Наиболее проблемными в наши дни в ландшафтном дизайне являются в общем виде следующие вопросы:

– индекс решения экологических проблем того или иного города (с учетом типа его градообразующих предприятий) нормативными (по СНиП'у) показателями озеленения территории;

– степень удовлетворения эстетических требований горожан принятыми типами озеленения;

– терапевтическая роль специальных зеленых насаждений (ароматерапия, цветотерапия и т.п.).

Выбор проблемы исследования – очень важная и трудная фаза любой научной работы. Это процесс интенсивного размышления, серьезной интеллектуальной деятельности, на которую иногда уходит больше времени, чем на собственно исследовательскую работу.

На этом этапе определяется тема и формулируется проблема исследования, что не одно и то же.

Тема определяет область исследования. Она имеет более широкий, чем проблема, характер, иногда может касаться ряда наук, из которых каждая рассматривает тему в разных аспектах.

Научная работа начинается с формулировки проблемы, которую нужно решить. Но этому предшествует изучение литературы в избранной области исследования, выяснение, какие вопросы уже решены и на какие предстоит ответить.

Проблема рождается из накопленных знаний о незнании.

Формулировка проблемы предполагает и выяснение путей, методов решения ее. В постановке проблемы уже содержится цель исследования. В процессе исследования цель может развиваться, обогащаться, но ее сущность остается той же, пока проблема не будет решена. От правильности формулировки проблемы и целей исследования зависит ее результат. Поэтому формулирование проблемы является одним из важнейших этапов исследования.

Следующий этап – составление библиографии и целенаправленное изучение проблемы в различных ее аспектах по журнальным статьям, монографиям и другим видам публикаций. Исследователь изучает проблему в историческом разрезе и дает ее должное обоснование.

Одновременно с формулированием проблемы выявляется главное направление исследования, его ведущая идея. Она определяет, в каком направлении будет развиваться изучение проблемы и как будет сформулирована гипотеза.

Более глубоких результатов достигают те исследователи, которые с самого начала ставят своей целью рассмотреть условия изучаемых явлений, вскрыть функциональные отношения.

Гипотеза является важным элементом движения познания к новым открытиям. Она возникает на основании известных знаний, но выходит за их пределы. В переводе с греческого гипотеза дословно означает «предположение».

«Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией».

Словарь иностранных слов. – М.: Мысль, 1982.

«Гипотеза – это предположение, в котором на основе ряда фактов делается вывод об объекте, о причинах явления, причем это предположение нельзя считать вполне доказанным».

Философский словарь. – М.: 1975.

Эвристическая ценность гипотезы заключается в том, что в ней соединяются известные познания с новым, с тем, что мы ищем. Гипотеза появляется одновременно с ведущей идеей исследования и ею определяется.

Гипотеза ведет к накоплению и систематизации фактов, вдохновляет на новые исследования, на формулировку новых идей и теорий, которые должны быть сформулированы и проверены. Каждая гипотеза на начальной стадии эксперимента является первичной, или рабочей. Первичные гипотезы применяются тогда, когда исследуемая область мало разработана.

Реальная (научная) гипотеза возникает на более глубокой теоретической основе и имеет более точную форму выражения. В экспериментальных исследованиях она выражает отношение между зависимой и независимой переменными величинами.

Исследование должно проверить истинность гипотезы. Различия между первичной и реальной гипотезами относительны. В процессе познания первая переходит во вторую.

Научная гипотеза должна отвечать ряду условий:

• соответствовать хорошо проверенным фактам, иначе ее нужно переформулировать;

• не противоречить другим теориям в той же области, истинность которых уже доказана. Она может и противоречить сложившимся теориям, если охватывает более широкий круг явлений;

• отвечать общим принципам диалектико-материалистического мировоззрения. Например, метафизический характер гипотез о цели воспитания в разных концепциях религиозной педагогики не отвечает принципу научности;

• быть экспериментально и практически проверяемой (речь идет о технических возможностях).

После проверки гипотезы либо становятся научной истиной теорий, либо меняют свою форму, либо отвергаются. От гипотезы зависит выбор метода исследований.

Далее формулируются объект и предмет исследования. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание магистранта, именно предмет исследования определяет тему диссертационной работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.

Важным этапом научного исследования является выбор методов исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели (подробнее см. след. главу).

Описание процесса исследования – основная часть диссертационной работы, в которой освещаются методика и техника исследования с использованием логических законов и правил.

Очень важный этап научного исследования – обсуждение его результатов, которое ведется на заседаниях профилирующих кафедр, ученых советов, где даются предварительная оценка теоретической и практической ценности диссертации и коллективный отзыв.

Заключительным этапом научного исследования являются выводы, которые содержат то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной работы.