Изменение творческой направленности советской архитектуры

 

В середине 1950-х гг. в советской архитектуре происходит резкий поворот от архитектурных форм неоклассицизма и символизма к упрощенным индустриальным формам, продиктованным технологиями полносборного домостроения и поточными методами возведения зданий. Типизация и унификация в строительстве становятся обязательными, эстетическое архитектурное начало оказывается в подчинении у строительной технологии.

Рассматриваемый период характеризуется дальнейшим развитием материально-технической базы строительства, переводом строительства на путь индустриализации. Новые конструктивные решения как в промышленном, так и в жилищно-гражданском строительстве позволяют перейти на компоновку зданий из крупноразмерных элементов промышленного производства. Это означало технический переворот в строительстве, сокращение затрат труда вдвое, включая изготовление деталей на заводах. Сокращались сроки строительства, уменьшался вес здания, сокращались транспортные расходы.

В 1950-м г. появляются первые домостроительные комбинаты, выпускавшие конструкции и изделия для сборки зданий на строительной площадке.

Методика типового проектирования также перестраивается в связи с внедрением индустриальных методов жилищного строительства из укрупненных элементов. Разработана система модульной координации объемно-планировочных параметров, проведена их унификация, что позволило сократить номенклатуру строительных элементов и конструкций.

Обостряется наметившееся еще перед войной противоречие между архитектурной формой и материально-технической стороной архитектуры в условиях технического переворота в строительстве (превращения строительной площадки в монтажную).

Пластические формы архитектуры (выносные карнизы, имитирующие старые каменные прототипы, наличники и фронтоны дверей и окон сложных классических профилей, имитация каменной кладки на оштукатуренных кирпичных стенах) противоречили логике заводской технологии, тормозили и усложняли заводские технологические процессы производства.

Точкой отсчета нового этапа в развитии советской архитектуры стал созыв Всесоюзного совещания строителей, архитекторов и работников промышленности строительных материалов в 1954 г. Совещание было подготовлено при непосредственном участии правительства страны. Была поставлена задача перевода строительства на индустриальные заводские методы возведения зданий и сооружений. Существующая стилевая направленность архитектуры, наличие декоративных архаических излишеств были объявлены порочными тенденциями и тормозом в развитии прогрессивных методов строительства. Государство становилось на длительную перспективу единственным заказчиком и законодательным органом в области теории архитектуры и градостроительства.

В 1955 г. были приняты постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшей индустриализации, улучшению качества и снижению стоимости строительства» и «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Они нацеливали на творческую перестройку направленности советской архитектуры и определяли характер творческих задач: советской архитектуре должны быть свойственны простота, строгость форм и экономичность решений. В постановлении отмечалось: «Привлекательный вид зданий и сооружений должен создаваться не путем применения надуманных дорогостоящих декоративных украшений, а за счет органической связи архитектурных форм с назначением зданий и сооружений, хороших пропорций, а также правильного использования материалов, конструкций, деталей и высокого качества работ». Таким образом, идеологическая составляющая этих решений ориентировала на создание равноценного и высококачественного жилья для самых широких масс населения.

В 1955 г. состоялся 2-й Всесоюзный съезд архитекторов. На нем критическому анализу была подвергнута творческая практика предшествующего десятилетия и намечены пути перестройки на основе развития индустриальных методов массового строительства.

Рассмотрены вопросы теории советской архитектуры. Отмечено отставание теоретической науки, ее одностороннее развитие, неправильное истолкование теоретической наукой архитектурной формы, как изобразительной категории в отрыве от функционального и конструктивного существа зданий, что было одной из причин укрепления стилизаторства в архитектуре.

В 1956 г. прекратила свое существование Академия архитектуры СССР.

 

1954-1955 гг. – начало современного этапа развития советской архитектуры. До этого времени существовали две тенденции в архитектурном проектировании, развивавшиеся порознь в период военного и послевоенного строительства. Одна из них – эстетически ориентированные поиски триумфальных, величественных архитектурных решений. Вторая тенденция – работа над новыми методами проектирования и наиболее рационального возведения зданий. Первая, господствовавшая направленность была объявлена объективным тормозом на пути массового строительства, его типизации и индустриализации. Назревший кризис ликвидировал первую тенденцию.

После коренной перестройки в середине 1950-х годов предыдущий период был воспринят профессиональным сознанием как ошибочный, упадочный и недостойный изучения. Но необходимо помнить, что по проектам этого времени шло восстановление страны, архитектура при всей противоречивости обладала высоким гуманистическим потенциалом, была созвучна эпохе и потому не может быть оценена однозначно.

 

Контрольные вопросы

 

1.Каковы характерные особенности строительства военного времени?

2.Какие идеи положены в основу проектов послевоенного восстановления и генеральных планов Сталинграда, Киева, Севастополя, Минска? Какие архитекторы являются авторами этих работ?

3.Каковы особенности проекта восстановления и реконструкции Крещатика в Киеве?

4.Какие тенденции проявились в проектировании и строительстве жилища в послевоенное десятилетие?

5.Приведите примеры крупных общественных зданий из практики проектирования и строительства в различных городах Советского Союза. Каковы особенности их стилистического решения?

6.Назовите крупные мемориальные комплексы, построенные в послевоенные годы, и их авторов.

7.Назовите семь высотных зданий, построенных в Москве, и авторов их проектов.

8.Каково архитектурно-планировочное решение комплекса зданий Московского государственного университета? Его достоинства и недостатки.

9.Какие крупные гидротехнические объекты и комплексы построены в европейской части страны в послевоенное десятилетие? Опишите особенности их архитектурных решений.

10.Каковы причины изменения творческой направленности советской архитектуры, произошедшего в середине 1950-х гг.?

 

Дополнительная литература

1.Афанасьев К.Н. А.Щусев.- М.: Стройиздат, 1978

2.Ерофалов-Пилипчак Б. Архитектура советского Киева. –Киев: Издательский дом А+С, 2010.

3.Из истории советской архитектуры, 1941-1945 гг. Документы и материалы. Хроника военных лет. Архитектурная печать. М.: Наука, 1978.

4.Леонтьев Д.В. Архитектура Украины: От античности до наших дней. Б.И.Э.-

Харьков: Ранок, 2010. -224 с.

5.Мастера советской архитектуры об архитектуре. В 2-х т. Под общ.ред. М.Бархина. Т.1-2. –М.: Искусство, 1975.

6.Нариси історії архітектури Української РСР. Радянський період. Головко П.В. та інш. -К.: Держбудвид. УРСР, 1962 .

7.Рябушин А.В. Гуманизм советской архитектуры.- М.: Стройиздат, 1986.

8.Рябушин А.В., Шишкина И.В. Советская архитектура. –М.: Стройиздат, 1984.

 

Контрольные вопросы для подготовки к экзамену

по курсу «Современная отечественная архитектура»

 

1.Развитие стиля модерн в России на рубеже ХIХ-ХХ веков. Деятельность архитекторов Москвы и Петербурга.

2. Архитектура ретроспективизма в России начала ХХ века. Неоклассицизм и неорусский стиль.

3.Стилевые поиски в архитектуре Украины на рубеже ХIХ-ХХ веков.

4.Основные течения и группировки в советской архитектуре 1920-х г.г.

5.Конструктивизм в искусстве и архитектуре. Работы архитекторов-конструктивистов.

6.ВХУТЕМАС и реформа архитектурного образования.

7.Архитектура Украины первых послереволюционных лет. Архитектурное образование. Творческие группировки. Конкурсные проекты.

8.Особенности градостроительного поиска 1917-1932 г.г. Концепции расселения.

9.Достижения в области архитектуры промышленных зданий и сооружений в период 1917-1932 г.г.

10.Поиски в области архитектуры жилища в период 1917-1932 г.г.

11.Новые типы общественных зданий (1917-1932 г.г.). Архитектура рабочих клубов.

12.Значение конкурса на проект Дворца Советов в Москве 1931-1933 г.г. Изменение творческой направленности советской архитектуры.

13.Поиски образной выразительности и национального своеобразия в архитектуре крупных общественных зданий предвоенного десятилетия (1932-1941 г.г.).

14.Развитие градостроительства в предвоенный период (1932-1941 г.г.). Основные положения генерального плана Москвы 1935 г. Конкурс на проект административной площади в Киеве 1935 г.

15.Жилищное строительство 2 и 3-й пятилеток.

16.Восстановление разрушенных войной городов в 1940-е – первой половине

1950-х г.г. Проектирование и застройка центра Киева.

17.Архитектура крупных общественных зданий послевоенного десятилетия (1945-1954 г.г.).

18.Архитектура высотных зданий Москвы послевоенного десятилетия (1945-

1954 г.г.).

19.Разработка метода серийного проектирования и комплексная застройка жилых районов в первое послевоенное десятилетие (1945-1954 г.г.). Застройка центральных улиц и магистралей. Крупноблочное и крупнопанельное строительство.