Систематизация

осуществляется в результате вмешательства исследователя, когда сам исследователь строит такую систему, которая бы лучше соответствовала его целям и задачам. При этом во внимание

принимается только одна из многочисленных внешних характеристик

источника. Задача систематизации - служебная, вспомогательная.

При этом могут быть избраны следующие принципы

систематизации:

1. хронологический,который учитывает время создания

источника (большие системы: античные, средневековые, новой и

новейшей истории; мелкие: по истории второй мировой войны,

послевоенного десятилетия и т. д.);

2. региональныйпринцип (по истории Прибалтики,

восточнославянских земель, Восточной Европы);

3. этнический(по истории России, Украины, истории татар,

цыган и т.д.);

4. проблемный (отмена крепостного права в Беларуси и др.)

5. персональный(деятельность Витовта, Петра I и т. д.).

Наибольшее распространение получила систематизация по

нескольким принципам (например, источники истории Беларуси (России, Прибалтики и др.) нового и новейшего времени).

 

11. Пісьмовыя крыніцы, іх роля ў вывучэнні гісторыі. Класіфікацыя пісьмовых крыніц.

 

Постепенно и незаметно к письменным источникам утвердилось их деление на два рода. Первый из них Л.М. Пушкарев

определял как актовые. Но, имея в виду дальнейшее употребление

этого термина в более узком смысле, остановимся на термине

«документальные» источники. Их главное отличие в том, что они

были вызваны к жизни необходимостью зафиксировать, отразить

какие-то явления, факты прошлого и являются их частью

(«остатками»). Они не создавались специально для передачи

информации и вызывают большее доверие у исследователей. Однако,

являясь лишь частью факта, они все-таки не передают его во всей полноте и требуют безусловной проверки и дополнения их

информации. Другой род письменных источников - повествовательные. Они,кроме всего прочего, отличаются от документальных тем, что дают последовательное изложение событий и позволяют объяснить взаимосвязи изучаемых явлений с другими явлениями того же времени. Являясь «преданиями», они, преимущественно, создавались

специально для передачи информации, подвергавшейся, безусловно,

более существенному искажению.

Вид - это исторически

сложившийся комплекс письменных источников, для которых

характерны схожесть их структуры и содержания.

I. Документальныеисточники:

1. Документы законодательства (памятники права);

2. Актовые источники (договорного характера);

3. Материалы делопроизводства (в результате деятельности

канцелярий и других учреждений по созданию документов);

4. Статистические материалы (выросшие из массива

делопроизводства как реализация обратной связи в управлении). В

качестве подвида сюда относим: экономико-географические,

хозяйственные описания, а также материалы фискального учета,

которые часто приобретают характерные черты массовых

источников.

II. Повествовательныеисточники:

1. Летописи и хроники;

2. Мемуарная литература и эпистолярные источники

3. Литературные и публицистические произведения

Периодическая печать рассматривается как специфическая

система, исторических источников, ибо помимо видов, характерных

для своих развитых форм (аналитический жанр: корреспонденции,

статьи, рецензии; художественно-публицистический: очерки,

фельетоны, памфлеты), периодика содержит и законодательные

документы, и мемуарные произведения и т. д.

 

12. Агульная характарыстыка заканадаўчых дакументаў і метадычныя прыёмы іх вывучэння.

 

Законодательные источники – нормативные документы,

санкционированные верховной властью и имеющие высшую

юридическую силу в пределах определенной территории. Они

составляют основу системы права государства.

Право, как известно, возникает вместе с появлением государства.

Законодательство поэтому относится к тем видам источников,

которые, возникнув, сохраняются до настоящих дней.

При изучении законодательных источников следует помнить, что

каждая правовая норма и закон в целом устанавливают обязательные

нормы поведения, но они не выполняются всеми гражданами

государства. Для исследователя не должно существовать

предубеждений (например – «сталинская» конституция 1936 г. и

«передовые» положения Статута 1588 г.). Необходимо уточнение

реального воздействия правовых норм на жизнь общества и их

выполнения на основе других источников (в том числе

повествовательных).

Анализ законодательных документов требует освещения ряда

условий, места, времени и обстоятельств, в которых принимается

данный закон. Следует учитывать, что пока он действует, соблюдение зафиксированных в нем норм не стало общим правилом. В то же

время законы несколько запаздывают относительно причин, их

породивших.

Если законодательные документы формировались как средство

влияния на массы, необходимо уточнить, в какой степени государство

имело необходимые механизмы для реализации их положений.

Определенную сложность представляет анализ юридической

терминологии. Это требует глубокого знания правовых традиций

страны (или региона), какие политические силы выступали за (и какие

– против) принятия данного закона, какие аргументы приводились,

принимались ли (и кем) аналогичные законы ранее, имеются ли в

принятом законе противоречия и т. д. При этом необходимо, конечно,

пользоваться наиболее надежными издания законодательных

документов.

 

13. Агульная характарыстыка актавых матэрыялаў і метадычныя прыёмы іх вывучэння.

 

Историческими актами называют документы, в которых в

форме определенных юридических норм закреплены экономические и

политические договоры между государствами, государством и

церковью, частными лицами и т. д.

Методика исследования актов. Изучение актов проходит в 4

этапа. На первом этапе анализируется внешняя (материальная) форма

актов путем исследования почерка, печатей, филиграней,

символических элементов, монограмм. Основной целью этого этапа

является установление подлинности акта. Попутно может быть

решена задача, имел ли акт канцелярское или внеканцелярское (т. е.

создавался самими получателями) происхождение.

На втором этапе проводится анализ внутренней формы акта

(формуляра акта).

На третьем этапе изучения проводится синтез информации,

полученной в результате анализа внешней и внутренней формы акта.

Синтез позволяет окончательно решить вопрос о подлинности акта,

сопоставляя информацию о времени и месте создания акта,

полученную на первых двух этапах.

На четвертом этапе анализируется содержание акта, т. е.

точность и достоверность отражения в нем исторических фактов. При

этом исследователю необходимо отличать информацию о событиях,

которые происходят в момент заключения акта (подробности

переговоров, описания границ конкретных владений и др.), от

сложившихся в течении длительного времени канцелярских формул

(традиционного призывания Бога и св. Троицы, публичного

объявления о заключении акта и т. д.).

Большинство традиционных канцелярских формул входит в

формуляр акта – структуру, порядок расположения частей в акте.

Выделяют 4 типа формуляров:

1. условный, представляющий наиболее общую схему

построения акта.

2. абстрактный, характерный для построения актов одного вида

(например, договорного вида публично-правовых актов светских

властей, в который входят международные и княжеские договоры)

3. конкретный, который служит схемой построения актов

определенной разновидности (например, договоры между князьями и

феодальными республиками – Новгородом и Псковом).

4. индивидуальный, являющийся схемой построения

определенного акта (например, договора великого князя литовского

Казимира с Новгородом в 1471 г.).

Начиная с периода средних веков, в западноевропейской

дипломатике сложилось деление условного формуляра акта на 12

частей: «инвокация», «интитуляция», «инскрипция», «салютация», «наррация», «диспозиция», «санкция».

Разделение формуляра на составные части способствовало

разработке метода формулярного анализа, который был ориентирован на определение происхождения признаков, позволяющих установить

время создания акта. Формулярный анализ также способствовал

изучению процессов смены одного признака другим и изменения

порядка следования частей в акте, т. е. эволюции акта в разные

исторические эпохи. Свое наибольшее развитие метод формулярного

анализа получил в начале ХХ в. в трудах основателя школы

дипломатики частных актов в России А.С. Лаппо—Данилевского. Он

предложил выделить типичный формуляр акта путем построения

графически-статистических таблиц, показывающих изменение

формуляра в зависимости от времени места создания акта.

 

14. Агульная характарыстыка справаводчых матэрыялаў і метадычныя прыёмы іх вывучэння.

 

Делопроизводственные материалы – такой вид исторических

источников, которые имеют основной функцией обслуживание

управляющих систем различного уровня (государственный,

предприятие, учреждение).

В структуре делопроизводственной документации выделяются

две группы: 1) непосредственно управленческие решения, а также

документы, обслуживающие их принятие и реализацию; 2) группа

разновидностей, обеспечивающая документооборот.

Первая группа формируется уже с зарождением государства.

Таким образом, материалы делопроизводства изо всех прочих

видов наиболее тесно связаны, переплетены с другими видами

документов, в соответствии с чем и должно строиться их изучение.

Изучение материалов делопроизводства предусматривает также

учет их формы и содержания. Так, в делопроизводстве Великого

княжества Литовского употреблялась тетрадная форма, в России

такого рода система утверждается с XVIII в. (до этого времени –

столбцовая).

При тетрадной форме, во-первых, экономилась бумага: писали на

обеих сторонах листа, во-вторых, исчезала необходимость заново

кратко излагать все дело, поскольку каждый раз разворачивать

многометровый столбец с тем, чтобы найти инициативный документ,

было неудобно, а работать с тетрадью было довольно просто

(нумерация страниц, реестры и т. д.). Необходим также учет наличия

или отсутствия печатных бланков, трафаретов и т. д.

Большое внимание исследователь должен посвятить выяснению

того, как обеспечивались такие делопроизводственные операции как

регистрация документов, хранение, контроль за исполнением.

Серьезные проблемы возникают при классификации документов делопроизводства. Специфика их возникновения и

функционирования в различных государствах столь разнообразна, что

данный вопрос вызывает очень большие споры. Но на основе

преимущественного функционального назначения

делопроизводственных документов можно выделить следующие

группы:

1) распорядительная;

2) отчетная;

3) протокольная (информация коллегиальных органов,

собраний, заседаний);

4) переписка между учреждениями, которые не находятся в

системе субординации (подчиненный – руководящий) или равными

по статусу структурами;

5) документы, обслуживающие документооборот и документы

по личному составу (канцелярия);

6) информационные (основная функция – оповещение о

принятых решениях);

7) специальные системы делопроизводства: судебно-

следственная, военная, дипломатическая.

 

15. Агульная характарыстыка статыстычных крыніц і метадычныя прыёмы іх вывучэння.

 

Необходимо различать собственно статистические материалы и

материалы статистического характера. К последним могут быть

отнесены любые массовые данные, которые могут быть подвергнуты

статистической обработке. Материалы статистического характера

иллюстрируют процесс зарождения и становления документов

статистики.

Статистика обычно рассматривается как система сбора

сведений для обеспечения обратной связи в системах управления

разного уровня и выработки управленческих решений.

В то же время статистика отличается от учетной документации.

Последняя обеспечивает реализацию уже принятых решений (учет

произведенного, сделанного), в то время как статистические данные

собираются для выработки управленческих решений вплоть до

долговременной политики в той или иной сфере.

Основные принципы использования статистических данных

касаются, таким образом, трех сторон: полноты, точности и

однородности изучаемых данных. Во-первых, статистические данные

должны быть достаточно полными в смысле охвата ими всех

важнейших элементов изучаемого явления или процесса. Для

определения же точности статистических данных необходимо

определить источник их происхождения: заимствованы ли они из

анкеты, заполнявшейся заинтересованным в результатах лицом, или

же получены он статистика, обязанного точно описывать изучаемые

явления; данные собирались подготовленными специалистами, или

же случайными лицами, среди которых могли быть и те, кто не имел

элементарных представлений о правилах статистического учета. И,

наконец, сравниваемые сведения должны быть однородными

(сравниваться должны однородные явления, процессы, объекты по

определенным, точно определенным параметрам).

Формирование статистических источников включает следующие

стадии: 1) подготовительная работа, сбор сведений, 2) сведение

(обработка) первичных данных и подготовка их к печати. Историк,

имея дело преимущественно с публикациями (материалами

разработки), должен получить представление об обеих стадиях, даже

в тех случаях, когда первичные материалы подлежали уничтожению

(материалы всеобщих переписей). Необходимо также знание языка,

терминологии статистики и обязательный учет документов,

определивших условия сбора и обработки информации.

 

16. Агульная характарыстыка летапісаў і хронік і метадычныя прыёмы іх вывучэння.

 

Летописями традиционно называют исторические сочинения, в

которых события располагаются под определенными годами.

К настоящему времени сформировалось целое направление –

летописеведение. Начиная с работы А.А. Шахматова, каждый

летописный свод принято рассматривать как самостоятельное

цельное литературное произведение, имеющее четкую структуру,

замысел и идейную направленность. Однако летописи имеют

сложный состав. Первые летописи до нашего времени не

сохранились. То, с чем сегодня работают исследователи – это

летописные своды, на основании предшествующих текстов. Летописные своды дошли до

нас благодаря тому, что много раз переписывались (списывались –

отсюда «списки»). Сопоставление различных списков позволяет

определить протограф – первоначальный оригинал, с которого они

списывались.

Работа с летописями начинается с чтения и сравнения всех

списков данной редакции. Выдающийся российский литературовед и

лингвист А.А. Шахматов разработал т. н. историко-сравнительный

метод изучения летописей, суть которого в выявлении общих мест и

разночтений, а также определение характера и причин данных

разночтений. Довольно часто под влиянием изменений политических

или других обстоятельств текст летописи сознательно

перерабатывался. Так возникали новые редакции летописных сводов.

Если же в отдельный летописный свод соединялись разные редакции,

то возникал новый летописный памятник.

Летописи, анналы, рочники формировались преимущественно в

монастырях. Там же хранились и переписывались тексты. Поэтому

большинство летописных памятников носят название тех монастырей

и кафедральных соборов, в которых они создавались.

Хроника (греч. Χρόνος — время) — историческое описание событий в хронологическом порядке.

Хроника, как историческое произведение, впервые была создана в Византии. Историческая концепция таких произведений была самым тесным образом связана с церковным мировоззрением и делала византийские политические грёзы о едином мировом государстве частью их церковного учения. Как правило, хроники начинают своё повествование с основания мира. Переводы хронографов в основном производились в Болгарии. Следует отметить, что переводы не всегда адекватны оригиналу, нередки сокращения текста.

На Руси в XI—XII веках переводные хроники получили широчайшее распространение, самые известные из них: «Хроника Георгия Амартла», «Хроника Георгия Синкелла», «Хроника Иоана Малалы». Сохранились лишь в компилятивных памятниках, так, например, «Ельницкий летописец» является компиляцией «Хроники Георгия Амартла», «Хроники Иоана Малалы» и оригинальных исторических произведений житийного характера (о княгине Ольге, о варягах-мучениках и др).

Хроники, создававшиеся на Руси, назывались хронографами.

С конца XII века в Ливонии хроники являются важнейшими историческими источниками по истории стран Восточной Прибалтики вплоть до начала XVIII века. Самые известные: «Хроника Ливонии» Генриха Латвийского (1-я половина XIII в.), «Рифмованная хроника» (конец XIII в.), «Новая рифмованная хроника» Б. Гёнеке (середина XIV в.)

В современной исторической литературе название «хроники» нередко употребляется в расширительном смысле — применительно ко всем без исключения произведениям средневековой историографии, в том числе стран Востока. В Древней Руси и в ряде других стран (Византия, Болгария, Сербия) исторические произведения, соответствующие хроникам, носили название летописей и хронографов.

17. Агульная характарыстыка дакументаў асабістага паходжання і метадычныя прыёмы іх вывучэння.

 

Понятие «эпистолярные» источники довольно часто

употребляются в широком смысле, обозначая материалы переписки в

целом. Однако по происхождению, цели, функциям четко

определяются две группы: материалы официальной переписки и

частная переписка. Первую из них относят к материалам

делопроизводства, и эта традиция уже утвердилась в

источниковедческой литературе.

Поэтому термином «эпистолярные источники» все чаще

обозначают только частную переписку.

Частное письмо – это личное обращение автора к

определенному человеку (или нескольким). Обычно оно пишется не

для печати, не для всеобщего и даже частичного ознакомления с ним

«третьих лиц». Изучая частную переписку, необходимо владеть сведениями по

истории почты, ее учреждений, ориентироваться в знаках

(памятниках) почтового обращения – марках, почтовых штемпелях и

др. Необходимо еще раз подчеркнуть, что изучение эпистолярных

комплексов должно проводиться в сочетании с другими видами

источников, при внимательнейшем анализе психологических

характеристик автора, особенностей его стиля и поведения.

В последнее время все большее распространение получает

электронная почта. И если она используется преимущественно для

официальных сообщений, то в системе Интернет молодежь ищет

новое средство общения. Непосредственный характер этого общения

естественно отдаляет его от традиций частной переписки, когда

написание письма предполагало некое осмысление, эмоциональный

толчок к написанию и т. д.

Синтез – завершающий этап изучения. На этом этапе создается

возможность обобщить результаты анализа отдельных сторон

произведения, отдельных комплексов социальной информации,

полученной при исследовании его структуры и содержания.

Источниковедческий синтез предполагает вместе с тем синтез

информации различных источников об одном и том же изучаемом

объекте. Исторические источники «субъективны» в своей

абстрактности, оторванности, но в массе, в системе, в синтезе они

позволяют представить наиболее достоверное (для определенного

этапа развития науки) объективное знание о прошлом.

Именно источниковедческий синтез позволяет исследователям

составить представление об изученном их круге, определить,

достаточно ли собранных источников для решения избранной

научной проблемы и в каком направлении следует предпринять

усилия для поиска и влияния недостающих данных. Следовательно, в

синтезе источников обнаруживается необходимость привлечения

новых источников и создания основы для образования достоверных

знаний или дополнения и уточнения старых.

На этапе источниковедческого синтеза уточняется

репрезентативность источников – оценка ценности исторических

источников, относительно некогда существовавшего их свода.

18. Агульная характарыстыка перыядычнага друку і метадычныя прыёмы яго вывучэння.

 

В Западной Европе становление периодической печати началось

в XVI в. В России и Беларуси – с XVIII в. Периодическая печать

представляет собой не отдельный вид источников, а специфическую

систему передачи и сохранения информации, где коммуникативная

функция является определяющей. Именно с зарождением печати

связано понятие «средства массовой информации» (к которым сейчас

относим радио, телевидение и, возможно, Интернет). Именно в

массовом характере собственно и состоит значимость данных

средств, придающей им силу «четвертой власти». С появлением

периодики любое явление, сказанное слово или характеристика кого-

либо могли быть растиражированы на большой территории и в

значительном количестве. Это существенно усложнило контроль со

стороны власти над информацией и предопределило возникновение

новых его форм.

Прежде всего, необходимо учесть цензуру. Она воздействовала

не только путем административным, но и фискальным, ибо большая

часть изданий распространялась по подписке и существовала сильная

финансовая зависимость от розничной продажи. Со временем цензура

оформляется в виде государственного института.

Во всем многообразии жанров

собственно периодики исследователи условно выделяют три группы:

материалы аналитические, информационные, художественно-

публицистические.

Приведенная выше классификация требует также

систематизации самих изданий. По периодичности издания

подразделяют на ежедневные, еженедельные, ежемесячные,

ежеквартальные.

Заметка (констатация факта

без оценки), репортаж, интервью (сиюминутное отношение к

событию журналиста и собеседника) – это жанры информационной

группы. Издание с меньшей периодичностью подразделяют также по

содержанию на научные, художественно-публицистические,

отраслевые, сатирические и т. д.

Очень важно при изучении периодического издания обратить

внимание также на его территориальный охват, тираж, издателей. А

также еще раз подчеркнет необходимость всестороннего изучения

органа печати как целостного источника, как специфической

системы.

 

19. Выяўленне гістарычных крыніц. Задачы крыніцазнаўчай эўрыстыкі.

 

Известно, прежде чем работать с историческими источниками,

необходимо их найти. В преобладающем

большинстве случаев, поиск ведется систематически и

целенаправленно. Необходима постановка и постоянное уточнение

познавательной задачи, детальное определение предмета поиска.

Исследователь должен отлично знать условия и изучать место поиска

(фонды архива либо местность для археолога – лесистая, слабо

лесистая и т.д.). Исследователь должен знать важности применения

технических средств (аэрофотосъемка, запись на диктофон,

сканирование текста, сканирование земной поверхности с самолета

или спутника, использование информационных систем). При том

огромном расстоянии, которое разделяет полевую археологию от

работы исследователя в архиве, во всяком случае есть одна вещь,

которая их объединяет: прежде чем раскапывать, необходимо найти

где копать, прежде чем изучать письменный источник, необходимо

его отыскать. Помогает в поиске источника источниковедческая

эвристика (от греч. – отыскиваю, открываю), которая вырабатывает

специальные методы выявления. О методике поиска письменных

источников речь пойдет ниже.

Целью поиска источников является обеспечение

исследования информацией, которая необходима для получения

совокупности исторических фактов.

Поиск можно разделить на выявление и отбор источников.

Выявление источников - это выяснение с наиболее возможной

полнотой того, где и какие существуют источники, которые относятся

к теме поиска, а также учет этих источников. Отбором называется

определение того, какие источники следует изучать, чтобы получить

оптимальный объем источниковой информации.

В источниковедческой эвристике различают эвристику

библиографическую и архивную. Библиографическую эвристику

можно охарактеризовать как теорию и методику библиографических

разысканий, как совокупность теоретических и практических знаний,

относящихся к приемам обнаружения какого-либо тиражированного

книжного материала или отдельных его элементов. Архивную эвристику можно определить как теорию и методику поисков

неопубликованных материалов по данной теме.

В свете этих характеристик можно рассматривать

источниковедческую эвристику как раздел источниковедения,

посвященный теории и методике сбора и обнаружения

опубликованных и неопубликованных источников с учетом

закономерностей их возникновения, существования и хранения.

 

20. Пошук апублікаваных крыніц. Бібліяграфічная эўрыстыка.

 

Библиографическую эвристику

можно охарактеризовать как теорию и методику библиографических

разысканий, как совокупность теоретических и практических знаний,

относящихся к приемам обнаружения какого-либо тиражированного

книжного материала или отдельных его элементов.

При поиске опубликованных источников исследователю помогает опыт исторической библиографии - вспомогательной

исторической дисциплины и, одновременно отрасли библиографии,

предметом которой является разработка приемов и методов поиска,

библиографического описания, целевого отбора, научной

систематизации источников и литературы и передачи полученной

информации исследователю.

Поиск источников осложняет недостаточная разработанность и

выделенность библиографии исторических источников внутри

исторический только специальная библиография источников может

обеспечить выполнение одной из наиболее важных функций

исторической библиографии – источниковедческой. Функция эта

проявляется в том, что библиография источников дает возможность

изучить их в общей совокупности и исследовать историю публикаций

текстов источников с применением при этом источниковедческих

методов. Библиографические пособия, отражающие как источники,

так и исследования, то есть общеисторические библиографии,

посвященные отдельным сторонам исторического процесса, равно как

и историко-краеведческие библиографии, выполнить указанную

функцию не могут.

Библиография исторических источников представляет собой

более совершенный, чем другие библиографии, вид исторической

библиографии.

 

21. Тыпы і віды публікацый. Праблемы, якія ўзнікаюць у працэсе работы з апублікаванымі крыніцамі.

 

Издания источников многообразны. Для ориентации в них нужно

иметь в виду, что существуют первичные и вторичные издания

источников. Первичные издания содержат сами источники,

вторичные - информацию о них.

К первичным изданиям источников относятся:

- непериодические публикации источников («Полоцкие грамоты»),

- периодические публикации источников, например: Радзівіл,

А.С. Дыярыюш аб падзеях у Польшчы (Спадчына. - 1996);

- продолжающиеся издания публикаций источников («Акты, издаваемые Виленскою комиссией для разбора древних

актов»).

- информационные издания (сигнальная информация, например,

извещение о предстоящем переиздании комплекта газеты «Наша

нiва»),

- справочная литература, (например, энциклопедии – общие и

отраслевые),

- библиографические пособия (непериодические,

периодические, продолжающиеся).

Библиографическим пособием называют упорядоченное

множество библиографических описаний, объединенных по какому-

нибудь принципу.

При использовании публикаций источников следует учитывать,

что они чаще всего готовились к печати представителями

официальной историографии. Для нее характерна ограниченность

тематики, подчиненность ее политическим задачам заказчика и

тенденциозность в подборе материала.

При изучении опубликованных источников необходимо

учитывать, что при издании источников (чем занимается раздел

специальной исторической дисциплины археографии – издательская

археография) возможны искажения и сокращения издаваемых

текстов. Нередко доверие к напечатанному тексту источника может

быть опасно.

Нужно учитывать, что иногда одни и те же документы

издавались в различных изданиях, как например, грамота Витовта на

Скойстерских «ловах» 1387 г. или дарственная грамота на основание

при Заблудовском братстве шпиталя (богадельни с функциями

больницы для хронических больных) в 1660-е гг.

 

22. Выяўленне крыніц у архівах. Архіўная эўрыстыка. Сетка архіўных устаноў Рэспублікі Беларусь.

 

Архивную эвристику можно определить как теорию и методику поисков

неопубликованных материалов по данной теме.

Выявив опубликованные источники по определенной теме и

изучив их, можно переходить к поискам источников в архивах,

рукописных отделах библиотек, фондах музеев и у частных лиц.

Поиск неопубликованных источников по интересующей

историка теме может быть начат тогда, когда возможности

нахождения необходимой информации в печатных источниках

исчерпан (или нуждается в проверке и подтверждении источниками

архивов или рукописных отделов библиотек и музеев).

Ориентироваться в архивах позволяют общие сводные

справочники обо всех государственных архивах страны.

Большинство центральных и местных государственных архивов

располагают печатными путеводителями или краткими

справочниками о фондах.

Путеводитель – тип справочника, содержащий характеристики

или, краткие сведения об архивных фондах в систематическом

порядке по определенной схеме. Он предназначен для общего

ознакомления с составом фондов архива. Есть путеводители типа

перечня. Есть более краткие справочники. Есть тематические

путеводители (по медицине, книжному делу и т. д.). В путеводителе

даны характеристики фондов, исторические справки о

фондообразователе и фонде, аннотации состава фондов,

библиографические справки.

В дальнейшем изучаются и информационные справочники, и

путеводители по отдельным архивным собраниям. Это дает

исследователю возможность еще до посещения архива,

познакомиться с общим составом источников и правильно наметить

план последующей работы в архиве.

 

23. Знешняя крытыка пісьмовых крыніц.

 

Отметим, что формы и последовательность

внешней критики различны в двух случаях:

1) когда исследователь осуществляет непосредственный

визуальный и другого рода осмотр, изучение источника;

2) когда исследователь работает с публикацией.

Во втором случае исследователь вынужден доверять своему

предшественнику. Но доверие должно быть основано не только на

авторитете исследователя и интуиции, но, прежде всего, на основании

использования метода источниковедения. Источниковедческая

критика в этом случае начинается не с критики непосредственно того

источника, который интересует исследователя, а с изучения

публикаций как факта. Это предполагает:

1) установление времени, места и авторства (обстоятельств)

возникновения публикаций;

2) мотивов и методов отбора материала;

3) оценки степени профессионализма публикаторов;

4) изучение описательных материалов, сопровождающих

публикацию.

Необходимо иметь в виду, что публикации бывают трех видов (в

зависимости от их функционального назначения):

1) популярные или научно-популярные;

2) учебные;

3) научные.

 

24. Вызначэнне паняцця «тэкст». Гістарычныя тэксты. Вызначэнне арыгінала.

 

«Текст» понимается как любая систематически организованная

последовательность знаков: роман или поведение индивидуума,

математический текст или музыкальный, игра или сказка и т. д.

На данном этапе мы должны: «прочитать» текст, уточнить

непонятные места, произвести восстановление утраченных и

испорченных мест, установить списки и редакции текстов.

По отношению к письменным источникам на данном этапе

большую помощь источниковедам оказывает палеография,

текстология, лингвистика.

Начальным пунктом установления подлинности рукописного

текста является прочтение текста и понимание буквального смысла

источника. Чтобы прочесть и уяснить содержание источника,

требуется, прежде всего, знание палеографии и грамматики той

эпохи, в которую он создан. Палеография — это вспомогательная

историческая дисциплина, изучающая особенности бумаги, историю

письма, развитие его графических форм, почерка, стиля, внешнего

оформления рукописи и вообще памятники древней письменности.

Важнейшей частью палеографии является изучение типов

письма. Под типом письма понимается общепринятый в то время

графический характер письма, индивидуальные отличия которого

называют почерком. По своему характеру типы письма,

существовавшие на восточнославянской территории, разделяют на

устав, полуустав и скоропись (имеются также переходные формы).

Древнейшее русское письмо — устав — отличалось геометрическими

начертаниями букв и было распространено в XI-XIV вв. С последней

четверти XIV в. на русских землях распространяется полуустав

(русский полуустав), что совпало с началом оформления

делопроизводственных учреждений в Московском княжестве и

Великом княжестве Литовском и расхождением начерков в рукописях

этих государств. Постепенно вырабатываются характерные русское

(московское) и белорусско-украинское (которое наряду с

«литовским» также называли «русским») письмо.

 

 

25. Вызначэнне складанага характару тэксту. Паняцце рэдакцыі, спіса, зводу. Інтэрпаляцыі і глосы.

 

Исправление грамматических ошибок, описок и прочих погрешностей, а также восстановление испорченных мест позволяет

прочесть сохранившийся текст.

В тех случаях, когда до нас дошел не первоначальный текст, а

более поздний список или одна из редакций источника, требуется

определить их отношение к оригиналу, а затем по возможности

восстановить историю текста и первоначальный авторский вариант.

В тексте могут быть и более значительные изменения оригинала.

В одних случаях вносятся новые изменения, взятые из различных

источников, в других производится переделка старого текста, его

редактирование. Сознательное изменение содержания текста по определенным

причинам называют редакцией. Однако изменения в тексте не всегда можно

обнаружить. Прямым указанием на сложный состав источника может

служить попавшая в середину текста или помещенная в конце запись

автора или переписчика о выполненной им работе.

Всякая неясность в выражении мыслей, нарушение

хронологической или логической последовательности, внезапное

прекращение рассказа о том или ином событии, изменение почерка,

стиля, появление новой системы метрологии или хронологии,

возвращение к первоначальному ходу изложения после некоторого

периода — все это может дать материал для обнаружения вставки или

редактирования текста.

В древних источниках весьма конкретно излагаются мысли, мало

обобщений, перечисляются факты, события, явления.

Несоответствие слога и стиля источника эпохе его создания

может свидетельствовать о его подделке, а различие в слоге и стиле

различных частей источника может говорить о его сложном составе.

При восстановлении утраченного текста используют пометки на

полях — глоссы, внесенные в текст пометки и дополнения и

пояснения к тексту переписчиков — интерполяции. При общем ясном чтении источника на интерполяции (вставки)

или пропуски могут указывать:

- неясности выражения мысли в отдельной части источника;

- возвращение прерванной изложением постороннего факта

мысли, когда факт не связывается логически с характером контекста;

- повторение одного выражения, если оно разделено изложением

какой-нибудь мысли или сообщением о факте, которые не имеют

прямого отношения к предмету;

- повторение одной мысли в различных выражениях, которое

является неожиданным по ходу рассказа;

- внезапное прекращение рассказа о чем-нибудь и переход к

иному предмету, оставляющее впечатление недосказанности.

Изменение в стиле может выразиться: в замене одних оборотов

речи, типичных для всего источника, другими, не свойственными ему

оборотами речи; в переходе от лаконичных фраз к длинным и

наоборот.

 

26. Этапы стварэння дакументаў: чарнавікі, чыставікі, копіі, дублікаты.

 

Черновой документ – рукописный или машинописный документ, отражающий работу автора или редактора над его текстом. При этом авторами черновика могут быть один человек (или должностное лицо), два человека или должностных лица (первоначальный составитель и лицо, правившее текст), несколько или много людей. Разновидностью черновика может быть набросок – это предварительные наметки, явно неоконченные, отрывочные, не связанные друг с другом фрагменты документа (эскизы). Редакции – это варианты, разновидности текста, которые охватывают сравнительно большой его отрезок и содержит важные смысловые отличия.

Беловой документ – это рукописный или машинописный документ, текст которого переписан с чернового документа или написан без помарок и исправлений. Если беловик не требует утверждения, то он получает законченный вид. Если вновь подвергается правке, то становится вторым черновиком.

Подлинный документ – это документ, сведения об авторе, времени и месте создания которого, содержащиеся в самом документе или выявленные иным путем, подтверждают достоверность его происхождения. Подлинник официального документа – это первый или единичный экземпляр официального документа.

Оригинал – уникальный документ, но бывают и так называемые «умноженные оригиналы», т.е. оригиналы, составленные в нескольких экземплярах (от лат. – первоначальный). Так оригиналами фотодокументов являются негативы.

Копии (от лат. – множество) документов появились вместе с потребностью повторять текст. Существует множество видов копий: 1) отпуск – копия, которая остается в учреждении взамен исходящего оригинала; 2) дубликат – повторный экземпляр подлинника документа, имеющий юридическую силу; 3) факсимиле – точное воспроизведение оригинала; 4) выписка – копия части документа; 5) копия с копии – создается в тех случаях, когда отсутствует оригинал, подлинник; 6) макрокопия – многократно уменьшенная по отношению к оригиналу площадь носителя информации, но при этом информация представлена в аналоговой форме; 7) архивная копия – воспроизводит текст или изображение архивного документа с указанием его поисковых данных.

 

 

27. Рэканструкцыя тэкстаў пісьмовых крыніц.

 

Целый ряд подходов разрабатывается в таком направлении

изучения письменных памятников, как текстология — наука о

текстах (в данном случае имеются письменные памятники, текст —

все то, что можно выразить в формах языка).

Восстановление утраченного места в источнике, сохранившемся

в одном списке, в текстологии называется конъектурой. Пока не

будут найдены другие списки и нельзя будет проверить точность

восстановления текста, конъектура считается не доказательством, а

гипотезой. Когда будет доказано, что та или иная конъектура

наиболее вероятна, степень доверия к ней будет больше.

При восстановлении утраченного текста используют пометки на

полях — глоссы, внесенные в текст пометки и дополнения и

пояснения к тексту переписчиков — интерполяции. Механическое

соединение эпизодов из различных мест называется —

контаминацией, целиком основанный на чужом материале текст —

компиляцией.

Восстановление утраченных мест облегчается, если на ряду с

подлинником имеется одна или несколько копий, в которых

восстанавливаемое место воспроизводится без помарок.

В тех случаях, когда часть рукописи залита чернилами,

полуистлела, перечеркнута, переправлена, для восстановления

испорченных мест необходимо обращаться к новым методам

фотоанализа, применяемым в специальных лабораториях. Особенно

хорошие результаты дает съемка в длинноволновых инфракрасных

лучах, способных проникать через лаки, краски, чернила, кожу,

бумагу. Применение фотослоев с различной сверхчувствительностью

и соответствующих светофильтров позволяет также обнаружить

следы исправлений первоначального текста и восстановить стершиеся

знаки.

Вычеркнутые места прочитываются благодаря тому, что по

истечении многих лет чернила письма и чернила зачеркивания

бледнеют не одинаково. При фотографировании письма проступает

собственный текст. Вычеркнутые слова вводятся в основной текст.

 

28. Інтэрпрэтацыя гістарычных крыніц.

 

Информация о прошлом не отражается, а преломляется в

источнике (как луч света, проходя через призму). Прежде всего, она

преломляется через сознание определённой эпохи. Источники –

произведения культуры прошлого, часто отделены от нас не только

значительным интервалом времени, но и разрывом в традиции, что

часто усложняет их понимание. Источники отражают психологию

определённых социальных групп, к которым принадлежали авторы

исторических источников, и, наконец, представления каждого из

авторов.

Основная задача интерпретации: установить (в той мере, в какой

это возможно с учётом временной, культурной, любой другой

дистанции, разделяющий автора произведения и его исследователя)

тот смысл, который вкладывал в произведение его автор. Поэтому в

первую очередь следует изучить эпоху, определить господствующие в

обществе в целом и в конкретной среде мировоззрение, ментальные

установки, возможную степень воздействия их на автора и

информацию источника. Чтобы исследовать, например, «История»

Геродота, надо знать, что древнегреческие учёные были

энциклопедистами, поэтому для этого необходимо получить

представление о древнегреческой философии, мифологии и т. д.

На этапе интерпретации источника исследователь движется в

потоке сознания автора произведения: стремится лучше понять

ситуацию, в которой тот находился, замысел произведения, способ,

принятый автором для воплощения этого замысла. Искусство и

теорию истолкования, имеющих целью выявить смысл, исходя из его

объективных (значения слов и их исторически обусловленные

вариации) и субъективных (намерения авторов) оснований называют

герменевтикой.

 

 

29. Вызначэнне часу ўзнікнення крыніцы. Прадмет гістарычнай храналогіі.

 

Источник есть феномен определенной культуры: он возникает в

конкретных условиях и вне их не может быть понят и

интерпретирован. Он создается в определенной исторической

реальности и, возникнув, функционирует в этой реальности в

соответствии с теми условиями (политическими, культурными,

техническими), которые она ему устанавливает. Данный этап

исследования по этому имеет целью:

1) установить, имел ли место данный исторический источник,

как факт (создан ли в то время, в том месте и тем автором (авторами),

которые в источнике указаны);

2) уточнить, что представляла собой та историческая социальная

реальность, в которой он возник.

Если мы изучаем публикацию, то для нас очень важно в какое

время происходил отбор материала для публикации (например, после

восстания 1863 г., после 1917 г., и т. д.). Установление даты

источника очень важно в тех случаях, когда только по ней можно

установить дату события, отобранного в источнике. Наконец, не

редко именно дата источника представляется для нас наиболее

ценной. Имеются в виду случаи, когда само по себе событие, о

котором идет речь, хорошо известно и без данного источника, а

исследователя интересует не сам факт, а только время его свершения.

Знание даты создания источника является важным условием для

дальнейшего изучения, если этой даты нет, ее необходимо

установить.

При определении даты создания источника следует тщательно

учитывать все возможные сведения о нем. Историк должен не только

установить время его возникновения, но и выделить из источника

максимум временной информации. Чем больше сведений о ней будет,

тем доказательнее будет дата, установленная на их основе. Важно

также знать, откуда их получил автор источника, на каком этапе они

попали в текст. Следовательно, необходимо предварительное

текстологическое исследование источника.

Информация о времени в источнике не однородна. Она бывает

прямой и косвенной, намеренной и ненамеренной.

Прямая информация отражает реальное историческое время

через призму той системы счета лет, которая использовалась автором

источника.

Косвенная информация о времени — это сведения о событиях,

дата совершения которых известна или может быть установлена, но

не измерена во времени.

Намеренная информация — это данные, которые рассматривались авторами как временные ориентиры, а ненамеренная

информация — это те сведения, которые, объективно отражая

историческое время, в прошлом не использовались как временные

вехи.

Прямую информацию историк получает в виде абсолютных дат.

Их изучает вспомогательная историческая дисциплина историческая

хронология (один из разделов хронологии). Прямая информация отражает реальное историческое время

через призму той системы счета лет, которая использовалась автором

источника.

Прямую информацию историк получает в виде абсолютных дат.

Их изучает вспомогательная историческая дисциплина историческая

хронология (один из разделов хронологии). Историческая хронология

ставит перед собой две задачи: теоретическую и практическую.

Первая состоит в изучении систем счисления времени в историческом

развитии, выработке принципов перевода дат с одной

хронологической системы в другую. Вторая заключается в

реализации указанных выше положений для перевода дат, событий в

современную систему летоисчисления, для определения и уточнения

дат исторических событий.

 

 

30. Летазлічэнне. Тыпы і віды календароў.

 

Одной из наиболее распространенных систем исчисления

больших промежутков времени является календарь, основанный на

круге Солнца и Луны. Отличают солнечный, лунный и лунно-

солнечный календари. Происхождение самого названия связано с тем,

что в Древнем Риме должник платил проценты в первый день

каждого месяца, т.е. календы. Один из древнейших календарей —

лунный лежит в основе мусульманского календаря, лунно-солнечный

— современного европейского, а солнечный — юлианского и

григорианского календарей.

Первой естественной единицей счета времени лет, которую

выделили уже первобытные народы были сутки, связанные со сменой

дня и ночи — времени работы и отдыха. Позднее, обратив внимание

на прохождение Луной различных фаз от одного новолуния до

другого, выделили более крупную единицу измерения времени —

лунный месяц. С фазами луны в значительной мере было связано

установление следующей единицы времени — семидневной недели.

Наконец, необходимость следить за сменой времени года вызвало к

жизни появление солнечного года.

Первый из распространенных на территории Беларуси

календарей — юлианский ведет свой отсчет с реформы Юлия Цезаря

(46 г. до н. э.). Однако окончательный вид он принял при преемнике

Цезаря Октавиане Августе. За продолжительность года были приняты

365 1/4 суток: отсюда три года по 365 суток, а каждый четвертый год

считался високосным (366 суток). Високосными считались и все годы, которые заканчивались на два нуля. Год был поделен на 12

месяцев. Седьмой месяц в честь Юлия Цезаря переименован в июль,

восьмой назван в честь Августа. Семь месяцев содержали 31 день,

четыре 30, один 28 (или 29 в високосном году). На Никейском

Вселенском соборе 325 г. юлианский календарь был признан

обязательным для всего христианского мира. На соборе также была

закреплена и система счета лет — индикт, который определял место

года в пятнадцатилетнем цикле исчисления.

Точность юлианского календаря превышала древний египетский

(в котором ошибка величиной в одни сутки накапливалась за 4 года),

но была не достаточной для того, чтобы избежать ошибки. Принятая

в нем продолжительность среднего солнечного года превысила

истинную настолько, что за 128 лет накапливалась ошибка в один

день. В результате сроки действия весеннего равноденствия

перестали совпадать с календарными, а это имело принципиальное

значение для пасхальных расчетов.

 

31. Методыка датавання гістарычнай крыніцы. Аналіз прамой інфармацыі аб часе стварэння гістарычнай крыніцы.

 

Прямая информация отражает реальное историческое время

через призму той системы счета лет, которая использовалась автором

источника.

Прямую информацию историк получает в виде абсолютных дат.

Их изучает вспомогательная историческая дисциплина историческая

хронология (один из разделов хронологии). Историческая хронология

ставит перед собой две задачи: теоретическую и практическую.

Первая состоит в изучении систем счисления времени в историческом

развитии, выработке принципов перевода дат с одной

хронологической системы в другую. Вторая заключается в

реализации указанных выше положений для перевода дат, событий в

современную систему летоисчисления, для определения и уточнения

дат исторических событий.

Важнейшим конкретизирующим элементом при изучении

происхождения источника является временная координата. Факт вне

времени не может быть связан с реальным прошлым. Поэтому

важным элементом процесса установления исторических фактов

является их датировка.

Если мы изучаем публикацию, то для нас очень важно в какое

время происходил отбор материала для публикации (например, после

восстания 1863 г., после 1917 г., и т. д.). Установление даты

источника очень важно в тех случаях, когда только по ней можно

установить дату события, отобранного в источнике. Наконец, не

редко именно дата источника представляется для нас наиболее

ценной. Имеются в виду случаи, когда само по себе событие, о

котором идет речь, хорошо известно и без данного источника, а

исследователя интересует не сам факт, а только время его свершения.

Знание даты создания источника является важным условием для

дальнейшего изучения, если этой даты нет, ее необходимо

установить.

В Российской империи переход к началу года связан с началом

1700 г. Этот процесс в некоторых местах вызвал народные волнения.

Так в Англии, где данное событие произошло в 1751 г. в связи с

принятием григорианского календаря, толпа преследовала лорда

Честертона, бывшего инициатором нововведений, и требовала

возвращения «украденных» трех месяцев — того времени, на какое

сократился 1751 г. в результате замены Благовещенского стиля начала

года (с 25 марта), гражданским (с 1 января).

Благовещенский стиль, по которому начало года относили к 25

марта, был чрезвычайно популярен в средневековой Европе

благодаря исключительно отмечавшемуся 25 марта праздника

Благовещения. От него отсчитывалось земное пребывание Христа.

Этот стиль зародился, по-видимому, в Италии, которая была к нему

привержена дольше других стран. В IX — X вв. благовещенский

стиль распространился во Франции, но во второй половине XI в. был

несколько потеснен пасхальным стилем (новый год связан со сроками

Пасхи), одновременно с которым употреблялись благовещенский и

рождественский (новый год с 25 декабря). Довольно рано стиль от 25

марта стал известен в Англии и в качестве «официального» охранялся

там до 1751 г.

В Византии новый год начинался с 1 сентября.

Восточнославянские народы, приняв христианство от Византии,

заимствовали систему счета лет от Сотворения мира, но сохранили

свой отсчет начала года (с 1 марта) — отсюда название мартовский

год. При этом появляются будто два года — мартовский (начинался

шесть месяцев спустя византийского года) и ультрамартовский

(начинался на шесть месяцев раньше сентябрьского года).

Ультрамартовские датировки появляются в начале второго

десятилетия XII в. (Лаврентьевская летопись). Заимствуя сведения из

византийских источников, летописцы не всегда уточняли

расхождения.

Встречая различия в системах счета лет, таким образом,

необходимо обязательно установить, как определялось начало года. И

тогда разница между стилями не всегда будет одинаковой. Например,

общепринятое отличие систем от Сотворения мира и Рождества

Христова 5508. С учетом начала года это может быть для разных

месяцев:

1)сентябрьский год: 5508 для дат с 1 января по 31 августа, с 1

сентября по 31 декабря — 5509,

2)мартовский год: 5507 с 1 января по 28 (29) февраля и 5508 с 1

марта по 31 декабря,

3)ультрамартовский год: 5508 с 1 января по 28 (29) февраля и

5508 с 1 марта по 31 декабря.

 

 

32. Аналіз ускоснай інфармацыі аб часе стварэння гістарычнай крыніцы. Сінтэз інфармацыі аб часе стварэння гістарычнай крыніцы.

 

Косвенная информация о времени — это сведения о событиях,

дата совершения которых известна или может быть установлена, но

не измерена во времени.

Установление прямой временной информации

очень сложная проблема. Но даже если имеются такого рода сведения

необходимо подтвердить, уточнить их с помощью косвенных данных.

Некоторые события совершались в старину в строго

определенные дни. Например, пострижение в монастырь проводилось

в воскресные дни, и имя монаха давалось по имени святого, память

которого тогда отмечалась. Церкви освещались также по

воскресеньям.

При установлении даты создания источника и другого

исторического факта учитываются циклические природные явления,

астрономические явления: солнечные и лунные затмения, явления

кометы, полярные сияния.

Можно учитывать в подобных случаях связь отдельных процедур

с различными сезонами. Известно, что определенные

сельскохозяйственные работы производились с весны по осень,

добыча и плавка железной руды — осенью и зимой, строительство

домов с мая по ноябрь, поездки за полюдьем — зимой, тогда же

совершались и походы по болотистым местностям. Наименее

благоприятным для поездок было время весеннего разлива рек.

Браки обычно заключались весной (особенно на Красную горку

после Пасхи) или осенью, по окончании полевых работ. Часто их

заключали в храмовые праздники.

В датировании источника, не имеющего прямых указаний на

время создания, можно выделить два основных способа: по

сопутствующим данным и по содержанию самого источника.

Сопутствующие данные могут быть различными. Это почтовый штемпель на конверте, штамп регистрации входящего документа,

пометка на документе, указание на получение такого документа в

других источниках, отчет о действиях в связи с полученным

приказом, на котором время отправления или получения не указано,

сравнение соответствующих источников, которые исходили из

вышестоящих инстанций, взаимодействующих частей и соединений и

т. д.

В решении этой задачи существенное значение имеет также

изучение содержания документа, в частности обнаружение косвенных

указаний на время составления источника (например, по сообщениям

по сложившейся обстановке, упоминаниям географических пунктов,

определенных лиц, занимавших конкретное, известное исследователю

служебное положение и т. д.).

 

33. Лакалізацыя гістарычных крыніц. Прадмет гістарычнай геаграфіі. Гістарычныя карты.

 

При изучении источников важно установить место их

возникновения. Это дает возможность выяснить конкретные условия

его появления на свет и позволяет правильно оценить значение

источника. На официальных документах чаще всего имеется указание

на место их составления. Если этого нет, место составления

источника определяется по косвенным признакам в результате

изучения его содержания или сопоставлений с родственными ему

источниками.

Место возникновения источника определяют не по современным,

а по историческим картам. Историческая география, отражая

изменения жизни, в разные исторические периоды меняется.

Географические названия создавались постепенно из

разновременных и разноязыких элементов. Географические пункты

меняли свои названия или имели различные названия на различных,

даже родственных языках. Некоторые из них по несколько раз

переходили из состава одной территориальной единицы или

государства в состав другой. Известны случаи, когда географические

пункты меняли местоположение, а поселения возникавшие через

какой-то срок на старом месте получало новое наименование. Даже

природа под влиянием времени и преобразовательной деятельности

человека изменяла свой облик.

Ойконимы многократно

повторяются. Одинаковые названия населенных пунктов есть во всех

восточнославянских землях.

Повторяются на разных территориях и названия рек (гидронимы)

— Двина, Буг. Есть Северная и Западная Двина, Западный и Южный

Буг, но протекают они в разных землях.

Для уточнения названий населенных пунктов и других

топонимов стран Центральной и Восточной Европы (от Финляндии