Виды учебной работы, образовательные технологии

 

Тематика и последовательность лекций соответствуют заявленным в программе требованиям к результату освоения дисциплины “Конфликтология”.

В процессе изложения основных тем курса преподавателем активно используются информационно-коммуникационные технологии. Изложение содержания по разделам сопровождается демонстрацией учебных материалов, представленных в различных знаковых системах, в т.ч. иллюстративных, графических, аудио- и видеоматериалов (лекции-визуализации).

Во вводной лекции объясняется цель курса, его роль в системе учебных дисциплин и профессиональной подготовке, дается обзор курса, намечаются научные проблемы, рассматриваемые в курсе. На этой лекции студенты знакомятся с литературой и методикой самостоятельной работы по курсу, особенностями промежуточного и итогового контроля.

Проблемы первого раздела программы освещаются в ходе обзорной лекции. Результаты освоения раздела проверяются в ходе тестирования на первом этапе рубежного контроля.

Последующие лекции образуют шесть тематических блоков в соответствии с проблематикой второго-седьмого разделов программы.

При чтении лекций применяются методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: диалог, беседа, дискуссия.

Проблемная лекция с элементами эвристической беседы посвящена ключевым вопросам теорий личности раздела программы “Внутриличностный конфликт”.

Материал лекций закрепляется в ходе семинарских и практических занятий.

Его освоение проверяется тестированием, выполнением письменных заданий, решением психологических задач, а также выполнением творческих работ.

Завершающая лекция проводится в форме пресс-конференции и носит обзорный характер. Студенты заранее готовят интересующие их вопросы и заранее передают преподавателю в письменном виде.

 

Высоким потенциалом в преподавании дисциплины “Конфликтология” обладают интерактивные методы. Студенты получают возможность развить необходимые навыки межличностного и группового взаимодействия, а также более глубоко понять собственный потенциал, личные ресурсы, которыми они обладают или которые необходимо развить для будущей профессиональной деятельности. Интерактивные методы эффективны в развитии коммуникативных и исследовательских навыков будущих педагогов.

Особое внимание в обучении уделяется организации рефлексивной деятельности студентов, которая предполагает осознание себя не только как субъекта учебной и других видов деятельности, но и как личности, субъекта жизнедеятельности. Рефлексия может быть направлена на:

- свои внутренние психические акты и состояния;

- собственный психологический опыт и динамику его приобретения;

- способы учебной работы, познавательной, коммуникативной и других видов деятельности;

- личностные смыслы и ценности;

- образ себя.

Рефлексивные ситуации организуются на основе:

- обращения студентов к собственному накопленному ранее психологическому опыту (рефлексивные задачи);

- воссоздания и моделирования ситуаций в психологических играх и упражнениях (тренинговые методы);

- использования ярких образов людей и ситуаций, представленных в художественных произведениях, фильмах.

 

Самостоятельная работа студентов осуществляется по следующим направлениям:

1) подготовка к процедурам текущего контроля;

2) подготовка к мероприятиям рубежного контроля;

3) выполнение и презентация учебного проекта;

В ходе обучения используются следующие виды самостоятельной работы:

1. Самостоятельная работа студента, связанная с выполнением текущих заданий (задания по базовому учебнику и дополнительным учебным пособиям, чтение хрестоматийной психологической литературы, выполнение творческих заданий, написание эссе, решение ситуационных задач, подбор материалов для экспериментальной работы, а также другие виды работы).

2. Самостоятельная индивидуальная работа студента, направленная на устранение отдельных недостатков в знаниях, умениях и навыках.

3. Самостоятельная работа, связанная с овладением новым материалом (изучение студентами дополнительной литературы, выполнение лабораторных работ и т.п.);

4. Индивидуальная самостоятельная работа студентов (устные доклады, рефераты, подбор информации по актуальной проблеме и т. д.)

5. Самостоятельная работа студента по их собственной инициативе (самостоятельный поиск текстов для сообщений на семинарских и практических занятиях, написанию курсовой работы).

Последовательное выполнение всех видов самостоятельной работы, постепенное усложнение заданий и задач, стоящих перед студентами, способствуют развитию навыков дальнейшей самостоятельной работы и повышает профессиональную и коммуникативную компетентность студентов.

Для оптимальной организации самостоятельной работы студентам предлагаются методические рекомендации (см. часть II УМКД), которые включают задания к семинарским и практическим занятиям, характеристики контрольных мероприятий, комментарии, рекомендации по освоению отдельных содержательных линий.

Дифференцированной может быть и самостоятельная работа при подготовке к рубежному контролю – комплексной контрольной работе. Тем студентам, которые не сумели освоить на должном уровне содержание практических и семинарских занятий, а также пропустили те или иные лекционные занятия, предлагается комплекс дополнительных заданий.

Особый характер носит самостоятельная работа студентов при подготовке и при выполнении учебных проектов. Она предполагает более углубленное изучение выбранной темы, осуществляется в составе группы, что требует от студентов не только применения навыков самоорганизации, но и готовности к активному взаимодействию с коллегами, способности аргументировано формулировать и отстаивать собственное мнение, конструктивно воспринимать критику в свой адрес. В такой ситуации принципиальное значение приобретает алгоритм формирования групп. Наиболее целесообразный подход подразумевает формирование групп вокруг студентов, набравших по результатам рубежного контроля наибольшее количество рейтинговых баллов и способных обеспечить эффективное выполнение учебных задач.