Архитектура крупных общественных зданий

Крупные общественные здания и сооружения, построенные во время Великой Отечественной войны и в первое послевоенное десятилетие, по характеру архитектуры близки аналогичным сооружениям предвоенных лет. Обращение к традициям мирового и национального художественного наследия, подход как новаторский, так и эклектичный, декоративная перегрузка композиций общественных зданий характерны для этого периода.

В военные годы в Баку продолжалось начатое до войны строительство таких крупных общественных зданий, как Дом правительства Азербайджанской ССР, арх. Л.Руднев, В.Мунц, И.Ткаченко, и музей Низами, арх.С.Дадашев, М.Усейнов.

Дом правительства Азербайджанской ССР расположен на Приморском бульваре и имеет важное градостроительное значение, так как формирует новый общественный центр столицы. Дом правительства запроектирован П-образным в плане и раскрыт к Бакинскому заливу глубоким двором. С этой стороны здания, обращенной к площади, завершают композицию правительственные трибуны с расположенной в центре статуей В.И.Ленина на мощном постаменте, скульптор Д.Кариагды. Здание выглядит монументальным и представительным, хотя его формы несколько усложнены и архаизированы. Контрастно противопоставлены мощный глухой стилобат и аркады и лоджии многоярусных башенных объемов. Интерьеры несколько перегружены лепными орнаментами.

Дом правительства Грузинской ССР в Тбилиси был построен в 1954 г. по проекту арх. В.Кокорина, Г.Лежавы, В.Насаридзе. Строительство его первой очереди относится к 1938 г. Здание располагается на проспекте Руставели, на участке, имеющем резкое падение рельефа, и замыкает своим объемом композицию внутреннего парадного двора. Новая часть

 

 

Баку. Дом правительства Азербайджанской ССР, архитекторы Л.Руднев,

В.Мунц, И.Ткаченко, 1952.

 

Дома правительства состоит из двух

прямоугольных объемов, расположенных по обеим сторонам пропилеев, ведущих вглубь парадного двора. Это не только подчеркивает центральную ось, но и позволяет функционально разделить корпуса на помещения Верховного Совета и Совета Министров Грузинской ССР, скомпонованных вокруг прямоугольных внутренних дворов. Пропилеи акцентируются фронтоном с лепным изображением герба республики. Формы здания монументальны, фасад украшен аркадой, он достаточно лаконичен и лишь немного архаизирован.

 

Тбилиси. Дом правительства Грузинской ССР.

Арх. В.Кокорин, Г.Лежава, при участии В.Насаридзе, 1938- 1954. Интерьер внутреннего двора, план

 

 

 

Ереван. Ансамбль площади Ленина. Фрагмент застройки

 

в столице Армянской ССР Ереване застройка площади В.И.Ленина была осуществлена в довоенный период лишь частично. В 1944 г. начато строительство административного здания (управления треста «Арарат» - затем здания Армпромсовета), арх.С.Сафарян, при участии Р.Исраеляна, В.Аревшатяна. Строительство было окончено в 1955 г. Здание сооружалось симметрично по отношению к Дому правительства, что соответствовало реализации общего градостроительного замысла архитектора А.Таманяна.

Асимметричная композиция здания Армпромсовета развита по горизонтали с вертикальным акцентом в виде башни. Для создания ансамбля площади С.Сафарян согласовал конфигурацию плана, распределение и высоту основных объемов и башни, масштаб и ритм членений, характер архитектурных форм с Домом правительства арх. А.Таманяна. Новое здание придало законченный облик сложной по форме площади.

В 1959 г. в Ереване было построено здание хранилища древних рукописей -Матенадаран, арх. М.Григорян. Здание располагается на склоне возвышенности и замыкает перспективу проспекта Ленина, является промежуточным звеном развитой пространственной композиции, завершенной стоящим на высоком гребне Канакерского плато монументом Победы, пьедесталом которого служит здание музея Отечественной войны, арх. Р.Исраелян, скульп. А.Арутюнян. Матенадаран, также как и здания на площади Ленина, возведен из розового артикского туфа и его формы выдержаны в традициях армянского каменного зодчества.

Значительные средства выделялись в эти годы на строительство санаторно-курортных комплексов, в которых архитекторы, уделяя большое внимание созданию удобных в эксплуатации сооружений, чрезмерно насыщали их фасады декоративными архитектурными деталями. Здания санаториев проектировались в виде дворцов с колоннадами, портиками, башнями и другими элементами, с большими площадями подсобных помещений. В отделке экстерьеров и интерьеров применялись дорогостоящие материалы. Примером такого строительства может служить санаторий «Украина» в Мисхоре, арх.Б.Ефимович, 1955 г.

В послевоенные годы возобновилось строительство крупных спортивных сооружений:

Мисхор, санаторий «Украина»,

арх. Б.Ефимович,

1954-1955.

 

 

Донецк. Крытый рынок, арх. К.Фельдман, инж.Б.Беднарский, 1961.

 

 

 

Харьков. Железнодорожный вокзал, 1947-1949, архитекторы Г.Волошин,

Б.Мезенцев, Е.Лымарь, С.Филиппов.

 

стадиона им.С.М.Кирова на 80 тыс. зрителей в Ленинграде, арх.А.Никольский, К.Кашин-Линде, Н.Степанов, 1932-1950 гг.,

республиканского стадиона на 50 тыс. зрителей в Киеве, арх.М.Гречина, М.Иванюк, 1937-1950 гг.,

стадиона «Динамо» на 11 тыс. зрителей в Минске, арх.Н.Колли, В.Вольфензон, Н.Шмидт, окончен в 1950 г.;

республиканского стадиона на 45 тыс. зрителей в Баку, арх. Л.Гонсиоровский, О.Исаев, Г.Сергеев, 1949-1952 гг.;

стадиона им.В.И.Ленина на 30 тыс. зрителей в Ленинграде, арх.Н.Баранов, О.Гурьев, В.Фромзель, 1949-1952 гг.

Строительство этих объектов оказывало большое влияние на формирование архитектурного облика городских районов. Так стадион им.С.М.Кирова в Ленинграде является органической частью крупнейшего спортивно-паркового комплекса – Приморского парка Победы, расположенного в дельте Невы на Каменном, Елагином и Крестовском островах на территории 260 га. Стадион находится на стрелке Крестовского острова и замыкает перспективу парадной двухкилометровой аллеи, ведущей от главного входа в парк, формирует морской фасад Ленинграда. Стадион решен в виде огромного искусственного земляного холма с пологими склонами и чашей-кратером в середине, где и располагается футбольное поле с беговыми дорожками. Наружные склоны холма озеленены и архитектурно обработаны террасами, лестницами и дорожками, по которым происходит загрузка и эвакуация со стадиона. По обе стороны от входа расположены физкультурные павильоны с обслуживающими помещениями. Для этого крупного спортивного сооружения характерна непосредственная связь с природой, четкость объемно-пространственного замысла в сочетании со сдержанностью и единством композиционных мотивов. В настоящее время стадион, прослуживший 60 лет, перестраивают.

С 1955 г. в приемах проектирования крупных общественных зданий появляются качественные изменения, отвечающие общему направлению этого этапа развития советской архитектуры. На смену заимствованию приемов и форм исторического архитектурного наследия приходят поиски новых архитектурных решений, в большей степени отвечающих содержанию общественных сооружений, уровню строительной техники, новой идеологии. Наглядно выступают особенности, свидетельствующие о формировании новых стилевых качеств зодчества.

Наиболее значительный общественный комплекс начала рассматриваемого периода – Центральный стадион им. В.И.Ленина в Лужниках в Москве, арх.А.Власов, И.Рожин, А.Хряков, Н.Уллас, инж.В.Насонов, Н.Резников, В.Поликарпов, 1956 г. Комплекс расположен в излучине Москвы-реки у подножия Воробьевых гор и является важным композиционным узлом оси, соединяющей центр города с Юго-Западным районом. Ансамбль стадиона включает главную спортивную арену на 103 тыс. зрителей, детский

 

Москва. Спортивный комплекс - Центральный стадион им. В.И.Ленина в Лужниках,

1954-1956, архитекторы А.Власов, И.Рожин, А.Хряков, Н.Уллас, инженеры

В.Насонов, Н.Резников , В.Поликарпов.

Москва. Застройка юго-западного района. План Большая спортивная арена Центрального

стадиона им. В.И.Ленина в Лужниках в

Москве, арх. А.Власов

стадион, корты, баскетбольные и волейбольные площадки, тренировочные футбольные поля и площадки. В подтрибунном пространстве стадиона разместилось свыше полутора тысяч различных помещений (двухзальный кинотеатр, рестораны, спортзалы, гостиница, музей спорта и др.).

Стадион в Лужниках стал переходной ступенью, промежуточным звеном между предыдущим и новым этапом развития архитектуры общественных сооружений. Наряду с лаконизмом современных форм проступают академические традиции прошлых лет – нарочитая симметрия, тяжеловесность несколько архаизированных аркад, не соответствующая тектонике современных железобетонных конструкций. Это сооружение

Москва. Всесоюзная сельскохозяйственная

выставка, 1954. Главный павильон,

арх. Ю.Щуко

 

 

свидетельствует о начале большой творческой перестройки в советской архитектуре.

Характерными с точки зрения стилевой направленности советской архитектуры послевоенного десятиле-тия являются павильоны Всесоюзной сельскохозяйственной выставки,

 

 

Павильон УССР на Всесоюзной выставке достижений народного

хозяйства в Москве,1948-1954,

арх. А.Таций.

 

открывшейся в Москве 1 августа 1954 г. Она создавалась на базе выствки 1939 г., было реконструировано и построено заново свыше семидесяти республиканских зональных и отраслевых павильонов.

Выставка призвана была отразить достижения социалистического хозяйства. В композиции выставочных сооружений – павильонов, фонтанов – стремление к декоративному обогащению получило гипертрофированные размеры, что снизило архитектурные качества этого выставочного комплекса.

Главный павильон выставки был сооружен по проекту арх. Ю.Щуко. Павильон представлял собой ступенчатую композицию с колоннадами на каждом ярусе, увенчанную шпилем. Павильон Украины был построен по проекту арх. А.Тация, 1954 г.

Выставка была одним из последних крупных общественных комплексов послевоенного периода. Начавшийся с середины 1950-х гг. перелом в творческой направленности вызвал изменения и в приемах проектирования уникальных общественных сооружений.

Киев. Выставка достижений народного хозяйства УССР, 1951-1957,

арх.В.Орехов, И.Мезенцев, А.Станиславский, Д.Баталов, И,Антипенко,

А.Буценко, инж. С.Малкин

 

 

Практика строительства общественных зданий на Украине в этот период дает также много примеров, подтверждающих общую архитектурную направленность, связанную с заимствованием классических форм. В Киеве вблизи Голосеевского леса на автостраде Москва – Одесса в 1951-1957 гг. по проекту архитекторов В.Орехова, И.Мезенцева, А.Станиславского, Д.Баталова, И.Антипенко, А.Буценко и инженера С.Малкина была построена Выставка достижений народного хозяйства Украинской ССР. В проектировании отдельных павильонов Выставки принимали участие многие архитекторы, художники, скульпторы и инженеры. Центральная парадная площадь окружена павильонами, к которым примыкают площадки натурного показа и зона отдыха, вливающаяся в Голосеевский лес. На архитектуре многих павильонов отразилось время увлечения архитектурными излишествами.

Матросский клуб на площади Ушакова

в Севастополе, 1952-1954, арх. И.Богданов, Л.Киреев

 

 

В послевоенный период проектирова-лись многочисленные объекты общественного назначения как для массового строительства (детские сады и ясли, школы, школы-интернаты, ремесленные училища, школы фабрично-заводского обучения, поликлиники, больницы, базы для летнего отдыха детей и взрослых), так и крупные общественные здания (институты, средние учебные заведения, библиотеки, клубы, театры, кинотеатры, крытые рынки, вокзалы, санаторно-курортные комплексы, дома отдыха, пионерские лагеря, административные и спортивные здания).

 

 

Железнодорожный вокзал в Чернигове, 1957, арх.И.Гранаткин

 

 

Среди них можно отметить такие объекты:

здание горсовета в Киеве, арх.А.Власов, А.Заваров, А.Малиновский, инж.В.Репях, 1957 г.;

институт глазных болезней им. В.П.Филатова, арх.Н.Шаповаленко, Ж.Грушевская, 1952 г.;

санаторий нефтяников в Старом Крыму, арх. С.Маслих, М.Слотинцева, Р.Чуенко, А.Яфа, 1955 г.; санаторий «Приморье» в Одессе, арх.Л.Афанасьева, 1951 г.;

драматический театр в Севастополе, арх.В.Пелевин, 1955 г.;

кинотеатр «Киев» в Киеве, арх.В.Чуприна, А.Таций, П.Жилицкий, инж.В.Захарченко, 1952 г.;

матросский клуб в Севастополе, арх.И.Богданов, Л.Киреев, 1954 г.; Дом культуры в Новой Каховке, арх.Н.Коломиец, С.Вайнштейн, 1950-е гг.;

дворец физкультуры «Знамя» в Харькове, арх.В.Вислевский, Е.Святченко, 1954 г.;

крытый рынок в Донецке, арх.К.Фельдман, инж.Б.Беднарский, 1961 г.;

железнодорожные вокзалы в Харькове, арх.Г.Волошин, Б.Мезенцев, Е.Лымарь, 1952 г.; в Симферополе, арх.А.Душкин, 1951 г.; в Одессе, арх.Л.Чуприн, 1952 г.; Чернигове, арх.И.Гранаткин, 1957 г.; пригородный железнодорожный вокзал и наземный вестибюль станции метрополитена «Вокзальная» в Киеве, арх.А.Добровольский, В.Савченко, И.Масленков, 1960 г. и др.