СВЕТСКИЕ ИНТЕРЬЕРЫ
Светская архитектура Византии почти не сохранилась до наших дней. О ней мы можем судить по немногочисленным памятникам, дошедшим до нас либо в развалинах, либо в сильно перестроенном виде. Основные же сведения об интерьерах дают литературные источники и изображения в живописи. По древнеримской урбанистической традиции в крупных городах империи сооружались многоэтажные здания, имевшие аркады в нижней части, где помещались ловки и мастерские. Наиболее распространенным строительным материалом был кирпич, иногда в сочетании с камнем. От XIII—XV вв. сохранился ряд домов с аркадами внизу и небольшими окнами наверху в г. Мистре (Пелопонесс), разбросанных на склоне вдоль серпантина улицы-дороги.
Богатые городские особняки, нередко наследовавшие античную планировку, имели по-восточному замкнутый характер. На улицу выходили в основном глухие стены с металлической (железной или бронзовой) дверью. Центром дома служил главный зал (атриум) или дворик. Жилые комнаты располагались на втором этаже. Отопление комнат осуществлялось при помощи кирпичных печей, а влажность регулировалась специальной системой канавок и труб.
«Донесение о посольстве в Константинополе» епископа Кремона и наставления «О церемониях» и «Об управлении» Константина VI, относящиеся к Хв.
Главным средством архитектурно-художественной выразительности парадных интерьеров была не пластика ордерных архитектонических членений, а плоскостная декоративная отделка поверхностей стен, сводов и полов. Большое распространение имели полихромные мраморные облицовки, мозаики, цветные изразцы, которые складывались в геометрический орнамент, деревянные панели и декоративные ткани. Особенно популярными были всевозможные занавеси, которые укреплялись на перекладинах в дверных проемах (в том числе арочных), могли собираться в складки, завязываться или оборачиваться вокруг колонн. Излюбленными предметами роскоши были ковры, ввозимые из стран Востока, и шелковые узорные ткани местного производства, из которых делали также скатерти, покрывала, обивку подушек для диванов, скамей и кресел.
Византийские шелковые ткани являлись одним из важных предметов торговли с Западной Европой, где очень высоко ценились.
В отличие от обычая древних греков и римлян возлежать во время трапезы византийцы использовали ложа только для сна и ритуальных церемоний.
Подлинные образцы византийской мебели до наших дней не сохранились за исключением отдельных предметов культового назначения, уцелевших в Италии (в церквах Равенны, Терамо, Бари, Монте Сант Анджело). Одной из главных причин уничтожения обстановки богатых византийских домов при всевозможных военных и экономических потрясениях были роскошь и богатство, используемых для изготовления мебели материалов, которые зачастую превалировали над эстетическими качествами самих мебельных форм, заимствованных в основном из древнеримского жилища (разнообразные типы античной мебели в несколько огрубленном виде), а также из сассанидской Персии (низкие мягкие диваны и тахты).
В отделке мебели использовались вставки из слоновой кости, инкрустации из драгоценных металлов, камней и смальты. Известно, например, что трон императора Юстина II (VI в.) с киворием на четырех колоннах, украшенным летящей богиней победы с лавровым венком в руке, был сделан из чистого золота с включением драгоценных металлов. Сохранившийся трон епископа Равенны Максимиана (VI в.) сплошь облицован пластинками из слоновой кости, покрытыми резьбой (растительные орнаменты с включением животных и птиц и изображения библейских персонажей, выделенных в отдельные рамки).
Ювелирная драгоценность отделки мебели дополняла сказочное богатство дворцовых интерьеров в целом. Византийские императоры, заимствовавшие восточный театрализованный церемониал, вкус к всевозможным экзотическим эффектам и ошеломляющую изощренную роскошь, значительно превзошли в этом отношении монархов древнего Рима. Существует описание Большого императорского дворцав Константинополе, представлявшего комплекс из многочисленных построек различного назначения (залы для торжественных приемов и аудиенций, суда, жилые помещения, культовые здания, административные и хозяйственные службы, в том числе художественные мастерские, где выполнялись все виды декоративного убранства интерьеров).
В парадной столовой с деревянного потолка, украшенного золотым растительным орнаментом, свисали на цепях золотые люстры и золотые сосуды с едой. Пол был покрыт коврами, на которые во время пирасыпались лепестки роз. В других помещениях полы выполнялись из цветного мрамора, дополняемого иногда полудрагоценными камнями(агаты, халцедон, порфир, горный хрусталь). Стены облицовывались мраморными плитами, мозаикой и иногда стеклянными листами, покрытыми орнаментальной росписью.
В парадной императорской спальне центральное место занимал фонтан, а потолок был украшен мозаикой, изображавшей императорскую семью. В интерьере т.н. Купольнойлестницы стены и купол были покрыты зелеными, синими и краснымиизразцами, собранными в звездчатый орнамент. Интерьер очень важного для императоров Порфирового зала был сплошь облицован порфиром.
По византийскому обычаю императорский сын мог считаться наследником трона только в том случае, если родился в Порфировом зале.
Ряд парадных дворцовых интерьеров имели разнообразные механизмы, приводившие в движение элементы оборудования и декоративного убранства. В тронном зале императора Феофила (IX в.) находилось золотое дерево с сидевшими на нем золотыми птицами, которые могли петь и хлопать крыльями. Трон, фланкированный рычащими и шевелящимися золотыми львами, мог приподниматься в воздух.
Подобные театрализованные эффекты и фантастическая роскошь дворцовых интерьеров контрастировали относительной скромности отделки фасадов. Сохранившийся лицевой фасад т.н. «дворца Теодориха» в Равенне (начало VIII в.) представляет собой массивную кирпичную стену с аркадами в первом этаже и глухим верхом, разработанным только рельефной аркатурой по колонкам из серого мрамора и глубокой нишей в центре.
В поздневизантийский период в светской архитектуре (как и в церковной) несколько возрастает внимание к декорации внешнего объема. Частично сохранившиеся до наших дней стены дворца Палеологов XIV в. (т.н. Текфур-Серай) отличаются большей живописностью, как в своей типично средневековой нерегулярности основных архитектурных членений (несовпадение осей окон и т.д.), так и в затейливости их фактурной и цветовой отделки (чередование кирпичной кладки с рядами белого камня и желтого мрамора).