Человек и архитектура

 

Пейзаж страны – этой такой же

элемент национальной культуры,

как и все прочее.

Пейзаж – выражение души народа.

Академик Д. Сахаров

 

Главным местом отдыха человека было и остается собственное жилище, но необходимым элементом отдыха всегда была прогулка на свежем воздухе, возможность видеть, слышать, обонять траву, листву, цветы и водные просторы.

Взаимосвязь между формами среды и человеческим поведением обязывает задуматься и о проблемах социальных и психологических – об «экологии культуры», по выражению Д.С Лихачева.

В архитектуре опредмечиваются основы мировоззрения общества, его эстетические принципы и эстетические идеалы. Архитектура всегда относится к числу важнейших средств утверждения определенной идеологии. Среда, организованная архитектурой, ненавязчиво, но постоянно воздействует на эмоции, сознание и поведение человека. Эстетическое, таким образом, выступает не как некая «надстройка». Создание эстетических ценностей – необходимая часть общественного назначения архитектуры.

Архитектура закрепляет присущие тому или иному общество схемы деятельности и человеческих отношений; уже этим она служит целям социализации личности. Вместе с тем архитектура может воплощать определенные идеалы – этические и эстетические, придавая им убедительную, осязаемую предметность (как готика воплотила идеалы позднего средневековья или архитектура Возрождения – гуманистические идеалы нового времени).

Архитектура теснейшим образом связана с историей развития человеческого общества. Все этапы мировой цивилизации находили отражение в памятниках архитектуры, которые способны при внимательном и всестороннем изучении помочь нам выявить картину взаимоотношений социальных групп в каждой стране, условий жизни общества, развития производительных сил и техники, идеологических систем и эстетических принципов, существовавших в то или иное время.

Архитектура, в том числе и ландшафтная, имеет три характерные особенности:

- функциональную,

- эстетическую;

- конструктивную.

Именно эта мысль сконцентрирована в определении сути архитектуры, которое дано ещё в Древней Греции Витрувием 2000 лет назад:

«Архитектура – это красота, прочность, польза».

Главный признак произведения архитектуры – пространство, целесообразно организованное для определенной социально значимой цели, вмещающее человека и воспринимаемое им зрительно. При этом речь идет не только о пространстве, со всех сторон ограниченном (интерьер здания), но и о пространстве внешнем, организованном зданиями, сооружениями и зелеными насаждениями (ландшафтная архитектура).

Архитектурные объекты складываются в структурную основу предметно-пространственной среды – того предметно-пространственного окружения, которое взаимодействует с человеком и актуализируется его поведением.

Проблемы среды по сути своей – проблемы человеческие. Человек неотделим от вещественности бытия. Взаимодействуя с окружением, он формирует «материальный каркас» своей деятельности, поведения и отношений с другими людьми. Таким образом, формируя предметный мир, человек вместе с ним планирует свою будущую жизнь и, в конечном счете, самого себя. Средовый подход, который стал утверждаться в художественной культуре во второй половине XX века, связывает системность, присущую архитектуре и дизайну, с представлениями о неразрывности форм поведения и тех материальных структур, которыми они обеспеченны, ориентируя на «очеловеченность» окружения как необходимое качество. Произведение архитектуры существует как часть такой очеловеченной системы и в практическом использовании, и в своих информационных качествах. Исключительное значение всегда имел синтез искусств – органичная связь архитектуры, скульптуры и живописи.

Влияние городской среды на поведение человека было изучено в III четверти XX века ленинградским психологом Х. Штейнбах. Она исходила из того, что материальный мир, окружающий человека, ему не безразличен. Среда как бы провоцирует человека на определенные поступки, создавая для них благоприятные условия. Испытуемым – будущим архитекторам и студентам-психологам – предъявлялись фотографии различных

участков города: особняк на Дворцовой набережной, дом на пустыре, район новостройки и др.

Студентам предлагалось составить рассказ по каждой из представленных фотографий на тему: «Что могло бы здесь произойти?». Рассказы респондентов фиксировались скрытым магнитофоном. Затем был осуществлен анализ полученного материала: метолом контекст-анализа* выделялись основные категории (наиболее часто встречающиеся в составленных рассказах) для каждой из представленных фотографий.

Результаты исследования Х. Штейнбах свидетельствуют о том, что все виды поведения людей, которые разные испытуемые соотносят с представленными изображениями архитектурных объектов, являются сходны-

ми. Например, особняк на Дворцовой набережной большинство испытуемых связывали с местом, где люди отдыхают, назначают свидания, проводят массовые гуляния. Описывая район новостройки, респонденты подчеркивали его рациональный, деловой характер: люди спешат на работу или с работы; женщины торопливо идут с нагруженными сумками (то было время всеобщего дефицита в стране, даже продуктов питания!); гуляющих и отдыхающих не видно. Дом на пустыре связывался, как правило, с детьми, которые обязательно играют в грязи, в лужах; с подростками, собирающимися в «подозрительные» группы, и т.п.

Закономерно встает вопрос: какие факторы определяют отношение людей к предметно-пространственной среде? Ясно, что восприятие архитектурной среды может быть обусловлено как самим объектом восприятия – средой, так и субъектом восприятия – человеком. К субъективным факторам восприятия относятся индивидуальные особенности и свойства личности (индивидуальный опыт, способность к эстетическому восприятию и степень этих способностей), а также установка на восприятие, эмоциональное состояние и др.

К социально-психологическим факторам, влияющим на отношение человека к воспринимаемой среде, можно отнести социальные положения, профессиональную подготовку, образ жизни и связанные с этим нравы и обычаи, установки и стереотипы восприятия, общие для групп людей.

Но есть один фактор, аспект архитектурной среды, который позитивно влияет на всех респондентов, независимо от их возраста, социального статуса, религиозных и политических убеждений, гендерных** особенностей – наличие в окружающей человека среде элементов подлинной красоты. Ещё Ф.М. Достоевский заметил: «Красотою спасется мир». Ленинградские исследователи, изучавшие влияние интерьера на поведение людей, заметили, что на беломраморных ступенях лестниц в общественных зданиях всегда меньше окурков и мусора, чем на бетонных или деревянных.

Мы пошли дальше. В середине 1980х гг., когда в Новочеркасском инженерно-мелиоративном институте функционировал строительный факультет и была самостоятельная кафедра архитектуры, мы выдали студен-

__________________________________________________

* Контекст (лат. contextus – тесная связь, соединение) – законченный в смысловом отношении отрывок письменной или устной речи, необходимый для определения смысла отдельного входящего в него слова или фразы.

* *Гендер (греч. gender + logos) – социальная психология пола.

там-второкурсникам задание: изучить влияние эстетики среды обитания на поведение подростков. Ведь именно в подростковом возрасте школьники часто увлекаются граффити*. Для исследования были выбраны 10 типовых 4-5 этажных «хрущевок» в местных Черемушках и около 20 жилых и общественных зданий в центре Новочеркасска, уже тогда имевшем официальный статус исторического города. Число зданий взято различным, так как было важным иметь их одинаковую длину по фасадам, а в центре города многие здания невелики (рис. 1, 2).

 
 

 


Рис. 1. Здание гауптвахты в Новочеркасске –

памятник русского классицизма середины XIX века

 
 

 

 


Рис. 2. Новочеркасские Черемушки – детище «хрушевской эпохи»

_____________________________________

* Граффити (итал. graffiti – нацарапанный) – рисунки, нацарапанные или нарисованные краской либо другим материалом на заборах, цоколях и стенах задний и сооружений.

Перед студентами была поставлена задача – определить суммарную протяженность граффити в исторической части города и на убогих фасадах Черемушек. Несмотря на то, что в центре города концентрация людей намного выше, чем в спальном районе (милиция – не в счет: она и сейчас, и четверть века назад за порядком не следила), в пересчете на 100 погонных метров фасадов в центре города граффити оказалось в 4,8 раза меньше, чем в Черемушках. Вывод очевиден: подлинная красота дисциплинирует, воспитывает, восхищает, и у подростков-проказников, как говорят, «рука не поднимается», чтобы самовыразиться, оскверняя фасад.

Восприятие архитектурных объектов, как и других, более простых, оперирует определенными «эталонами» – образно-вербальными штампами, сложившимися в процессе психологического развития человека. Архитектором Л.В. Никольской проведено исследование, выявившее возможности «перевода» эмоционально-окрашенного состояния на язык графических линий. Эксперимент проводился по «методике пиктограмм».

Испытуемым предлагалось графически выразить свои эмоциональные состояния и ассоциации в связи со следующими парами прилагательных: радостный – печальный, статичный – динамичный, тревожный - уверенный и др.

Качественный анализ пиктограмм показал следующее:

· разные испытуемые дали весьма сходные ассоциации абстрактных линий с эмоционально окрашенными понятиями, выражающими отношение субъекта к понятию; например, рациональность ассоциируется с прямыми линиями, романтичность – с волнообразными кривыми (вот Вам и готовая схема планировки аллей в парке!), хаос – с разорванными отрезками, возвышенность – с наклонными выходящими (типичный образ стелы в мемориальном парке), расслабленность – с дугами большого радиуса, тревожность – с острыми углами и ритмично повторяющимися элементами;

· результаты самоотчетов убедительно подтвердили предположение о существовании устойчивых эмоциональных реакций и ассоциативных связей на стимул;

· как правило, ассоциации являются общими для участников эксперимента и, следовательно, имеют биосоциальную природу.

Устойчивость графических и словесных образно-ассоциативных связей позволило Л.В. Никольской предположить, что силуэты зданий и сооружений тоже обладают устойчивыми образно-эмоциональными характеристиками. Предположение нашло подтверждение в результатах ещё одного эксперимента. Оказалось, что простейшие прямолинейные однообразные и протяженные элементы вызывают уныние и скуку; включение в абрис* тупых углов или криволинейных элементов создают ощущение покоя;

_______________________________________________

* Абрис (нем. Abriβ – чертеж, план, очерк) – линейное очертание предмета, контур.

ритмично пульсирующие лаконичные очертания воспринимаются как деловые и рациональные. Наличие остроугольных элементов в симметричных лаконичных силуэтах придают им торжественность и строгость с оттенком холодности. Усложненные контуры с неупорядоченной измельченной структурой, обилием углов и наклонных линий приводят к ощущению беспокойства, отчужденности. Чрезмерно изрезанные силуэты вызывают утомление и настороженность.

Таким образом, можно сказать, что в определенных приемах формообразования содержатся способы передачи информации, язык архитектуры. Игнорировать это факт при разработке архитектурной среды вообще и ландшафтной архитектуры в частности было бы преступлением. А так как каждый архитектурный объект уникален, то при реконструкции, приспособление памятников для современных нужд и даже при любом новом проектировании важных общественных объектов важно провести хотя бы небольшие по объему архитектурные исследования. Доказательством тому служит опыт японских архитекторов. Проектируя коттедж, наши архитекторы тратят на эту работу 2-3 недели (с учетом согласований), на строительство уходит минимум 3-4 месяца. В Японии проектировщик-архитек- тор тратит на изыскания и проект до 1 года (изучает местность в разное время года, в разную погоду, при разной освещенности участка), а объект возводится за 2-4 недели. Зато каждый объект у них неповторим, прекрасен, восхитителен. Вот что значит роль исследований в архитектуре!