Возникновение новых типов жилых и общественных зданий

 

Новым потребностям времени соответствуют новые и усовершенствованные уже известные типы жилых и общественных зданий. Расширяется номенклатура типов крупных общественных зданий и сооружений, что стимулируется развитием капиталистической экономики:

- пассажи, универсальные магазины, торговые дома;

- банки, частные банкирские фирмы, страховые общества;

- театры, здания кинематографа, цирки, концертные залы;

- народные дома;

- спортивные сооружения – скейтинг-ринги, стадионы;

- гостиницы с ресторанами и зрительными залами и др.

Универсальные магазины, в отличие от пассажей, принадлежали одной фирме и строились иначе – с многоярусным торговым залом и центральным многосветным пространством, освещенным верхним светом или торцовой стеклянной стеной.

Торговый дом имел в нижних этажах магазины, на верхних - конторские помещения. Использовался железобетонный каркас, многоярусное расположение торговых и складских залов, широкие окна-витрины.

 

Дом Гвардейского экономического общества в Петербурге, 1908-1910 гг., арх.Э.Виррих.

 

Размах приобретает строительство железнодорожных вокзалов. В их объемно-планировочном решении учитывается сословное деление пассажиров, проектируются отдельные залы для пассажиров 1, 2 и 3-го классов. Обычно крупные витражи отмечали входы в вокзал. Устраиваются крытые дебаркадеры из металлических конструкций с остеклением, например, в Царскосельском (Витебском) вокзале в Петербурге, 1902-1904 гг., арх.С.Брзжовский, С.Минаш, Киевском вокзале в Москве, 1914-1917 гг., арх.И.И.Рерберг, при участии В.К.Олтаржевского.

 

Дом Гвардейского экономи-ческого общества в Петер-бурге, 1908-1910 гг., арх. Э.Виррих. Интерьер зала.

 

Изменяются ярусные композиции театральных зданий. Строются, как правило, частные театры небольшой вместимости, с демократичным характером планировки, устройством всего 2-3-х ярусов зрительских мест. В некоторых случаях зритель-ные залы встраивались в торговые и гостиничные здания. Интересен проект Народного театра для парка «Сокольники» в Москве, 1897г., арх. Ф.О.Шехтель, торговый дом Елисеева с гостиницей и театральным залом на Невском проспекте в Петербурге, 1903-1907 гг., арх.Г.В.Барановский

Идея создания народных домов возникла в 1880-х гг. Они стали предшественниками рабочих клубов. Выполняли функции зрелищного предприятия и просветительские задачи. Состав помещений – зрительный зал, а также залы для народных чтений, библиотеки-

читальни, чайные. Кружковые комнаты отсутствовали. Планировка изменялась от близкой к театральному зданию до оригинальной, близкой к будущим клубам (театр-клуб в Екатеринославе, 1909-1913 гг., арх. А.М.Гинзбург).

Училищный дом отличался от гимназий и реальных училищ. Здесь совмещалось несколько городских училищ, церковь, спортивный и актовый зал, библиотека-читальня, мастерские (гимназия Мая в Петербурге, 1907 г., арх.Г.Гримм).

Технические и санитарные усовершенствования произошли в устройстве больниц. Для объемно-планировочных решений характерен отказ от построек барачного типа, переход к другим системам изоляции, отход от утилитарности во внешнем облике.

 

 

Витебский вокзал, Петербург, 1902-1904, арх.С.Брзжовский,

С.Минаш

 

 

Витебский вокзал, Петербург, 1902-1904, арх.С.Брзжовский,

С.Минаш

 

 

Гостиница «Метрополь»

в Москве, 1898-1903, арх.В.Валькотт

 

 

План многоквартирного доходного жилого дома с тесной застройкой участка на набережной Фонтанки в Петербурге, 1910-1912 г.г., арх. Ф.И.Лидваль.

 

Доходный дом Исакова

на Пречистенке в Москве,

1906, арх. Л.Н.Кекушев

 

 

Формирование типа доходного жилого дома произошло в 1900-1910 гг. Предвосхищается секционное построение, изживаются дворы-колодцы, предусматривается включение открытого парадного двора, нередко в первых этажах размещаются магазины и другие учреждения обслуживания. Этажность варьируется от 2-х до 7-8-и этажей. Повышается качество отделки и выразительность фасадов, для которых характерно разнообразие стилистики (доходный жилой дом на набережной Фонтанки в Петербурге, 1910-1912 гг., арх. Ф.И.Лидваль). Отличительная черта – творческое отношение зодчих к художественной форме. Проводятся конкурсы на лучший фасад, лучшее архитектурно-планировочное решение доходного жилого дома.