В чем заключаются причины возникновения вертикальных конфликтов в организации?

Причины возникновения конфликта между подчиненным и руководителем могут носить субъективный и объективный ха­рактер. К объективным причинам относятся: субординацион­ный характер отношений; конфликтогенная природа деятель­ности, связанной с человеческими взаимоотношениями; пред-метно-деятельностное содержание межличностных отношений; интенсивная совместная деятельность; специфика взаимоотно­шений подчиненного с непосредственным руководителем; рас-балансированность рабочего места; рассогласованность связей между рабочими местами в организации; сложность социальной и профессиональной адаптации; недостаточная обеспеченность по объективным условиям управленческих решений1.

Субординационный характер отношений. Отношения подчинен­ного и руководителя изначально включают в себя противоречие между функциональной и личностной сторонами их совместной деятельности. Под функциональной стороной отношений пони­мается та объективная связь, которая существует между группой управленцев, принимающих решения и дающих указания и по­ручения, и группой исполнителей, которая эти указания выпол­няет. Личностная сторона отношений предполагает наличие и влияние на деятельность индивидуально-психологических осо­бенностей участников взаимодействия, а именно темперамента, характера, особенностей, моральных и деловых качеств, эмоцио­нального отношения участников друг к другу, т. е. взаимной симпатии или антипатии. Суть противоречия заключает в том, что руководитель оказывает влияние на обширную сферу жизне­деятельности подчиненного, при этом подчиненный обязан вы­полнять распоряжения начальника, но не наблюдается соответ­ствия между требованиями ролей и теми возможностями и спо­собами действий, которые используют исполнители.

Конфликтогенная природа деятельности, связанной с человечески­ми взаимоотношениями. Наиболее конфликтогенными областями деятельности в сфере «человек — человек» можно назвать педагоги­ческую, воинскую деятельность, а также деятельность работников правоохранительных органов, сфер обслуживания и руководства.

Предметно-деятельностное содержание межличностных отно­шений. Большинство конфликтов между подчиненным и руково-

1 АниуповА. Я., ШипшовА. И. Конфликтология. М: Юнити-Дана, 2004. С. 364—367.


лителем возникает в процессе их совместной деятельности. Ос­нову таких конфликтов составляют проблемы, связанные с обес­печением качества деятельности, оценкой результатов работы и введением инноваций.

Интенсивная совместная деятельность. Вынужденное тесное взаимодействие руководителя и подчиненного может стать осно­вой для формирования конфликта.

Специфика взаимоотношений подчиненного с непосредственным руководителем. Особенно высока вероятность возникновения кон­фликта между подчиненным и руководителем, которые близки по служебному положению, когда между ними маленькая статус­ная дистанция.

Расбалансированность рабочего места. В понятие рабочего ме­ста входят функции, которые выражаются в обязанностях и от­ветственности, предусмотренной за их выполнение, и средства, которые выражаются в праве и власти. Все элементы структуры рабочего места, а именно функции, обязанности, ответственность, средства, права и власть, должны быть максимально сбалансиро­ваны и взаимно уравновешены между собой.

Рассогласованность связей между рабочими местами в органи­зации. Такая рассогласованность может возникать по следую­щим причинам:

— наличие множества указаний от нескольких начальников,
и эти указания могут противоречить друг другу, подчиненный
может хвататься за выполнение нескольких дел одновременно и
в результате ни одно из них не выполнить качественно или же
отказаться от выполнения полученных указаний;

— наличие у одного руководителя большого числа подчинен­
ных, и в этом случае оперативное управление ими становится не­
возможным.

Сложность социальной и профессиональной адаптации. Новый руководитель, недавно пришедший на управленческую позицию, может испытывать трудности профессиональной адаптации.

Недостаточная обеспеченность по объективным условиям уп­равленческих решений. Для реализации управленческих решений может объективно не хватать необходимых условий.

К субъективным факторам вертикальных организационных конфликтов относятся управленческие и личностные причины. Управленческие причины включают в себя: неоптимальные ошибочные решения, излишнюю опеку и контроль со стороны ру­ководства; недостаточную профессиональную подготовку руково­дителей; низкий престиж труда управленцев низшего и среднего звеньев; неравномерность распределения служебной нагрузки сре­ди подчиненных; нарушения в системе стимулирования труда.

Личностные причины включают в себя: низкую культуру обще­ния, грубость; недобросовестное исполнение своих обязанностей подчиненными; стремление руководителя утвердить свой авто-


ритет любой ценой; выбор неэффективного стиля руководства; отрицательную установку руководителя по отношению к подчи­ненному и наоборот; напряженные отношения между руководи­телями и подчиненными; психологические особенности участни­ков взаимодействия (повышенная агрессивность, эмоциональная неустойчивость, тревожность, завышенная самооценка, акцен­туации характера и т. п.)1.