Анализ экспериментальных данных.

Результат эксперимента всегда содержит ошибку,в итоге результат явл-ся случайным. Оценить качество данных эксперимента можно путём анализа данных, как правило, выполняемого статистическими методами. Чтобы статистические данные были достоверными, результаты экспериментов должны отвечать следующим требованиям: 1.Эффективность оценки, то есть минимальность дисперсии отклонения относительно неизвестного параметра. 2.Состоятельности оценки, то есть при увеличении числа наблюдений оценка параметра должна стремиться к его истинному значению.

3.Несмещённости оценки , то есть отсутствию систематических ошибок в процессе вычисления параметров.

2.6.2.Решающий эксперимент - который ставится для проверки справедливости основных положений фундаментальных теорий в том случае, когда две или несколько гипотез одинаково согласуются со многими явлениями. Статистический анализ исходит из предположения, что при большом числе измерений случайные погрешности одинаковой величины, но разного знака встречаются одинаково часто, большие погрешности встречаются реже, чем маленькие. При бесконечном числе измерений истинное знач равно среднеквадратичному значению всех результатов измерений, а появление того или иного результата как случайного события описывается нормальным законом распределения. Наиболее простой способ исключения грубых ошибок заключается в отбрасывании данных, отличающихся от среднего значения более чем на утроенное среднеквадратичное отклонение. Многие статистические методы анализа данных исходят из того, что результаты повторных измерений независимы. Построение авторегрессионных зависимостей важно по нескольким причинам 1.Позвооляют понять природу системы, генерирующей временной ряд. 2.Их можно использовать для оптимального прогнозирования будущих значений временного ряда

.3.Если исследуя два или несколько связанных временных ряда можно расширить модели так, чтобы они описывали динамические связи между рядами, и следовательно, позволяли оценивать передаточные функции системы.4.Могут использоваться для выработки модели оптимального управления, указывая, каким образом надо изменять регулируемую переменную для того, чтобы минимизировать возмущение зависимой переменной


 

2.7. Научное познание, формы и уровни, взаимодействие наук, технические науки, нормы и идеалы научного исследования. Под научным познанием понимается процесс движения человеческой мысли от незнания к знанию. Современная методология науки выделят два уровня научного познания – эмпирический и теоретическийэмпирическому уровню относятся приёмы и методы, а также формы научного знания, непосредственно связанные с научной практикой.К теоретическому уровню познания относятся опосредованные методы, обеспечивающие создание, построение и разработку научной теории как логически организованного знания об объективных законах, связях и отношениях реального мира. Важным этапом эмпирического уровня является обобщение научных фактов. Одним из средств такого обобщения является индукция как мыслительный процесс, посредством которого из нек-го множества случаев выделяется общее свойство или отношение и отождествляется с каждым отдельным случаем. Метод аналогий как способ обобщений фактов также относится к индукционным, но в отличие от классической индукции представляет собой переход от знания одного объекта к познанию другого объекта. Методами теоретического познания являются: 1.Абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных свойств с выделением нескольких сторон, интересующих исследователя. 2.Формализация – отображает объект или явление в знаковой форме и обеспечивает возможность исследования реальных объектов и их свойств через формальное исследование соответствующих знаков. 3.Анализ – позволяет исследовать объекты и их свойства путём разложения на составные части. 4.Синтез – заключается в соединении отдельных сторон объекта в целое. Чтобы выдвигаемое предположение получило статус гипотезы, оно должно удовлетворять условиям: 1.Гипотеза не должна противоречить известным и проверенным фактам. 2.Согласие гипотезы, объясняющей явления и закономерности данной предметной области, с другими теориями, истинность которых для той же предметной области уже доказана. Взаимодействие наук.Важной чертой современной науки является взаимодействие и взаимопроникновение методов и идей, принадлежащих различным областям науки. Взаимодействие можно реконструировать логически, проследить их переходы и выявить тенденцию в их чередовании, опираясь на различные формы, в которых осуществляется научное мышление – понятия, идеи, научные законы, теории. Понятие – это мысль, отражающая существенные и необходимые признаки предмета или явления. Научной идеей является объяснение явления без промежуточной аргументации и описания всей совокупности связей, на основании которых делается вывод. Первый этап взаимодействия наук состоит в проникновении идей. Второй этап взаимодействия - проникновение законов и построение на их базе научных объяснений. На третьем этапе применяется метод математической гипотезы. Технические науки.Техническоевоплощение является самым убедительным критерием истинности теории. Роль инженерной деятельности заменяет эксперимент как средство эмпирической проверки адекватности теоретических выводов. Эмпирический уровень в тех. науках образует конструктивно- технические и технологические знания, являющиеся обобщением практического опыта при проектировании, изготовлении и отладке технических систем. Специфика тех. науки определяется необходимостью использования результатов исследования. Главная цель инженерного исследования – выработка методических рекомендаций по применению выводов теории в тех. практике. Нормы и идеалы научного исследования.Научное исследование предполагает определенную систему ценностей ориентации и целевых установок, специфичных для научного познания. Они должны стимулировать научный поиск, нацеленный на изучение новых объектов независимо от их практического эффекта. В качестве целевых установок научного исследования можно назвать самоценность истины и ценность новизны. Ценность новизны выражается в системе идеалов и нормативных принципов научного творчества: запрет плагиата и фальсификации, допустимости критики общепризнанных теорий и т.д. Одна из норм научного исследования является широкий обмен информацией между учеными. Читаются публичные лекции, осуществляются выступления на конференциях и семинарах, научные дискуссии, публикуются статьи в научных журналах. Важнейшей чертой ученого как творческой личности является критицизм и смелость мысли, позволяющие сомневаться в общепризнанном, думать самостоятельно. Идеалом научной честности яв-ся принципиальная нетерпимость к ложным научным выводам, фальсификации фактов в пользу благ.