Формы существования языка (язык, речь, речевая деятельность)
Понятия языка и речи часто путают, хотя совершенно ясно, что, например, физиологи и психологи имеют дело только с речью, в педагогике можно говорить о развитии и обогащении речи учащихся, в медицине — о дефектах речи и т. п.; во всех этих случаях «речь» заменить «языком» нельзя, так как дело идет о психофизиологическом процессе.
Значительно сложнее разобраться в соотношении языка и речи на чисто лингвистической почве. Этому вопросу посвящен целый раздел в «Курсе общей лингвистики» Ф. де Соссюра. Основные положения Соссюра сводятся к следующему:
Изучение языковой деятельности распадается на две части: 1) «одна из них, основная, имеет своим предметом язык, то есть нечто социальное по существу и независимое от индивида...»3; 2) «другая, второстепенная, имеет предметом индивидуальную сторону речевой деятельности, то есть речь, включая говорение...».
Итак, для Соссюра соотнесены три понятия: речевая деятельность (langage), язы к (lahgue) и речь (parole).
Наименее ясно Соссюр определяет «речевую деятельность». Он говорит, что речевая деятельность имеет разнородный характер и не совпадает с понятием языка; язык — только определенная часть, правда — важнейшая, речевой деятельности.
«Речь» тоже определяется из соотношения с языком, но более определенно. «Речь это индивидуальный акт воли и понимания, в котором надлежит различать:
1) комбинации, при помощи которых говорящий субъект пользуется языковым кодексом с целью выражения своей личной мысли;
2) психофизический механизм, позволяющий ему объективировать эти комбинации»;
Таким образом, разделяя язык и речь, мы тем самым отделяем:
1) социальное от индивидуального;
2) существенное от побочного и более или менее случайного».
То есть речь это явление всегда индивидуальное, и в нем всецело распоряжается индивид.
Наиболее полно и определенно Соссюр определяет «язык»: «Язык — это клад, практикой речи отлагаемый во всех, кто принадлежит к одному общественному коллективу», «язык... это система знаков, в которой единственно существенным является соединение смысла и акустического образа. Соссюр также подчеркивает социальную сущность языка.
Выводы:
Соссюр прав в том, что надо отличать язык как явление социальное, общественное, как достояние коллектива, от иных явлений, связанных с языковой деятельностью.
Прав он и в том, что определяет язык прежде всего как систему знаков, так как без знаковой системы не может осуществляться человеческое общение, явление второй сигнальной системы по И. П. Павлову.
Недостатком исследований Соссюра является то, что понятия речи и речевого акта у него не расчленены, потому что понятие языковой деятельности он недостаточно разъяснил. Однако то, что было сказано им о языке и речи, послужило ориентиром для выяснения самых важных вопросов в этой области на 50 лет вперед. А именно:
1. Основным понятием надо считать язык. Это действительно важнейшее средство человеческого общения. Тем самым язык — это достояние коллектива и предмет истории. Нет языка индивида, и язык не может быть достоянием индивида, потому что он объединяет индивидов и разные группировки индивидов, которые могут очень по-разному использовать общий язык в случае отбора и понимания слов, грамматических конструкций и даже произношения. Поэтому существуют реально в современности и истории такие языки, как русский, английский, французский, китайский, арабский и др., и можно говорить о современном русском языке и о древнерусском, и даже об общеславянском.
2. Речевой акт— это индивидуальное и каждый раз новое употребление языка как средства общения различных индивидов. Речевой акт должен быть обязательно двусторонним: говорение — слушание, что составляет неразрывное единство, обусловливающее взаимопонимание. Речевой акт — прежде всего процесс, который изучается физиологами, акустиками, психологами и языковедами. Речевой акт может быть не только услышан (при устной речи), но и записан (при письменной), а также, в случае устного речевого общения, зафиксирован на магнитофонной пленке. Речевой акт тем самым доступен изучению и описанию с разных точек зрения и по методам разных наук.
Самое трудное определить, что такое речь. Прежде всего, это не язык и не отдельный речевой акт. Мы говорим об устной и письменной речи, и это вполне правомерно, мы говорим о речи ребенка, школьника, о речи молодежи, о сценической речи, об орфоэпической речи, о прямой и косвенной речи, о деловой и художественной речи, о монологической и диалогической речи и т. д. Все это разные использования возможностей языка, отображения для того или иного задания, это разные формы применения языка в различных ситуациях общения.