Этогенетический подход» Р. Харре

Попыткой построения общей теории в социальной психологии считается «этогенетический подход» Р. Харре («Социальное бытие: теория для социальной психологии», 1979). Особое внимание автор уделяет модели человека. В этой связи, главным мотивом человека является уважение других людей, а вся его жизнь - борьба за это уважение, признание. Инструментом для достижения уважения выступает символическая активность человека. При помощи самовыражения (экспрессии) человек производит определенное впечатление на окружающих (импрессия). Продуктом функционирования экспрессивной системы является репутация человека.

Человек одновременно выступает в двух качествах - потребителя уважения и его производителя. В обоих случаях он должен уметь «читать текст» социального взаимодействия, интерпретировать социальное окружение. Символическая активность является важнейшим фактором развития сознания и самосознания людей, а в конечном итоге - и самого общества, так как оно придумано, «воображено» людьми в ходе символической активности. Социальный процесс рассматривается как результат взаимодействия двух систем: практической (в ней производятся средства существования) и символической (производятся почести и репутации). Счастье человека определяется его положением не в практической, а в экспрессивной системе (так, например, человек достаточно богатый может быть несчастным, занимая низкое место в экспрессивной системе).

Степень автономности индивида - относительна. Будучи ведомой, несвободной стороной в системе социальных институтов, он, тем не менее, может сам определять свои действия, борясь за свою репутацию, и тем самым в конечном итоге - способствовать развитию общества. По мнению Р. Харре, социальный психолог должен найти ту матрицу (шаблон), в которой наподобие генетической программы была бы записана программа поведения людей, включенных во взаимодействие. Шаблоны различны - одни действуют постоянно и пригодны на все случаи, другие создаются под конкретную ситуацию. Харре также различает два типа регуляторов человеческого поведения - правило (фиксированный в знаковой форме социокультурный нормативный шаблон поведения) и план (шаблон поведения, созданный самим человеком). В отличие от правила, план может быть изменен.

Социально-психологический анализ должен заключаться в том, чтобы выяснить, каким социальным ресурсом (репертуаром определений ситуаций, систем правил, масок, арбитр, то есть референтных групп) обладает человек. Выяснить это можно, наблюдая паттерны поведения человека в определенных эпизодах ситуаций (формальные, биологические и проблемные эпизоды). В проблемных эпизодах человек должен:

А. Проинтерпретировать ситуацию («в какой пьесе я играю?»);

Б. Выбрать адекватную ситуации маску (этому предшествует мысленное проигрывание ситуации перед каким-либо, значимым лицом, объясняя ему уместность своих действий).

Проигрывая одну и ту же ситуацию, человек соотносит свои действия, движения и поступки с различными системами координат оценки движения - системой биологических проявлений, действия - с системой смыслов и значений, поступки - с системой социальных институтов. Все совершаемые ритуальные движения и действия имеют смысл лишь в рамках данного поступка. Развитие общества видится Р. Харре как структурирование системы социального взаимодействия, усовершенствование экспрессивной системы, обеспечивающей возможность реализации индивидом норм "приличного поведения". Тем самым, поведение человека регулируется не столько, заявленным Р. Харре, главным мотивом, сколько принятыми в обществе правилами.