А) Стиль модерн

 

В 1890-х гг. все большее число архитекторов осознает внутреннее противоречие стилизаторства и эклектики новым задачам архитектуры и инженерно-техническим возможностям их разрешения. Этому способствовала деятельность архитектурных обществ Москвы и Петербурга, съездов русских архитекторов в 1892, 1895, 1900, 1911 и 1913 гг. В конце ХIХ в. создались предпосылки для поворота архитектуры к рационализму, основы которого еще в 1851 г. изложил архитектор А.К.Красовский (1816-1875 гг.) в книге «Гражданская архитектура».

Осуждение эклектичной, стилизаторской архитектуры стимулировало поиски новой направленности зодчества. Это совпадало с интересами буржуазии, ее стремлением создать «стиль нового века». Материальные предпосылки были созданы благодаря широкому использованию в архитектурной практике новых строительных материалов – железа, стали, железобетона, большеразмерного стекла, изразцового кирпича и новых конструкций.

Новые направления в архитектуре и искусстве Западной Европы (ар нуво, югендстиль, сецессион) становились все более известными, что способствовало распространению модерна и в России.

Революционные изменения происходят в методике проектирования. Для стиля модерн характерен отказ от художественных традиций, симметричных композиционных схем. Для многих зданий периода модерна характерен свободный план, проектируемый исходя из соображений целесообразной взаимосвязи помещений, а также свободная живописная объемно-пространственная структура зданий. Используются металлические и железобетонные конструкции, перекрываются большие пролеты и пространства, необходимые в новых типах зданий. Применяются крупноразмерные витражи, фонари верхнего света, эркеры.

Для стиля модерн характерно стремление к внешней оригинальности, некоторая вычурность деталей, использование оригинальных декоративных средств, специфических

 

Особняк Морозовой в Москве, 1897, арх. Ф.О.Шехтель. Вестибюль.

 

орнаментов в виде стилизованных цветов и причудливо переплетающихся стеблей болотных растений, своеобразие интерьеров и изделий прикладного искусства.

Начало модерна – идеализация средневековья (и в России, и в Европе). Первая постройка – церковь в Абрамцеве под Москвой по проекту В.Васнецова , 1883 г. Затем появляются постройки с использованием мотивов готического стиля – особняк Морозовой, арх. Ф.О.Шехтель, 1900-1902 гг., универсаль-ный магазин «Мюр и Мерилиз» на Петровке в Москве (ЦУМ), арх. Р.Клейн, 1906-1908 гг.

 

 

 

Особняк С.П.Рябушинского

в Москве, 1902,

арх. Ф.О.Шехтель.

Общий вид. План первого этажа. Интерьер холла.

 

 

Дальнейшее развитие модерна характеризуется отходом от воспроизведения исторических форм, преодолением ретроспективизма, появлением «чистого» или новаторского модерна (особняк М.Ф.Кшесинской в Петербурге, арх. А.И.Гоген, 1904-1906 гг., особняк С.П.Рябушинского в Москве, арх. Ф.О.Шехтель, 1900-1902 гг.). Новый стиль проявился в строительстве особняков, затем доходных жилых домов и общественных зданий.

Основные очаги новой архитектуры – Петербург и Москва, а также города Прибалтики, Украины и торговые города Поволжья.

 

Особняк М.Ф.Кшесинской в Петербурге, 1904-1906, арх.А.И.Гоген.

Фасад.План первого этажа. Фрагмент ограждения участка. Общий вид.

 

 

В петербургском модерне сказывалось сдерживающее влияние классической традиции. Петербургский модерн более строг, конструктивен, рационалистичен, отмечен печатью высокого вкуса, в нем сказывается влияние Скандинавских стран. Представителями петербургского модерна являются архитекторы Ф.И.Лидваль, А.И.Гоген, Н.В.Васильев, П.Ю.Сюзор, Г.В.Барановский, Э.Ф.Виррих, Л.Н.Бенуа.

Один из лучших примеров новаторского модерна в Петербурге - особняк М.Ф.Кшесинской на Кронверкском проспекте, 1904-1906 гг., арх.А.И.Гоген. Свободная асимметричная композиция плана и объемов здания, различные по форме, размерам, пропорциям и ритму расположения окна, разная по фактуре обработка фасадов, оригинальный по рисунку фриз между кронштейнами сильно вынесенного карниза, эркер из стекла и металла свидетельствуют о новаторском поиске А.И.Гогена и полном отказе от установившихся традиций.

Этот же архитектор совместно с арх.Г.Д.Гриммом проектирует здание музея А.В.Суворова, 1901-1904 гг., в формах, характерных для национально-романтической ветви стилизаторского модерна, использует трансформированные элементы средневековой русской архитектуры.

Черты модерна воплотились в архитектуре многих доходных жилых домов Петербурга. Характерны доходный дом на Кировском проспекте, 1/3, 1902-1904 гг., доходный дом графа М.П.Толстого на набережной Фонтанки, 52-54, 1910-1912 гг., арх.Ф.И.Лидваль; комплекс доходного дома на Кировском проспекте, 1911-1912 гг., арх. Л.Н., А.Н. и Ю.Ю.Бенуа. Доходный дом графа М.П.Толстого, построенный арх.Ф.И.Лидвалем, состоит из нескольких корпусов, раскинувшихся на большом и плотно застроенном участке вдоль и в глубину набережной Фонтанки. Три двора, соединенные проездами, охвачены высокими жилыми корпусами с квартирами, рассчитанными на съемщиков разного достатка. Монументальная обработка фасадов придает огромному комплексу импозантный вид.

В рассматриваемый период в Петербурге построен целый ряд общественных сооружений в стиле модерн:

- Азовско-Донской банк на Большой Морской, 1/3, 1907-1909 гг., арх. Ф.И.Лидваль, в котором устроен железобетонный каркас, а в решении фасадов применено витражное остекление и отделка естественным камнем;

- торговый дом Гвардейского экономического общества, 1908-1910 гг., арх. Э.Ф.Виррих, отличающийся рациональной, но выразительной архитектурой с минимумом декоративных элементов, крупномасштабными членениями фасадов, рациональной планировкой;

- здание фирмы «Зингер» на Невском проспекте, 1902-1904 гг., арх. П.Ю.Сюзор, с металлическим каркасом и железобетонными перекрытиями;

- торговый дом Елисеева на Невском проспекте, 1903-1907 гг., арх. Г.В.Барановский, где на первом этаже находился известный магазин Елисеева, а выше располагался театр с фойе, отмеченным на фасаде огромным витражем;

- Царскосельский (Витебский) вокзал, 1904 г., арх.С.А.Брзжовский и С.И.Минаш, с асимметричными объемами и часовой башней, в котором использованы металлические конструкции, в том числе и современная конструкция дебаркадера.

Видным представителем московского модерна являлся архитектор Ф.О.Шехтель. В 1893-1898 гг. он строит особняк З.Г.Морозовой, планировка и общее объемное решение которого решены по-новому, в духе модерна (несимметричный план, свободная композиция объемов), а архитектурные формы, детали, отделка интерьеров выполнены в готическом стиле.

В особняке С.П.Рябушинского на Малой Никитской, 1900-1902 гг., Ф.О.Шехтель отказывается от ретростилизаций и проектирует здание уже в стиле «чистого» модерна. Для особняка характерны свободно скомпонованные несимметричные планы и объемы, плос-

костная трактовка фасадов, сложные криволинейные очертания оконных арок и крыльца,

майоликовый фриз под сильно выступающим карнизом. В отделке интерьеров также использованы мотивы нового стиля «модерн».

В Москве арх. Ф.О.Шехтелем запроектированы и построены особняк Дерожинской в Кропоткинском переулке, 1901 г., доходные дома Строгановского училища на ул.Кирова, 1904 г., и Шамшина на ул.Фрунзе, 1909 г., банкирский дом Рябушинских, 1904 г., торговый дом Московского купеческого общества, 1909-1911 гг., типография «Утро России», 1909 г., интерьеры Московского Художественного Академического театра (МХАТ), 1902 г. и др. , а также яркий пример национально-романтического направления модерна – Ярославский вокзал, 1902 г.

 

 

Ярославский вокзал в Москве, 1902,

арх. Ф.О.Шехтель.

 

 

 

Типография Рябушинских «Утро России» на Страстном бульваре

в Москве, 1907, арх. Ф.О.Шехтель

 

 

Арх. И.А.Иванов-Шиц проектирует и строит в духе стилизаторского модерна Купеческое собрание (ныне театр им. Ленинского комсомола), 1907-1908 гг., Народный университет им. А.Л.Шанявского, 1911-1912 гг. Гостиница «Метрополь», 1899-1903 гг., возведена по проекту арх. В.Ф.Валькотта. Арх.Р.И.Клейн продемонстрировал свое понимание модерна в выстроенном в 1906-1908 гг. крупном здании универсального магазина «Мюр и Мерилиз» (затем ЦУМ). Интересны работы талантливого московского архитектора Л.Н.Кекушева, в частности его доходный дом Исакова на Пречистенке.

К примерам национально-романтической ветви модерна относится здание Третьяковской галереи, построенное в 1900-1905 гг. по проекту худ. В.М.Васнецова.

Русский модерн вскоре стал разделяться на различные ветви, из которых стилизаторская свидетельствовала о стремлении зодчих опираться в своем творчестве на классическое наследие.