Общий комплекс упражнений в Сенсорной комнате

Сотрудниками нашего Объединения разработана специальная мето­дика, позволяющая использовать «Снузлин» или Сенсорную комнату не только, как средство проведения досуга и релаксации детей с ограни­ченными возможностями, но и как один из методов коррекции сниже­ния темпа психоречевого развития ребенка, развития его познаватель­ной мотивации и произвольного внимания.

Методика коррекционной работы основана на поэтапном включе­нии и синхронизации всех сенсорных потоков через различные виды стимулирующего воздействия и, что особенно важно, самостоятельной деятельности ребенка.

Еще Л.С. Выготский (1932) обратил внимание на то, что в основе формирования и развития высших психических функций лежит слож­ный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. Он придавал решающее значение процессу восприятия для развития речи, считая, что ребенок может говорить и мыслить только воспринимая: «Развитие восприятия различной модальности создает ту первичную базу, на кото­рой начинает формироваться речь».

Руководствуясь его же теорией о сложной структуре дефекта, можно отчасти объяснить те неудачи, с которыми сталкиваются работники психолого-педагогической службы, пытаясь скоррегировать задержку психоречевого развития ребенка, его интеллектуально-познавательной сферы, не принимая во внимание особенности состояния восприятия.

Поэтому первые занятия с использованием «Снузлина» должны быть посвящены выработке тактильных и кинестетических ощущений.

Как отмечала Е.Д. Хомская (1982), кожно-кинестетическая или об­щая чувствительность занимает особое место среди различных видов чувствительности. Являясь филогенетически одной из самых древних, она может быть представлена, как база для формирования зрительного и слухового восприятия. Кроме того, кинестетическая чувствитель­ность является основой всех видов движений.

Кожно-кинестетическая чувствительность — это сборное понятие, объединяющее несколько видов. Е.Д. Хомская (1982) разделяет их в це­лом на две категории:

а) виды чувствительности, связанные с рецепторами, содержащими­ся в коже;

б) виды чувствительности, связанные с рецепторами, находящими­ся в мышцах, суставах и сухожилиях.

Первые занятия с детьми посвящены профилактике или устранению так называемой «тактильной агнозии текстуры объекта». Для этого мы предлагаем дополнить комплектацию Сенсорной комнаты специаль­ными панно, на котором представлены материалы, распределенные по следующим признакам: «шероховатость» — «гладкость», «мягкость» -«твердость».

Перед посещением Сенсорной комнаты проводится установочная беседа, которая должна соответствовать возрасту детей, быть легко до­ступной для понимания. Детям рассказывается о том, что они пойдут в «волшебную комнату», где есть много сюрпризов, но волшебник откро­ет их нам только после того, как мы выполним его задания.

Только после беседы, детей вводят в комнату, где включен мягкий, приглушенный свет. Методист, или лучше если это будет голос «вол­шебника», записанный на магнитофон, просит детей пройти по «вол­шебной дорожке». В зависимости от возраста и умственных способнос­тей детей инструкцию нужно давать в разной форме, например, для подростков необходимо оговаривать цели и задачи пребывания в ком­нате, для дошкольников и младших школьников — организовать игру или сказку. Мотив работы в Сенсорной комнате должен подбираться в зависимости от ведущей деятельности ребенка.

С предлагаемой текстурой дети знакомятся дважды: сначала прохо­дя по панно босиком, затем ощупывая его руками. После соответствую­щего ознакомления, методист предлагает детям самостоятельно найти ту или иную текстуру. Завершением занятия и поощрительным призом может быть «купание» в сухом бассейне.

Во время второго занятия в Сенсорной комнате детям предлагается пройти по специальному панно, где представлены объемные геометри­ческие фигуры, буквы или цифры, но не просто пройти, а сначала но­гой, затем рукой обвести контуры предлагаемых фигур.

После выполнения задания, включается боковой свет и методист просит детей в воздухе нарисовать знакомые контуры, используя эф­фект теневого театра. Изменения вносятся и в занятия в сухом бассей­не, которые дополняются первым включением слухового анализатора: дети должны с изменением музыкального оформления выполнять в бассейне определенные, доступные для ребенка действия. В завершаю­щей части занятия используется теплый водяной матрац со звучащей в глубине музыкой. В качестве дополнительной стимуляции может быть использован дополнительный набор ароматов.

Следующее занятие в Сенсорной комнате посвящено одному из на­иболее трудных моментов акустического (слухового) восприятия: узна­ванию предметов или явлений по соответствующему звучанию. Для этого используются специальные картины, проектируемые на стену и соответствующее музыкальное оформление. Нельзя не отметить, что введение новых элементов происходит параллельно закреплению навы­ков, полученных на предыдущих занятиях.

В качестве дополнительных возможностей развития перцептивных способностей воспитатель может на этом этапе использовать в работе четыре различных раствора:

  • сладкий (раствор сахара),
  • соленый (раствор соли),
  • кислый (раствор яблочного уксуса или лимона),
  • горький раствор.

Более подробное описание методики этой работы можно найти в различных изданиях Монтессори-материалов.

Работу по развитию зрительного восприятия необходимо начинать с плетения цветных (сверкающих) шнуров. В процессе этой работы детям дается возможность, находясь под воздействием сложного сенсорного потока, сконцентрировать свое внимание на определенном световом раздражителе. Эти упражнения также помогают развитию произволь­ности.

Закрепляющим моментом является занятие в сухом бассейне, в ходе которого дети должны выдавать определенную реакцию не только на изменение звукового раздражителя, но и на изменение цвета шаров.

Работа с использованием цветных цилиндров посвящена (в данной педагогической системе) сличению по цвету двух, на первый взгляд раз­личных для ребенка систем: кнопок пульта и цилиндров с цветными пу­зырями. Работа с данным тренажером направлена на формирование сложного понятия, что своим действием ребенок может изменить цве­товое оформление окружающей его действительности. Для закрепления этого понятия важной является начало работы в компьютерном классе с различными программами-раскрасками.

Использование компьютерных игр до соответствующих занятий в Сенсорной комнате может при наличии у ребенка определенных видов расстройств, привести к несформированности цепочки «собственное действие — изменение на мониторе».

Использование «зеркального шара» в качестве тренажера для разви­тия зрительного гнозиса с акцентуацией на частях целого, мелькающих объектах должен применяться крайне избирательно. В частности, он не показан в работе с детьми, имеющими тенденцию к различного рода аутическим проявлениям, а также страдающим эпилепсией.

Вводить различные сенсорные модальности необходимо посте­пенно, сопровождая многократным кратким и однотипным объясне­нием.

Для закрепления полученных навыков, как в Сенсорной комнате, так и через некоторое время в группе воспитатель может провести заня­тие на развитие того или иного вида восприятия. Например, с целью развития тактильно-двигательного восприятия вне Сенсорной комнаты традиционно используются различные варианты игры «Волшебный ме­шок». Ребенку предлагается определить предмет, его текстуру, форму, материал, из которого он изготовлен, вес, температуру. Целью этого за­дания является также обучение ребенка перцептивным действиям, т.е. ощупыванию предмета, целенаправленному передвижению ладони и пальцев по его поверхности.

Оборудованием является «волшебный мешок»: непрозрачный ме­шок с завязками, в который кладется определенный набор кусочков ткани, игрушек, бытовых предметов или геометрических фигур. Детям дается инструкция найти предмет по образцу, воспринимаемому зри­тельно, зрительно-тактильно или только тактильно, а также по назва­нию. Наиболее сложным заданием является определение хорошо зна­комых, обследованных на предыдущих занятиях предметов без предъ­явления образца и в условиях, когда ребенок точно не знает, что лежит в «волшебном мешке». Рассмотрим вариант подобной игры, которую можно проводить, как в Сенсорной комнате, так и игровой комнате.