Развитие архитектуры Украины на рубеже ХIХ – ХХ веков

 

В архитектуре Украины рассматриваемого периода существуют и развиваются следующие стилистические направления: историзм (эклектизм) как наиболее общее и широкое направление архитектуры второй половины Х1Х в. и отчасти ХХ в., включающее неоренессанс, русский стиль, неоклассицизм; использование национальных традиций в архитектуре (украинский модерн и неорусский стили) начала ХХ в.; модерн как общеевропейский стиль (1890-1910-е гг.) и рационалистические тенденции (1910-е гг.), предвосхитившие появление конструктивизма 1920-х гг.

 

Историзм (эклектизм). Неоренессанс и его стилизации – направление, широко распространенное в Европе и на Украине в конце Х1Х в. Наиболее широко неоренессансная эклектика проявилась в творчестве архитекторов Одессы, где местная архитектурная школа была представлена зодчими старшего поколения – Ф.В.Гонсиоровским, А.И.Бернардацци, Н.К.Толвинским, Л.Л.Влодеком, Г.М.Дмитренко и др. Характерны в этом отношении здание Новой биржи, 1899 г., арх. А.И.Бернардацци; здание судебных установлений (теперь управление Одесской железной дороги), 1895 г., арх. Н.К.Толвинский; пассаж на ул.Дерибасовской, 1899 г., арх. Л.Л.Влодек, где ренессансные формы сочетаются с обилием барочных скульптурных фигур и картушей в декоративном оформлении.

Талантливым интерпретатором неоренессанса был академик архитектуры А.Н.Бекетов, создавший значительные общественные здания Харькова – коммерческое училище, 1891 г., земельный и торговый банки, 1898-1899 гг., библиотеку

им. В.Г.Короленко, 1898-1901 гг., здание судебных установлений, 1898-1900 гг.

Неоренессанс получил развитие в 1870-1890-х гг. как наиболее модное направление в произведениях киевских архитекторов. Наиболее поздним интерпретатором ренессансно-барочных форм был архитектор В.Н.Рыков (народная аудитория, 1909 г., Община Красного креста, 1912-1913 гг., здание ипподрома, 1915-1916 гг., ряд доходных домов).

Крупным объектом, возведенным в стиле неоренессанса, является Ливадийский дворец в Крыму, 1910-1911 гг., арх.Н.П.Краснов. Его композиция сложна, пластична, насыщена многоплановыми объемами, террасами, внутренними двориками и галереями и основана на ордерной системе.

Русский стиль. Начало этому явлению было положено еще в первой половинеХ1Х в. созданием официального русско-византийского стиля, выражавшего идеи «православия, самодержавия и народности». Это направление было практически обязательным для всех культовых сооружений вплоть до 1917 г., что отразилось в архитектуре построенных на Украине крупных культовых сооружений, например церкви в селе Борки под Харьковом, 1891-1895 гг., собора в Евпатории, 1898 г., арх.А.И.Бернардацци, Благовещенской церкви в Харькове, 1888-1897 гг., арх.М.И.Ловцов, Трапезной церкви Киево-Печерской лавры, 1895 г., и собора Покровского монастыря в Киеве, 1902 г., арх.В.Н.Николаев.

Наиболее крупным общественным сооружением в русском стиле был железнодорожный вокзал в Екатеринославе, 1884 г. (не сохранился). Интересна архитектура выставочных павильонов, например, павильона Потоцкого на Всероссийской выставке в Киеве, 1897 г., арх.В.В.Городецкий.

Неоклассицизм развивается в России и на Украине в 1900-1910-е гг. Характерна архитектура павильонов областной сельскохозяйственной выставки в Екатеринославе, 1910,

 

 

Здание педагогического музея ( ныне Дом учителя)

в Киеве, 1911-1913, арх.П.Алешин

 

 

и Всероссийской промыш-ленной выставки в Киеве, 1913 г., арх.Ф.Е.Вышинский при участии Н.А.Шехонина, В.В.Городецкого и др.

Неоклассицизм последо-вательно проявился в твор-честве Екатеринославского архитектора А.Л.Красносель-ского (особняк на ул.Круто-горной, 1913 г., доходный дом на ул.Серова, 1914 г.,

пансион для детей-сирот участников первой мировой войны, 1915 г., жилой дом с аптекой, 1916 г., проект памятника Освобожденному труду, 1918 г.).

Исторические корни неоклассицизма в виде наследия архитекторов А.И.Меленского, В.И. и А.В.Беретти не могли не воздействовать на творчество архитекторов последующих поколений – П.Ф.Алешина, В.А.Осьмака, А.В.Кобелева. Архитектура здания педагогического музея в Киеве, 1900 г., арх. П.Ф.Алешин, подчинена функции, пространство решено пластично и рационально, образ основан на новаторской интерпретации ордерной композиции. Полукруглый античный амфитеатр, окна с портиками, русты первого этажа, парадные лестницы, скульптурный фриз с аллегорическими античными фигурами на тему «Просвещение» являются данью принципам классицизма.

Неоклассицизм нашел отклик и во многих произведениях харьковских архитекторов, например, А.Н.Бекетова (здание медицинского общества, 1911 г., анатомический театр женского мединститута, 1910 г., женский мединститут, 1916 г., приюты престарелых, 1914-1915 гг.), В.А.Эстровича (дом на ул.Сумской, 82 и др.).

Эклектизм и историзм фактически были творческими методами, которыми сознательно пользовались архитекторы для выражения функционального назначения или религиозных, эстетических и других идеалов своего времени при помощи знаковой системы одного (историзм) или нескольких (эклектизм) стилей прошлого. Авторы творчески и сознательно использовали приемы и формы стилей прошлого, трансформируя их в соответствии с новыми задачами и достигая в ряде объектов высокой эстетической выразительности и образной целостности.

 

Использование национальных традиций. Национально-романтические тенденции в архитектуре Украины начала ХХ в. аналогичны российским и европейским. В этот период в России появляется неорусский стиль, в Польше – закопанский, в Чехословакии – разновидности закопанского. Почвой для этих явлений был рост национально-освободительного движения, формирование русской и украинской буржуазии, интерес к национальной истории, искусству, фольклору, этнографии.

Начало поискам национального стиля в архитектуре Украины положило строительство «домика-особняка» в народном стиле в селе Лебединцы на Черниговщине для украинского просветителя Г.П.Галагана, 1854-1856 гг., арх.Е.И.Червинский. Он был построен деревянным, с белыми стенами (хата-мазанка), крыт соломой, с большим выносом кровли, с крыльцом (ганком), имел две половины, изразцовую печь, балку-сволок, украшенную резьбой, скошенные проемы дверей и окон, как в традиционном народном жилище.

Следует отметить строительство двух жилых домов в усадьбе Рахмановых в селе Белоречица на Черниговщине по проекту арх. А.Э.Ягна, 1878-1886 гг. Прекрасным образцом национального стиля стала резиденция митрополита в Черновцах (ныне Черновицкий университет), построенная в 1869-1875 гг. чешским архитектором Й.Главкой.

В 1902 г. был утвержден проект и начато строительство губернского земского дома в Полтаве, запроектированного в духе Французского ренессанса. Проект был подвергнут критике, и в 1903 г. объявлен новый конкурс. Его победителем становится художник В.Г.Кричевский, знаток украинского фольклора. Здание строится в «южнорусском» (украинском) стиле в 1903-1908 гг. Здание, в котором сейчас располагается Полтавский краеведческий музей, стало эталоном украинского модерна, последователи которого построили на Украине более чем триста объектов.

Здание Полтавского губернского земства имеет трехчастную симметричную композицию, заданную первоначальным проектом и уже выполненными фундаментами, высокие четырехскатные крыши, крытые цветной черепицей, с большим выносом карниза. Башни центральной части увенчаны шатровыми покрытиями, они определили силуэт здания. Обращают на себя внимание скошенные проемы центрального входа и окон второго этажа, витые колонки в наличниках окон (как в иконостасах), керамические вставки с изображениями гербов городов Полтавщины. Здание поражает живописностью, яркими

 

 

Губернское земство в Полтаве, 1903-1908, арх. В.Г.Кричевский

 

 

красками, проработкой деталей, высоким качеством отделки. Вместе с художниками Н.С.Самокишем и С.И.Васильковским В.Г.Кричевский использовал мотивы народных орнаментов в майолике и росписях, украшающих фасады и интерьеры здания.

Лестничный холл освещен через стеклянный потолок, в ограждениях лестниц использована новая форма балясин, напоминающих куманцы, панели стен облицованы темно-красной и коричневой плиткой в сочетании с голубыми базами колонн и белыми плоскостями стен с орнаментами.

Керамика и майолика выполнялись в Миргороде учащимися художественно-керамического училища под руководством П.К.Ваулина и народными мастерами из Опишни. Эффектная многоцветная черепица выполнялась по специальному заказу.

В стиле украинского модерна в это же время архитекторами Е.Н.Сердюком и М.Ф.Стасюковым построена школа им. И.П.Котляревкого в Полтаве, 1903-1905 гг., и селекционная станция в Харькове, арх. Е.Н.Сердюк, 1909-1913 гг. Особенности работ в стиле украинского модерна – асимметрия, усложненный план, стремление к живописным пространственным композициям.

Большой общественный резонанс имел конкурс на проект фасада художественной школы в Харькове в 1911 г. (ныне Академия дизайна). Победителем конкурса становится архитектор К.Н.Жуков, участвовавший в проектировании доходного дома Перцова в Москве с художником С.В.Малютиным. Здание школы – современное сооружение с большим вестибюлем, мастерскими и классами с большими окнами. Здание имеет скатную черепичную крышу сложной формы, с заломами и башнями, овальный эркер, оригинальное входное крыльцо и живописное панно на фасаде. Прием ярусного построения формы ассоциируется с украинскими деревянными церквями.

Плодотворной была деятельность живописца и архитектора А.Г.Сластиона. По его проектам в 1909-1913 гг. было построено большое число школ в Лохвицком и Миргородском уездах на Полтавщине и в Каневском на Киевщине, кредитное товарищество в селе Хомутец, 1912 г., и курортный зал в Миргороде, 1917 г.

Значительную роль в развитии национальных традиций на Украине сыграл архитектурный отдел Харьковского литературно-художественного кружка, в который входили художник С.И.Васильковский, архитекторы В.Г.Кричевский, С.П.Тимошенко, К.Н.Жуков, В.Е.Мороховец, И.А.Кальбус и др.

В русле украинского модерна следует выделить две относительно локальные школы, которые отличались в практике и теоретических воззрениях – это необарокко (искусствовед Г.К.Лукомский, арх.Д.М.Дьяченко и др.) и львовская школа украинского стиля. Одним из лучших произведений необарокко является храм-памятник на козацких могилах, 1912-1914 гг., арх. В.М.Максимов, посвященный битве 1651 г. под Берестечком. В.М.Максимов творчески трансформировал формы украинских барочных церквей, укрупнив арку портала в виде ниши с монументальной росписью.

На львовскую школу украинского стиля оказали влияние работы польских и чешских архитекторов в закопанском стиле, основанном на изучении народной деревянной архитектуры славян в Татрах и Карпатах. Примером архитектуры закопанского стиля является застройка курорта Трускавец Хмельницкой области, 1910-е гг., с применением деревянных резных деталей, крытых тесом высоких крыш.

Над поисками национальных украинских форм работали, изучая народное зодчество и этнографию, львовские архитекторы И.И.Левинский, А.О.Лушпинский, Т.Обминский, В. и Е.Нагирные. Основатель Львовской школы украинского модерна И.И.Левинский построил дом общества «Днестр», 1907 г., бурсу Украинского педагогического общества, 1908 г., в которых применены высокие четырехскатные крыши, башни с шатровыми покрытиями и мотивы народной орнаментики.

Зданию музыкального института им. Н.В.Лысенко во Львове, 1914-1916 гг., арх. И.И.Левинский, Л.Левинский, А.О.Лушпинский, принадлежит роль, подобная Полтавскому земству. Задуманное с широким привлечением народных традиций при участии крупных западноукраинских художников (А.Х.Новаковский, М.Д.Сосенко) и скульпторов (Г.М.Кузневич), оно должно было стать программным, органически выразить понимание национальной формы. Но замысел не был осуществлен полностью. Наибольший интерес представляют интерьеры концертного и актового залов с росписями художника М.Д.Сосенко. Горельефные портреты Т.Г.Шевченко и Н.В.Лысенко работы Г.М.Кузневича дополняют интерьеры.

Неорусский стиль получил распространение на территории всей Российской империи. На Украине он нашел отражение в творчестве архитекторов А.В.Щусева, А.Н.Бекетова, А.В.Кобелева, П.И.Голландского, П.Ф.Алешина.

А.В.Щусев создал на Украине талантливые произведения – Троицкий собор Почаевской лавры, 1905-1912 гг., церковь в имении Натальевка на Харьковщине и обитель в Овруче, 1908-1912 гг. В их основе - творческая интерпретация форм архитектуры новгородско-псковских храмов.

Другой основоположник неорусского стиля арх. В.АПокровский при участии художника Н.Рериха построил храм и дом священника в селе Пархомовка Киевской области,

в формах которых сочетаются элементы модерна и древнерусской архитектуры.

Отдали дань неорусскому направлению и украинские зодчие – П.И.Голландский (Экономическая школа в Киеве на ул.Ярославов вал, 1905-1907 гг.), П.Ф.Алешин (проект здания купеческого собрания в Киеве, 1914 г.), А.В.Кобелев (Крестьянские банки в Полтаве, 1909 г., и Киеве, 1911 г., насыщенные майоликой и орнаментами), А.Н.Бекетов (Девичье училище в Лубнах, 1907 г.).

В произведениях архитекторов украинского модерна и неорусского стиля был опробован ряд общих приемов организации пространства (многоярусность, живописность объемов и масс, силуэтность, акцентирование входов), декоративного решения (майоликовые вставки, росписи, полихромность). Представители этих направлений объединили усилия в целях более глубокого познания архитектуры как общественного явления, подняли престиж архитектуры в обществе, повысили интерес общества к памятникам архитектуры и народному творчеству, что способствовало улучшению их охраны и реставрации, поставили национальное зодчество в один ряд с архитектурой других народов Европы.

 

Модерн как общеевропейский стиль. В конце Х1Х в. в архитектурной практике Украины господствовали историзм и эклектизм. Но мысли о новом стиле, новых архитектурных формах, отвечающих новым потребностям, конструкциям и материалам зарождались в умах многих архитекторов – А.И.Бернардацци, А.В.Кобелева, П.Ф.Алешина. Они были высказаны еще в 1892 г. на 1-м съезде русских зодчих.

Собственно новая архитектура эволюционно формировалась на протяжении всего Х1Х в. в новой типологии зданий, планировочных приемах, конструктивных и функциональных элементах и формах, которые были неизвестны классицизму. Процесс рождения нового стиля к концу Х1Х в. был практически завершен.

Появление модерна на Украине отражено в автобиографии А.Н.Бекетова, который писал: «Новый стиль этой архитектуры, имея, как известно, в основе классические формы, модернизированные легкими карнизами с большими выступами, и богатой, но строгой орнаментикой из растительного мира в сочетании с широкими поясами барельефов и скульптуры, получил очень широкое распространение по всему Западу, а также у нас в самом начале ХХ века».

Можно выделить два этапа развития модерна на Украине: начальный (1898-1907 гг.) и зрелый (1908-1913 гг.). Первый характеризуется произведениями декоративного характера и несколько эклектичными, которые были созданы крупными сложившимися мастерами старшего поколения. На втором этапе черты модерна носят более сдержанный характер, сочетаются с рационализмом, в этом стиле работают более молодые архитекторы. Границы влияния стиля расширяются от центра Украины к периферии.

В рамках общего направления модерна можно выделить четыре творческие школы.

Киевская школа характерна наиболее яркими и творческими произведениями начального периода (архитекторов Э.П.Брадтмана, В.В.Городецкого, И.К.Ледоховского, А.М.Вербицкого и др.), которые отличаются изяществом форм и линий, экспрессив-ностью, активным обращением к природным формам в качестве декора:

- жилой дом на ул.Архитектора Городецкого, 9, 1900-1901 гг., цирк Крутикова, 1903 г., и особняк на углу улиц Банковой и Лютеранской, 1907 г., арх. Э.П.Брадтман;

- доходный жилой дом на ул.Банковой (дом с химерами), 1902-1903 гг.,

арх. В.В.Городецкий, скульпторы Э.Саля и Ф.П.Соколов;

- здание торгового дома Бажанова в Петербурге, 1907-1909 гг., построенное по проекту киевского арх. П.Ф.Алешина;

- здание лечебницы Качковского, 1907 г., и два жилых дома на ул.Назарьевской, 1900-е гг., арх. И.К.Ледоховский.

Для харьковской школы модерна характерны произведения второго периода, лучшим свойственны индивидуализированные черты, отражающие не столько влияние европейских

 

Цирк Крутикова в Киеве, 1898-1903,арх. Э.П.Брадтман

 

прототипов, сколько личные творчес-кие возможности авторов (архитекторы А.М.Гинзбург, В.Н.Покровский, А.И.Ржепишевский):

-Екатеринославское горное учили-ще, 1899 г.; Волжско-Камский банк в Харькове, 1907 г., и управление желез-ной дороги в Екатеринославе, 1905-1906 гг., арх.А.Н.Бекетов;

-цирк «Муссури» в Харькове, 1908-1910 гг., арх.Б.Н.Корниенко;

-магазин Жирардовской мануфак-туры, 1912 г., арх. В.Н.Покровский.

Доходный дом на ул.Банковой в Киеве, 1901-1902, арх.В.В.Городецкий. Общий вид. План первого этажа

 

 

Одесская школа в силу наиболее мощного воздействия традиций историзма откликнулась на модерн наиболее слабо – за лучшим произведением арх. Л.Л.Влодека последовали лишь одиночные и весьма сдержанные объекты:

- гостиница «Большая Московская» на Дерибасовской, 1903, арх. Л.Л.Влодек, Т.Л.Фишель;

 

 

 

Гостиница «Большая Московская» на ул.Дерибасовской

в Одессе, 1903, арх. Л.Л.Влодек. Общий вид. Фрагмент фасада

 

- скеттинг-ринк в перестроенном театральном здании на ул. Греческой, 1910 г., арх. Ф.А.Троупянский.

- городская библиотека на ул.Пастера, 1907 г., арх.Ф.Нестурх.

Гостиница «Большая Московская»

на ул.Дерибасовской в Одессе, 1903,

арх. Л.Л.Влодек. Фрагмент фасада

Львовская школа модерна развивалась во Львове, Черновцах и других городах Западной Украины, находясь под прямым воздействием «Венского сецессиона», и в то же время сумела создать оригинальные произведения с переходными чертами декоративизма, свойственного архитектуре 1920-х годов (арх. И.И.Левинский, Т.Обминский, М.Улям, О.Сосновский, В.Садловский, А.Захаревич):

- пассаж Миколяша, 1900 г., арх. О.Сосновский, А.Захаревич (не сохранился);

- застройка улицы Валовой, 1900-е гг., банк на ул.Коперника, жилой дом на просп.Шевченко, 2, 1905 г., арх. М.Улям, З.Кендзеровский;

- жилые дома, запроектированные в мастерской И.И.Левинского;

- здание филармонии, 1907 г., арх. В.Садловский;

- здание торговой палаты, 1912 г., арх. О.Сосновский, А.Захаревич;

- театр в Черновцах, 1901-1907 гг., арх. Г.Гельмер и Ф.Фельнер;

- здание страхового общества в Черновцах, 1900-е гг.

Рационалистические тенденции. В России идеи «рациональной архитектуры» получили наиболее раннее и законченное воплощение в трудах и высказываниях архитекторов

Городская публичная библиотека

в Одессе, 1906, арх. Ф.П.Нестурх

 

И.И.Свиязева, А.К.Красовского, А.П.Брюллова, М.Л.Быковского и др. Их труды и учебники переиздавались вплоть до начала ХХ в. и на них воспитывались многие поколения русских и украинских зодчих.

Развитие идей рационалистов можно проследить в теоретических высказываниях украинских зодчих – А.И.Бернардацци, А.В.Кобелева, П.Ф.Алешина.

Одним из главных тезисов этого направления была функциональность и конструктивность формы, ее целесообразность как основа формообразования.

Значительное влияние на развитие эстетики рационализма оказали металлические мосты (в Киеве 1879 г. и

Доходные дома на ул.Валовой во Львове, нач. ХХ в., арх.О.Сосновский, А.Захаревич и др.

 

 

 

 

Железнодорожный вокзал во Львове, 1901, арх. В.Садловский

 

Русановский, 1903-1906 гг., в Екатеринославе, 1884 г., и

Александровске, 1907 г.), железобетонные сооружения (пакгаузы в Екатеринославе, 1901 г., угольные и цементные силосы, поднятые на столбы, 1913 г., мосты и путепроводы с новыми арочными и рамными конструкциями).

Крупнейшим объектом этого направления на Украине был завод «Всеобщей электрической кампании» в Харькове, 1916 г. (теперь ХЭМЗ).

Важную роль в развитии рационалистического направления сыграло здание крытого рынка в Киеве, 1908-1912 гг., арх. Г.Ю.Гай, П.М.Бобрусов. Главной особенностью этого огромного по тем временам сооружения была обнаженность его конструкций в интерьере

которые почти не декорировались. Подковообразный зал, перекрытый металлическими трехшарнирными арками, создает принципиально новый рационалистический облик интерьера. Пространственная композиция функционально обусловлена и живописна.

В конкурсе на проект театра-клуба в Екатеринославе в 1909 г. первую премию получает проект А.М.Гинзбурга благодаря прежде всего необычному объемно- планировочному

решению. Композиция его асимметрична, динамична, отличается пространственностью.

 

 

Крытый рынок на Бессарабской площади в Киеве, 1909-1912,

арх. Г.Ю.Гай, М.П.Бобрусов. Интерьер

 

 

Новаторски решен зрительный зал театра, его формы рациональны и демократичны. Внутренняя структура здания получила адекватное выражение и во внешнем построении объемов и фасадов. Здание запроектировано с узкими щелями окон и полукруглыми выступами эркеров, плоской железобетонной крышей-террасой и почти

без какого-либо карниза, полностью отсутствуют элементы декора. Архитектура клуба предвосхищала конструктивизм 1920-х гг.

В 1910-е годы рационалистическое направ-ление в архитектуре Харькова становится

 

Театр-клуб в Екатеринославе, 1909-1913, арх. А.М.Гинзбург. Общий вид. План этажа

 

 

заметным явлением. Значительную роль сыграло творчество арх. А.И.Ржепишевского (жилой дом на Рымарской, 19, торговые дома на Благовещенской, 19 и 8, где автор применяет в качестве стены сплошное остекление на всю высоту здания, вынося наружу лишь стойки каркаса и металлическую решетку витражей).

К рационалистическому направлению в Киеве следует отнести творчество архитекторов И.А.Зекцера и Д.Г.Торова, в частности, недостроенное в 1914 г. в связи с войной здание торгового дома на Крещатике, 6. Это 7-этажное каркасное здание с тектоничной структурой фасада. Фасад почти лишен декора и решен лаконично и графично, но в то же время в нем есть черты классических канонов - трехчастное членение фасада, скульптурные вставки на фронтонах.

Новаторские сооружения и проекты способствовали тому, что украинская архитектура вышла из местных региональных рамок на арену интернациональных явлений европейской архитектуры, предвосхищая появление конструктивизма начала 1920-х годов.

 

Контрольные вопросы

1.Как изменилась типология жилых и общественных зданий в России на рубеже ХIХ-ХХ веков?

2.Какой новый архитектурный стиль появляется в России на рубеже ХIХ-ХХ веков?

3.Каковы отличительные особенности зданий в стиле модерн?

3.Какие архитектурные направления начала ХХ века в России объединены общим названием «ретроспективизм»?

4.Приведите примеры петербургского модерна.

5.Приведите примеры московского модерна.

6.Приведите примеры архитектурных сооружений в стиле неоклассицизм.

7.Приведите примеры зданий в неорусском стиле.

8.Приведите примеры построек в стиле украинского модерна.

9.Приведите примеры зданий в стиле модерн, неоклассицизм, а также построек в духе рационалистического направления из практики строительства на Украине.

10.Приведите примеры из творческого наследия архитекторов В.Г.Кричевского, В.В.Городецкого, П.Ф.Алешина и других украинских зодчих, относящегося к концу Х1Х – началу ХХ вв.

 

Дополнительная литература

1.Ясиевич В.Е. Архитектура Украины на рубеже ХIХ-ХХ веков. –К.: Будівельник, 1988. -184 с.; ил.

2.Чепелик В.В. Український архітектурний модерн/ упорядник З.В.Мойсеєнко-Чепелик. –К.: КНУБА, 2000. -378 с.; іл.

3.Кириченко З.И. Русская архитектура 1830-1910-х годов.- М.: Искусство, 1982.

4.Кириченко З.И. Федор Шехтель.- М.: Стройиздат, 1973.

5.Борисова Е.А., Каждан Т.П. Русская архитектура конца Х1Х – начала ХХ века. –М.,1971.

6.Афанасьев К.Н. А.Щусев.- М.: Стройиздат, 1978.

7.Леонтьев Д.В. Архитектура Украины: От античности до наших дней. Б.И.Э.-

Харьков: Ранок, 2010. -224 с.