Формы ведения бухгалтерского учёта

Формой бухгалтерского учета называется порядок сочетания различных видов учетных регистров, техники обработки учетных данных, последовательности и способа производства учетных данных. Форму учета определяют количество и внешняя форма регистров хронологического и систематического, а также синтетического и аналитического учета, структура регистров, последовательность и способы записи в них. Применение той или иной формы бухгалтерского учета зависит от уровня автоматизации и централизации учета, размеров предприятия, квалификации работников, наличия средств вычислительной техники и оргтехники и др. В настоящее время существуют формы учета:

- мемориально-ордерная (ее разновидностью является «Журнал-Главная»);

- журнально-ордерная;

- упрощенная форма для малых предприятий;

- автоматизированная.

Независимо от способа ведения учета в его основу положена документация, где документы выполняют роль первичных носителей учетной информации (совершенных хозяйственных операций). Группировку, обобщение и накопление ежедневно происходящих операций производят в учетных регистрах, рекомендуемых Министерством финансов Российской Федерации или разработанных министерствами и ведомствами при соблюдении общих методологических принципов. Регистры по внешнему виду подразделяются на карточки, свободные листы и книги, по содержанию — на регистры аналитического, синтетического учета и комбинированные, т. е. сочетающие эти два вида учета.

Мемориально-ордерная система в настоящее время имеет ограниченное применение. При использовании этой формы бухгалтерского учета каждый сводный первичный учетный документ (например, ведомость начисления заработной платы) сопровождается выпиской отдельной справки — мемориального ордера, в котором указывается корреспонденция счетов. Мемориальные ордера записываются в регистрационный журнал, на основании которого в дальнейшем заполняют Главную книгу. По данным Главной книги составляется оборотная ведомость по синтетическим счетам. Ее итоги используются для составления баланса. Аналитический учет осуществляется на карточках по данным первичных документов. Разновидностью мемориально-ордерной формы учета является «Журнал-Главная». Она применяется на небольших предприятиях. Аналитический учет ведется в книгах. Учетным регистром синтетического учета является «Журнал-Главная», в котором на отдельном развороте листа в хронологическом порядке по каждому мемориальному ордеру приведена общая сумма с разбивкой по дебету и кредиту корреспондирующих счетов. Содержание формы «Журнал-Главная» позволяет исключить составление оборотной ведомости по синтетическим счетам.

При использовании журнально-ордерной формы учета входная информация из первичных учетных документов группируется в накопительной ведомости и после подсчета итогов переносится в соответствующие журналы-ордера, где формируется вся информация по синтетическим счетам. Информация, содержащаяся в Главной книге, используется для составления бухгалтерского баланса и других форм отчетности.

Упрощенная форма бухгалтерского учета может вестись двумя способами.

1.Простая форма бухгалтерского учета. Сущность ее состоит в том, что регистрация первичной документации, распределение сумм совершенных операций по счетам, которые являются регистром аналитического и синтетического учета, а также определение себестоимости продукции и финансового результата производятся в одном бухгалтерском регистре – книге учета хозяйственных операций по форме № К-1. Для учета расчетов по оплате труда, по НДФЛ с бюджетом ведется ведомость учета заработной платы по форме В-8, кассовая книга. В книге учета хозяйственных операций суммы записываются систематизировано, т.е. по дебету и кредиту соответствующих счетов. В конце отчетного периода подсчитываются обороты по счетам и выводится сальдо по счетам. Итоговая строка подсчитывается раздельно по дебету счетов и по кредиту счетов. Если данные оказываются равными составляется бухгалтерский баланс и другие формы отчетности.

2.Форма бухгалтерского учета с использованием ведомостей рекомендуется малым организациям, имеющим собственные основные средства, определенные запасы материалов и ведущие расчет с покупателями и поставщиками с предварительной или последующей оплатой счетов. Учет с применением регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия ведется в следующих формах:

Ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений. Форма N В-1;

Ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям. Форма N В-2;

Ведомость учета затрат на производство. Форма N В-3;

Ведомость учета денежных средств и фондов. Форма N В-4;

Ведомость учета расчетов и прочих операций. Форма N В-5;

Ведомость учета реализации. Форма N В-6;

Ведомость учета расчетов с поставщиками. Форма N В-7;

Ведомость учета оплаты труда. Форма N В-8;

Ведомость шахматная. Форма N В-9.

Каждая произошедшая хозяйственная операция будет отражена в двух ведомостях. В одной ведомости по дебету, а в другой по кредиту корреспондирующихся счетов в одной сумме на основании одного первичного документа.

Изменения оборотов в отчетном периоде, относящиеся к прошлым периодам, отражаются в ведомостях дополнительной записью. Увеличение оборотов записывается обычным цветом, а уменьшение красным.

Ведомость N В-1. Малые предприятия, имеющие незначительное количество объектов основных средств, могут вести регистрацию операций с основными средствами только в форме N В-1.

В форме N В-1 отражается информация, подлежащая учету на счетах:

01 "Основные средства";

02 "Амортизация основных средств";

данные аналитического учета основных средств.

Форма N В-1 содержит следующие сведения:

вид основных средств по каждому объекту;

его порядковый номер и краткая характеристика;

первоначальная стоимость на начало отчетного периода;

данные по оприходованию и выбытию объектов основных средств за исключением перемещений внутри малого предприятия;

данные о суммах начисленных амортизационных отчислений по объектам основных средств, которые следует использовать для отражения операций в форме N В-3 и N В-4.

При наличии движения основных средств подсчитываются суммы их оборотов и выводится остаток основных средств на 1-е число следующего за отчетным месяцем.

Ведомость N В-2. В форме N В-2 отражается информация, подлежащая учету на счетах:

10 "Материалы";

41 "Товары";

19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям";

данные аналитического учета производственных запасов, готовой продукции и товаров.

Форма N В-2 состоит из двух частей - аналитического учета и синтетического учета.

В аналитической части отражается информация о наименовании материала, его порядковом и номенклатурном номере, единице измерения, стоимости, остатке на начало месяца в количественном и суммовом измерении.

В синтетической части отражается остаток товарно-материальных ценностей на начало месяца, обороты по дебету и кредиту в количественно-суммовом измерении.

Учет производственных запасов, готовой продукции, товаров следует вести раздельно вне зависимости от наличия оборотов по ним. Суммы НДС отражают отдельной строкой, так как в дальнейшем они будут отнесены на уменьшение платежей в бюджет.

Ежемесячно путем сравнения дебетового и кредитового оборотов выводится остаток товарно-материальных ценностей на 1-е число месяца следующего за отчетным месяцем.

Ведомость N В-3. Затраты на производство продукции, работ, услуг и капитальные вложения малого предприятия учитываются в ведомости по форме N В-3.

В форме N В-3 отражается информация, подлежащая учету на счетах:

20 "Основное производство";

08 "Вложения во внеоборотные активы";

данные аналитического учета об основном производстве и капитальных вложениях.

Для учета затрат на производство и капитальных вложений необходимо вести разные ведомости по форме N В-3.

Дебетовая часть содержит учетную информацию о виде продукции (работ, услуг) и ее порядковом номере, дебетовый оборот по счету 20 "Основное производство" или 08 "Вложения во внеоборотные активы" соответственно, а также сведения об остатках незавершенного производства, которые числятся на счете 20 "Основное производство" на начало и конец месяца.

Затраты на производство продукции (работ, услуг) можно группировать по их видам и на управленческие (накладные) расходы.

Кредитовая часть содержит учетную информацию о списаниях со счетов 20 "Основное производство" и 08 "Вложения во внеоборотные активы" в течение месяца. В частности, на счета 43 "Готовая продукция", 41 "Товары", 90 "Продажи". В конце отчетного месяца общая сумма управленческих расходов может быть полностью списана на реализацию. Если сумма управленческих расходов распределена по видам изготовленной продукции, то их списание оформляется красным сторно в графе "Всего" по строке "Всего затрат на управление" и черным по объектам учета затрат произведенной продукции.

Ведомость N В-4. В ведомости по форме N В-4 отражаются денежные средства и фонды, учитываемые на счетах:

50 "Касса";

51 "Расчетные счета";

52 "Валютные счета";

99 "Прибыли и убытки";

80 "Уставный капитал";

84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

В форме N В-4 содержится учетная информация о виде совершенной хозяйственной операции, дате и документе, явившемся основанием ее регистрации. Также сведения об оборотах по дебету и кредиту вышеназванных счетов и суммы их остатков.

Форму N В-4 заполняют для каждого счета или для группы счетов. Если в ведомости ведется учет по нескольким счетам, то для каждого из них следует отводить необходимое количество строк и в графе "Основание" отметить его номер и название.

Малое предприятие обязано соблюдать правила оформления приходных и расходных документов, правила ведения кассовой книги, составления отчета о кассовых операциях предусмотренных действующим законодательством. Совершение и оформление операций по расчетным счетам регулируется соответствующими нормативными актами ЦБ РФ.

В конце месяца определяется финансовый результат как разница между дебетовым и кредитовым оборотом по счету 99 "Прибыли и убытки", который отражается в графе "Итого".

Ведомость N В-5. Форма N В-5 предназначена для учета операций на синтетических счетах с введенными субсчетами, на которых ведется учет нарастающим итогом. К таким счетам относятся:

55 "Прочие счета в банках";

58 "Финансовые вложения";

76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами";

68 "Расчеты по налогам и сборам";

69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению";

66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам".

В форме В-5 отражается учетная информация о наименовании дебиторов, кредиторов, счетов организаций, ФИО работников, остатки на начало месяца и конец года, дебетовые и кредитовые обороты по этим счетам.

Форму В-5 заполняют для каждого счета или для группы счетов. В последнем случае следует отводить в ведомости необходимое количество строк для счета и в графе "Основание" записать его номер и название.

Совершение и оформление операций по расчетным счетам регулируется соответствующими нормативными актами ЦБ РФ. Учет расчетов осуществляется позиционным способом с выведением на конец месяца развернутого сальдо по каждому дебитору и кредитору на основании первичных документов, а также по видам задолженности.

По окончании месяца по каждому счету выводится сальдо на первое число месяца, следующего за отчетным месяцем.

Ведомость N В-6. В форме В-6 отражается информация, подлежащая учету на счетах:

62 "Расчеты с покупателями и заказчиками";

90 "Продажи".

В форме В-6 отражается информация о каждом плательщике, наименовании продукции, работ, услуг, их фактическая себестоимость, стоимость по отпускным ценам, дебетовые и кредитовые обороты за отчетный период по счетам 90 "Продажи" и 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", корреспондирующиеся с ними счета, финансовый результат от операций по реализации.

Ведомость N В-7. Расчеты малого предприятия с поставщиками отражаются в ведомости по форме N В-7. Данная информация подлежит учету на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

В форме В-7 содержатся данные о поставщиках и подрядчиках, записанные позиционным способом их счета за выполненные работы и оказанные услуги, полученные материальные ценности, дебетовый и кредитовый обороты, остаток по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", корреспондирующиеся с ним счета.

Ведомость N В-8. Порядок заполнения формы В-8 аналогичен заполнению при простой форме учета.

Ведомость N В-9 (шахматная). После подсчета сальдо за месяц по всем счетам составляется шахматная ведомость.

В ней проверяется правильность записей по счетам бухгалтерского учета, она является промежуточным звеном между регистрами учета и оборотной ведомостью.

Шахматная ведомость составляется в конце месяца по данным ведомостей по формам N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

С математической точки зрения шахматная ведомость - это матрица хозяйственных операций.

По вертикали в ведомости указывают синтетические счета, используемые малым предприятием. Счета следует расположить по порядку по возрастанию номеров. Счета, расположенные по вертикали в проводке дебетуются.

По горизонтали располагаются применяемые малым предприятием синтетические счета в порядке возрастания номеров ведомостей, которые кредитуются.

Ведомость по форме N В-9 рекомендуется сначала заполнять путем переноса кредитовых оборотов кредитовых оборотов из применяемых ведомостей с разноской их в дебет соответствующих счетов.

Оборотная ведомость. Оборотная ведомость по синтетическим счетам является способом обобщения показателей счетов.

Из шахматной ведомости в оборотную ведомость переносятся дебетовые и кредитовые обороты по каждому применяемому синтетическому счету. После этого в оборотной ведомости подсчитывается сальдо по каждому счету по состоянию на первое число месяца, следующего за отчетным.

Оборотная ведомость является основанием для составления бухгалтерского баланса малого предприятия.

 

Применение вычислительной техники позволило автоматизировать процесс ведения бухгалтерского учета. Результатом этого явилось создание принципиально новой автоматизированной формы бухгалтерского учета. Единство информационной базы и полный автоматизированный технологический процесс обеспечиваются за счет однократного ввода информации. Учет осуществляется, как правило, путем заполнения журнала хозяйственных операций. Однако бухгалтерские проводки могут также отражаться в этом журнале и после ввода или формирования первичных документов. В любом случае информация по отдельной хозяйственной операции вводится только один раз и затем обрабатывается компьютером. На основании введенных данных легко и быстро можно сформировать выходные формы (бухгалтерский баланс, оборотную ведомость, различные нестандартные отчеты и т. п.).

Информация о хозяйственных операциях, произведенных предприятием за определенный период времени, из учетных регистров переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую отчетность.

Не допускаются не оговоренные исправления в первичных документах и учетных регистрах.

Исправление ошибок в учетных регистрах осуществляется корректурным способом, способом дополнительных проводок и способом «красное сторно».

Корректурный способ применяется в тех случаях, когда ошибка не затрагивает корреспонденции счетов или когда она быстро обнаружена и не отразилась на итогах учтенных записей. Корректурным способом исправляются все ошибки и описки, как в цифрах, так и в тексте, не затрагивающие корреспонденции счетов. Если в документах и регистрах- имеются исправления, то они должны быть сделаны разборчиво, оговорены и подписаны лицами, составившими документ. Зачеркивание неверного делается так, чтобы можно было зачеркнутое прочесть. Правильное же надписывается либо над зачеркнутым, либо под ним в зависимости от имеющейся возможности.

Способ дополнительных записей применяется в тех случаях, когда в бухгалтерской проводке и в учетных регистрах указана правильная корреспонденция счетов, но преуменьшена сумма операции. Для исправления такой суммы составляют дополнительную бухгалтерскую проводку на разность между правильной и преуменьшенной суммами операции.

Способом «красное сторно» исправляются ошибки, затрагиваю­щие корреспонденцию счетов. Сущность способа «красное сторно» заключается в том, что неправильная запись сторнируется, т. е. снимается обратно (как бы уничтожается) и вместо нее делается правильная запись. Способ «красное сторно» применяют для исправления ошибок и в тех случаях, когда корреспонденция счетов не нарушена, но преувеличена сумма операции. Для исправления такой ошибки составляют вторую сторнировочную проводку на разность преувеличенной и правильной сумм операции. Способ «красное сторно» применяют в бухгалтерском учете не только для исправления ошибок, но и для корректировки учетных данных по отдельным счетам.

Первичные документы, учетные регистры, бухгалтерская отчетность подлежат обязательному хранению в соответствии с установленным порядком. Ответственность за обеспечение сохранности в период работы с ними и своевременную передачу их в архив несет главный бухгалтер предприятия. При хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений.