В чем заключаются причины возникновения вертикальных конфликтов в организации?
Причины возникновения конфликта между подчиненным и руководителем могут носить субъективный и объективный характер. К объективным причинам относятся: субординационный характер отношений; конфликтогенная природа деятельности, связанной с человеческими взаимоотношениями; пред-метно-деятельностное содержание межличностных отношений; интенсивная совместная деятельность; специфика взаимоотношений подчиненного с непосредственным руководителем; рас-балансированность рабочего места; рассогласованность связей между рабочими местами в организации; сложность социальной и профессиональной адаптации; недостаточная обеспеченность по объективным условиям управленческих решений1.
Субординационный характер отношений. Отношения подчиненного и руководителя изначально включают в себя противоречие между функциональной и личностной сторонами их совместной деятельности. Под функциональной стороной отношений понимается та объективная связь, которая существует между группой управленцев, принимающих решения и дающих указания и поручения, и группой исполнителей, которая эти указания выполняет. Личностная сторона отношений предполагает наличие и влияние на деятельность индивидуально-психологических особенностей участников взаимодействия, а именно темперамента, характера, особенностей, моральных и деловых качеств, эмоционального отношения участников друг к другу, т. е. взаимной симпатии или антипатии. Суть противоречия заключает в том, что руководитель оказывает влияние на обширную сферу жизнедеятельности подчиненного, при этом подчиненный обязан выполнять распоряжения начальника, но не наблюдается соответствия между требованиями ролей и теми возможностями и способами действий, которые используют исполнители.
Конфликтогенная природа деятельности, связанной с человеческими взаимоотношениями. Наиболее конфликтогенными областями деятельности в сфере «человек — человек» можно назвать педагогическую, воинскую деятельность, а также деятельность работников правоохранительных органов, сфер обслуживания и руководства.
Предметно-деятельностное содержание межличностных отношений. Большинство конфликтов между подчиненным и руково-
1 АниуповА. Я., ШипшовА. И. Конфликтология. М: Юнити-Дана, 2004. С. 364—367.
лителем возникает в процессе их совместной деятельности. Основу таких конфликтов составляют проблемы, связанные с обеспечением качества деятельности, оценкой результатов работы и введением инноваций.
Интенсивная совместная деятельность. Вынужденное тесное взаимодействие руководителя и подчиненного может стать основой для формирования конфликта.
Специфика взаимоотношений подчиненного с непосредственным руководителем. Особенно высока вероятность возникновения конфликта между подчиненным и руководителем, которые близки по служебному положению, когда между ними маленькая статусная дистанция.
Расбалансированность рабочего места. В понятие рабочего места входят функции, которые выражаются в обязанностях и ответственности, предусмотренной за их выполнение, и средства, которые выражаются в праве и власти. Все элементы структуры рабочего места, а именно функции, обязанности, ответственность, средства, права и власть, должны быть максимально сбалансированы и взаимно уравновешены между собой.
Рассогласованность связей между рабочими местами в организации. Такая рассогласованность может возникать по следующим причинам:
— наличие множества указаний от нескольких начальников,
и эти указания могут противоречить друг другу, подчиненный
может хвататься за выполнение нескольких дел одновременно и
в результате ни одно из них не выполнить качественно или же
отказаться от выполнения полученных указаний;
— наличие у одного руководителя большого числа подчинен
ных, и в этом случае оперативное управление ими становится не
возможным.
Сложность социальной и профессиональной адаптации. Новый руководитель, недавно пришедший на управленческую позицию, может испытывать трудности профессиональной адаптации.
Недостаточная обеспеченность по объективным условиям управленческих решений. Для реализации управленческих решений может объективно не хватать необходимых условий.
К субъективным факторам вертикальных организационных конфликтов относятся управленческие и личностные причины. Управленческие причины включают в себя: неоптимальные ошибочные решения, излишнюю опеку и контроль со стороны руководства; недостаточную профессиональную подготовку руководителей; низкий престиж труда управленцев низшего и среднего звеньев; неравномерность распределения служебной нагрузки среди подчиненных; нарушения в системе стимулирования труда.
Личностные причины включают в себя: низкую культуру общения, грубость; недобросовестное исполнение своих обязанностей подчиненными; стремление руководителя утвердить свой авто-
ритет любой ценой; выбор неэффективного стиля руководства; отрицательную установку руководителя по отношению к подчиненному и наоборот; напряженные отношения между руководителями и подчиненными; психологические особенности участников взаимодействия (повышенная агрессивность, эмоциональная неустойчивость, тревожность, завышенная самооценка, акцентуации характера и т. п.)1.