Стилевые поиски в архитектуре конца ХIХ – начала ХХ веков

 

В конце ХIХ в. появляется и развивается стиль «модерн», господствовавший до конца 1900-х гг. По мере его развития предпринимались попытки возвратиться к декоративным формам прошлого; с другой стороны, появились работы, полностью освобожденные от традиций и декоративных наслоений, провозвестники новых направлений в архитектуре. Таким образом появилось новаторское и стилизаторское направление, в том числе и национально-романтическая ветвь стилизаторского модерна, использующая мотивы средневековой архитектуры России.

В годы, предшествовавшие войне 1914 г., и во время нее под влиянием националистических и шовинистических настроений отношение к модерну стало резко отрицательным. В то же время усилились ретроспективистские настроения. Ретроспективизм предреволюционных лет можно разделить на два основных направления, определяемые источниками заимствования – неорусский стиль и неоклассицизм.

Неорусское направление представляли архитекторы В.А.Покровский (1871-1931 гг.) и А.В.Щусев (1873-1949 гг.). Их вдохновляла монументальная архитектура русского средневекового Пскова, Новгорода и зодчество Москвы ХУI-ХУII вв., отличающаяся художественной выразительностью и национальной самобытностью.

Выдающимися представителями неоклассицистического направления 1910-х гг. были В.А.Щуко, И.А.Фомин, А.Е.Белогруд, М.М.Перетяткович, И.В.Жолтовский. Архитекторы–неоклассицисты, помимо глубокого знания русской архитектуры, особенно классицизма, специально изучали в натуре его античные истоки и методы их преломления в творчестве мастеров эпохи итальянского Возрождения, в частности гениального зодчего Андреа Палладио.