В) Динамика идеи Бога в языческий период.

 

На следующем этапе развития характерно формирование верховного Бога, но только как первого среди равных. Между богами устанавливается определённая иерархия. Эта иерархия имеет свою динамику. Естественно предположить, что динамика иерархии богов является отражением динамики иерархии ценностей в психике человека и относительной неустойчивости такой иерархии. По-видимому, иерархия богов отражает иерархию различных групп, производящих тот или иной общественно ценный продукт, структурируя определённым образом общественные отношения и организовывая общество. Эта иерархия служит отражением иерархии ценностей, задающей тенденции в восприятии окружающей реальности, во взаимоотношениях; иерархии, задающей направленность в изменении окружающего мира, окружающей реальности. Она определённым образом структурирует сознательную деятельность, сознание людей, обуславливая направление их активности.

С целью примера можно взять отношение к рабам в Древнем Египте и в Греции, времён Эзопа. В древнем Египте рабов называли “живыми мертвецами”, что характеризует стремление к навязыванию определённого мировосприятия как хозяевам, так и рабам. В этой картине мира рабы были некими живыми машинами, они представляли для своих хозяев интерес, в основном, только с точки зрения грубой физической силы. В эзоповской Греции за рабами признаётся “право” на наличие тех или иных чувств, даже таких высоких как любовь. Эзоп, являясь рабом, становится легендарной личностью. Рабы Греции и Рима во всё большей степени используются для получения эмоциональных, чувственных удовольствий.

Таким образом, более жёсткая иерархия богов обеспечивает, за счёт большей устойчивости, и более глубокую эксплуатацию: не только физического тела, но и эмоциональной сферы и психики рабов. Смещение акцентов воздействия с физического тела на психику представляет собой попытку структуризации психики человека. В этой связи можно заметить, что одной из причин поражения восстания Спартака являлось наличие определённых стереотипов о мироустройстве у руководителей восстания. Они сумели освободить тысячи рабов, но не сумели освободить своё сознание. Они сумели более-менее эффективно скопировать организацию римских легионов, но едва ли им проходили в голову мысли о создании каких-либо структур управления, которые можно было бы противопоставить римским структурами управления, структур, основанных на ином, чем рабовладение, принципе.

Период язычества это период, когда у одного народа, уже ощущающего свою этническую целостность, существуют несколько царей или князей, это период существования демократических форм управления, период расцвета эллинской культуры и время существования великих мыслителей (древнегреческих философов).

Характерно, что языческие боги уже не окружены таким ореолом почитания, как это было на предыдущих этапах. С ними можно бороться, их можно обманывать, можно избегать их кары. Соответственно, свои боги теряют силу, при встрече с представителем чужого народа человек «ощущает» воздействие на себе сил чужих богов. Как правило, уменьшение силы «своих» богов сопровождается утратой собственной культуры, утратой нравственных ориентиров, стремлением к чувственному наслаждению и разгулом разврата и, как правило, крушением древних империй.

Противоречия между богами и людьми, вероятнее всего, являются отражением некого внутреннего конфликта, внутреннего противоречия, присущего людям того времени, противоречием между существующей реальностью, которую они создают собственными усилиями и чувством справедливости. К этому времени относится первое из дошедших до нас определений совести, данных Эпиктетом, который рассматривал совесть как некий внутренний фактор, тормозящий активность человека, его волю. То есть, согласно Эпиктету, совесть является неким внутренним фактором, ограничивающим волю человека, которая к тому времени во всё большей мере освобождается от воли богов.

На примере Древней Греции и Римской Империи можно заметить, что расцвет интеллектуальной мысли, культуры сопровождается и расцветом разврата. Можно выдвинуть предположение, что с увеличением свободы действий, свободе волеизъявления для правящей элиты, происходящей благодаря росту интеллекта, происходит увеличение эмоциональной и психологической нестабильности, характеризующейся нарастанием отрицательного эмоционального подкрепления. С целью преодоления этой нестабильности, с целью преодолеть негативные эмоции часть людей ударилась в разврат, другая часть занялась творчеством, условием которого является поддержание определённого положительного эмоционального настроя.

Эмоциональный настрой окружающих, чаще всего не воспринимается на осознанном уровне, но он органически вплетается в картину окружающего мира, на основе которой происходит осознание тех или иных феноменов. Отрицательный эмоциональный настрой окружающих, влияния на бессознательном и подсознательном уровнях создаёт предпосылки для увеличения психологической нестабильности субъекта. Попытки достижения психологической стабильности, основанные на получении положительного эмоционального подкрепления, без учёта эмоционального настроя окружающих закончились с завоеванием греческих городов-государств и падением Римской Империи. Очевидно, что обречённость таких попыток основана на определённых свойствах человеческой психики, которые не позволяют достигнуть стабильного положительного эмоционального подкрепления для одного отдельно взятого индивидуума вне зависимости от психологического настроя окружающих.

Из вышеизложенного следует закон развития психики, который можно назвать «расплатой власть имущего». Сформулировать этот закон можно следующим образом: чем дольше человек находится у власти, тем в большей мере его психика будет подвержена отрицательным эмоциональным воздействия со стороны его подчинённых и тех, с кем он общается. Жестокость восточных владык и абсолютных монархов наглядно отражают усиление эмоциональной нестабильности и нарастание отрицательно эмоционального подкрепления у руководителей. Чем выше авторитарность руководителя, тем больше влияние на него оказывает отрицательный эмоциональный климат в коллективе. Это влияние на руководителя осуществляется на подсознательном и бессознательном уровнях - уровнях, не контролируемых сознанием. При этом чем более развит мозг, тем быстрее и интенсивнее наступает расплата.