СВЕТСКИЕ ИНТЕРЬЕРЫ

Светская архитектура Византии почти не сохранилась до наших дней. О ней мы можем судить по немногочисленным памятникам, до­шедшим до нас либо в развалинах, либо в сильно перестроенном ви­де. Основные же сведения об интерьерах дают литературные источ­ники и изображения в живописи. По древнеримской урбанистической традиции в крупных городах империи сооружались многоэтажные зда­ния, имевшие аркады в нижней части, где помещались ловки и мастер­ские. Наиболее распространенным строительным материалом был кирпич, иногда в сочетании с камнем. От XIII—XV вв. сохранился ряд домов с аркадами внизу и небольшими окнами наверху в г. Мистре (Пелопонесс), разбросанных на склоне вдоль серпантина улицы-дороги.

Богатые городские особняки, нередко наследовавшие античную планировку, имели по-восточному замкнутый характер. На улицу выхо­дили в основном глухие стены с металлической (железной или бронзо­вой) дверью. Центром дома служил главный зал (атриум) или дворик. Жилые комнаты располагались на втором этаже. Отопление комнат осуществлялось при помощи кирпичных печей, а влажность регулиро­валась специальной системой канавок и труб.

«Донесение о посольстве в Константинополе» епископа Кремона и на­ставления «О церемониях» и «Об управлении» Константина VI, относящиеся к Хв.

Главным средством архитектурно-художественной выразительности парадных интерьеров была не пластика ордерных архитектонических членений, а плоскостная декоративная отделка поверхностей стен, сводов и полов. Большое распространение имели полихромные мра­морные облицовки, мозаики, цветные изразцы, которые складывались в геометрический орнамент, деревянные панели и декоративные ткани. Особенно популярными были всевозможные занавеси, которые укреп­лялись на перекладинах в дверных проемах (в том числе арочных), мог­ли собираться в складки, завязываться или оборачиваться вокруг ко­лонн. Излюбленными предметами роскоши были ковры, ввозимые из стран Востока, и шелковые узорные ткани местного производства, из которых делали также скатерти, покрывала, обивку подушек для дива­нов, скамей и кресел.

Византийские шелковые ткани являлись одним из важных предметов тор­говли с Западной Европой, где очень высоко ценились.

В отличие от обычая древних греков и римлян возлежать во время тра­пезы византийцы использовали ложа только для сна и ритуальных церемоний.

Подлинные образцы византийской мебели до наших дней не со­хранились за исключением отдельных предметов культового назначе­ния, уцелевших в Италии (в церквах Равенны, Терамо, Бари, Монте Сант Анджело). Одной из главных причин уничтожения обстановки бо­гатых византийских домов при всевозможных военных и экономических потрясениях были роскошь и богатство, используемых для изготовления мебели материалов, которые зачастую превалировали над эстетиче­скими качествами самих мебельных форм, заимствованных в основном из древнеримского жилища (разнообразные типы античной мебели в несколько огрубленном виде), а также из сассанидской Персии (низкие мягкие диваны и тахты).

В отделке мебели использовались вставки из слоновой кости, инкрустации из драгоценных металлов, камней и смальты. Известно, например, что трон императора Юстина II (VI в.) с киворием на четырех колоннах, украшенным летящей богиней победы с лав­ровым венком в руке, был сделан из чистого золота с включением дра­гоценных металлов. Сохранившийся трон епископа Равенны Максимиана (VI в.) сплошь облицован пластинками из слоновой кости, покрыты­ми резьбой (растительные орнаменты с включением животных и птиц и изображения библейских персонажей, выделенных в отдельные рамки).

Ювелирная драгоценность отделки мебели дополняла сказочное богатство дворцовых интерьеров в целом. Византийские императоры, заимствовавшие восточный театрализованный церемониал, вкус к все­возможным экзотическим эффектам и ошеломляющую изощренную роскошь, значительно превзошли в этом отношении монархов древнего Рима. Существует описание Большого императорского дворцав Кон­стантинополе, представлявшего комплекс из многочисленных построек различного назначения (залы для торжественных приемов и аудиенций, суда, жилые помещения, культовые здания, административные и хозяй­ственные службы, в том числе художественные мастерские, где выпол­нялись все виды декоративного убранства интерьеров).

В парадной столовой с деревянного потолка, украшенного золотым растительным орнаментом, свисали на цепях золотые люстры и золотые сосуды с едой. Пол был покрыт коврами, на которые во время пирасыпались лепестки роз. В других помещениях полы выполнялись из цветного мра­мора, дополняемого иногда полудрагоценными камнями(агаты, халце­дон, порфир, горный хрусталь). Стены облицовывались мраморными плитами, мозаикой и иногда стеклянными листами, покрытыми орнамен­тальной росписью.

В парадной императорской спальне центральное место занимал фонтан, а потолок был украшен мозаикой, изображав­шей императорскую семью. В интерьере т.н. Купольнойлестницы стены и купол были покрыты зелеными, синими и краснымиизразцами, соб­ранными в звездчатый орнамент. Интерьер очень важного для импера­торов Порфирового зала был сплошь облицован порфиром.

По византийскому обычаю императорский сын мог считаться наследни­ком трона только в том случае, если родился в Порфировом зале.

 

 

Ряд парадных дворцовых интерьеров имели разнообразные меха­низмы, приводившие в движение элементы оборудования и декоратив­ного убранства. В тронном зале императора Феофила (IX в.) находи­лось золотое дерево с сидевшими на нем золотыми птицами, которые могли петь и хлопать крыльями. Трон, фланкированный рычащими и шевелящимися золотыми львами, мог приподниматься в воздух.

Подобные театрализованные эффекты и фантастическая роскошь дворцовых интерьеров контрастировали относительной скромности отделки фасадов. Сохранившийся лицевой фасад т.н. «дворца Теодориха» в Равенне (начало VIII в.) представляет собой массивную кирпич­ную стену с аркадами в первом этаже и глухим верхом, разработан­ным только рельефной аркатурой по колонкам из серого мрамора и глубокой нишей в центре.

В поздневизантийский период в светской ар­хитектуре (как и в церковной) несколько возрастает внимание к деко­рации внешнего объема. Частично сохранившиеся до наших дней сте­ны дворца Палеологов XIV в. (т.н. Текфур-Серай) отличаются большей живописностью, как в своей типично средневековой нерегулярности основных архитектурных членений (несовпадение осей окон и т.д.), так и в затейливости их фактурной и цветовой отделки (чередование кир­пичной кладки с рядами белого камня и желтого мрамора).