Социология институтов права и правоохранительных органов.
Особое значение в обществе принадлежит социальным институтам права и правоохранительных органов.
По форме право представляет собой совокупность юридических актов, предписывающих или запрещающих от имени государства определенные виды поведения, а по своей социальной сущности — важный социальный институт.
Положение о том, что фактические (реальные, наличные) отношения (поступки, акты поведения) предшествуют правовой норме (велению, запрету), чрезвычайно важно.
Императивная форма законодательного веления («должен») может породить иллюзию того, что право творит общественную жизнь, а не наоборот. Фактически основой и материальным источником права является социальная действительность, тогда как само оно — инструмент регулирования реальных отношений, закрепления и развития соответствующих форм общественной жизни.
Социальная составляющая деятельности правоохранительных органов
Следует учитывать тот факт, что правоохранительные органы фактически остаются органами, борющимися, прежде всего с преступностью, и рассматривают эту борьбу в качестве главного и определяющего для себя ориентира. Данная функция по-прежнему задает основные структурные и содержательные параметры их деятельности.
При этом все, что непосредственно не относится к борьбе с преступностью, воспринимается зачастую в качестве второстепенного, менее значимого, что выражается не только в практических формах, но и закрепляется в теории и идеологических составляющих их работы.
Что касается такого элемента, как защита прав человека и гражданина, то это скорее является компетенцией общественных организаций, профсоюзов, в лучшем случае суда.
Тем не менее, социальная роль правоохранительных организаций значительно шире.
Принято выделять три основных подхода к пониманию предназначения и роли правоохранительных органов:
1. это органы, которые непосредственно ведут борьбу с преступностью;
2. органы, которые искореняют преступления и предотвращают иные преступные посягательства;
3. органы, которые поддерживают порядок в общественных местах.
В каждом из подходов упор делается только на функцию борьбы с преступность.
40. Социология отдельных социальных институтов, отраслевая социология.
Самым древним институтом общества является семья.
В современной социологической литературе семья обычно понимается как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.
В литературе обычно отмечается, что семья как социальный институт формально проходит следующие фазы или циклы:
1) вступление в брак — образование семьи;
2) начало деторождения;
3) окончание деторождения;
4) прекращение существования семьи — смерть одного из супругов.
В социологии семьи выделяют следующие типы семейной организации.
В зависимости от формы брака выделяются (и об этом уже было сказано выше) полигамная и моногамная семьи.
Полигамная семья предполагает несколько брачных партнеров с той и (или) другой стороны (и тогда говорят о полиандрии или полигамии, или групповом браке). Моногамная семья предполагает только двух брачных партнеров: мужчину и женщину. Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке.
Выделяют также полную семью (семью, состоящую из родителей с детьми), неполную семью (семью, состоящую из одного родителя и детей), многодетную (семью, в которой «много» детей) и бездетную семью (семью, в которой отсутствуют дети).
Государство
В социологической и юридической литературе мы не найдем единого определения государства. Однако мы можем констатировать, что государство «по природе» понимается либо как организация, действующая от имени и во благо всего общества (Платон, Аристотель, Цицерон, Макиавелли,.), либо как организация, защищающая, в сущности, интересы правящих групп (Тераклест, Всено, Смит, Морис, Илуже, Михельс, Па-рето, Моска, Вебер и др.).
Первым и самым важным признаком государства является учреждение особых органов, занимающихся общественным управлением. Создание органов публичной власти, выделение из общества группы лиц, специально занятых отправлением управленческих функций, ха-рактеризуют государство как институт.
В качестве второго важнейшего принципа государства обычно называют разделение насилия и власти по административно-территориальному принципу. Данное обстоятельство позволяет определить пространственные границы общественного института, квалифицируемого как государство.
Третий признак государства — налоги. Особенность государства как социального института заключается в том, что оно нуждается в средствах для его функционирования, а средства эти оно может получить, только обложив поборами население.
Под формой государства обычно понимается его устройство, выражающееся в характере политических взаимоотношений между членами данного общества, между управляющими и управляемыми, в способах организации высших (прежде всего) органов государственной власти.
Особое значение в обществе принадлежит социальным институтам права и правоохранительных органов.
По форме право представляет собой совокупность юридических актов, предписывающих или запрещающих от имени государства определенные виды поведения, а по своей социальной сущности — важный социальный институт.
Положение о том, что фактические (реальные, наличные) отношения (поступки, акты поведения) предшествуют правовой норме (велению, запрету), чрезвычайно важно. Императивная форма законодательного веления («должен») может породить иллюзию того, что право творит общественную жизнь, а не наоборот. Фактически основой и материальным источником права является социальная действительность, тогда как само оно — инструмент регулирования реальных отношений, закрепления и развития соответствующих форм общественной жизни.