Б) Динамика идеи Бога в первобытных обществах.

 

Для первобытных обществ характерно принятие в качестве наивысшей ценности самого живого организма племени, обеспечивающего выживание и воспроизводство его отдельных членов. Для таких племён идея Бога воплощается в идею некого духа племени, зарождающего это племя. В связи с этим идея Бога представлена идеей «духа предков», основная функция которого поддержание жизнеспособности племени, его воспроизводства и стремления к такому «образу жизни», который отвечал бы интересам всего племени как единого живого организма. Сила воздействия «духа предков» на отдельного человека определяется бессознательным подчинением отдельного человека воле «духа предков». У людей даже не возникает мысли о возможности противопоставления своей воли воле духа, так как это означает автоматическое противопоставление своего Я не только всему племени, но и всем тем умершим, которые составляли племя. Такое противопоставление автоматически означало отторжение и неминуемую смерть.

При отделении части племени, через какое-то время эта часть племени уже воспринимается как нечто чуждое и инородное, даже, несмотря на наличие кровных уз. В каждом племени появляются некие атрибуты (раскраска, украшения, ритуалы), призванные служить знаком принадлежности именно к этому племени и при этом подчёркивать отличие людей этого племени от людей из ближайших племён.

Совершенствование орудий труда и усиление воздействия на окружающий мир привело к возможности распространения своего ареала обитания. С увеличением мобильности племён, поисками новых мест обитания, наряду с духами предков у многих племён начинают появляться духи и боги мест: рощи, поляны, леса, озера, реки и т.д., роль которых начинает всё больше увеличиваться, с одновременным уменьшением роли духа предков. Очевидно, что такая эволюция идеи Бога не только служит основой для возможного объединения, консолидации племён, но и должна отражать эволюцию неких процессов в психике человека.

Если выдвинуть предположение, что создание тех или иных попыток описания существующей реальности в виде создания идей взаимосвязано и определяемо эволюцией психических процессов, то можно сделать предположения о характере изменения этих процессов. Вначале необходимо разграничить такие понятия как понимание и осознание. Так, можно знать, что написано в книге, и не понять её основной мысли, можно знать основную мысль, но не понимать книгу. Можно знать обычаи и ритуалы племени, но не понимать их.

Понимание основано на целостном восприятии картины мира, включая сюда и воспринимаемую, но не осознаваемую часть мира. Процесс осознания представляет собой процесс извлечения фигуры из фона, словесное описание (вербализацию) одного из феноменов воспринимаемой картины мира. Понимание всегда более целостно, оно всегда более адекватно, чем осознание. Знания, не основанные на понятной картине мира, запоминаются с трудом, а забываются очень быстро. Вербализация феноменов понимаемого мира всегда зависит от специфики восприятия субъекта. Восприятие, в свою очередь, сильно зависит от опыта, от совокупности имеющихся у человека знаний, установки сознания. При невозможности составить целостную картину из осознанного и воспринятого понимания имеющихся в сознании знаний не происходит. Они воспринимаются лишь как пустые слова.

С этой точки зрения, можно говорить о более правильном (адекватном) восприятии окружающего мира и самовосприятии, более целостном его понимании людьми того периода. Древнее иероглифическое письмо, в отличие от буквенного, апеллирует не к знанию, а к пониманию. Можно сделать вывод, что осознание феноменов окружающего мира людей того периода было значительно ниже, но понимание происходящего в окружающем мире - значительно выше. Однако осознание происходящего в окружающем мире предоставляет большую возможность выбора направления активности, большие возможности по изменению окружающей реальности в благоприятном для себя направлении. Но платой за такую возможность является нарастание состояний эмоциональной нестабильности.

Так, ярость дикого животного ситуативная, она существует только на какой-то момент времени, например, момент драки или охоты, она практически сразу же исчезает после этого. Гнев человека может длиться годами. Эта состояние эмоциональной нестабильности одновременно является толчком и условием осуществления сознательной деятельности. Заметим, что функционирование сознания невозможно как при полном отсутствии эмоций, так и при чрезмерных эмоциях (при аффекте). То что не вызывает эмоций не способно и дать толчок нашей мысли. Чрезмерная эмоциональность также затрудняет процесс мышления. Для эффективного функционирования сознания необходим некий определённый уровень эмоций. Можно предположить, что идеи о добре и зле появляются в результате размышлений (рефлексии) о причинах такой эмоциональной нестабильности.

Для более позднего периода развития человечества характерно наличие большого количества богов, отражающих конкретные, практические ценности, служащие для объединения людей племени при совершении тех или иных общественно значимых действий: посева, сбора урожая, охоты или войны, и богов мест. Жертвоприношения служат весомым доказательством ценности той или иной идеи, как для отдельного человека, так и для всего племени. Они в наибольшей степени материальны, но единичны, то есть, совершаемы только перед конкретным действием, или после него.

Противопоставление воле богов уже не связывается с немедленной физической смертью, а влечёт либо ограничение социальных связей такого индивидуума, либо его изгнание из племени, т.е. человек не умирает физически, но он «умирает» для общения с другими членами племени. Воля богов уже не тотальна, она уже не распространяется на всю жизнедеятельность человека, но только на отдельные события, требующие напряжения жизненных сил. Расширение диапазона возможностей для проявления свободной воли вызывает необходимость создания определённых ритуалов, регламентирующих правил поведения, закрепляющих объединяющие формы поведения на уровне моторики.

Таким образом, создаётся всё больше предпосылок для формирования большего пространства для осуществления собственной воли и для отчуждения отдельного человека от своего племени. При этом одновременно, и за счёт этого, уменьшается отчуждение с другими племенами, чьи обычаи и ритуалы уже не столь неприемлемы. Эти процессы приводят к консолидации людей на более высоких психических уровнях.

В этих условиях преимущество получают те люди и племена, которые в наибольшей степени могут установить надёжные социальные связи с другими людьми и другими племенами. При этом, наличие надёжных социальных связей обуславливается отсутствием как изоляции, вытекающей из завышенной самооценки своего племени, так и отсутствием поглощения или растворения в других. Растворение или поглощение происходит при неадекватной самооценке и неадекватном осознании своих племенных особенностей.

Таким образом, преимущество в развитии получают те племена, которые, стремясь к консолидации с другими племенами, не утрачивают своих племенных особенностей. Очевидно, что другими племенами могут быть приняты только те особенности, которые не могут нанести вреда психологической устойчивости этих племён, не могут коренным образом изменить их представление о собственной ценности. Происходит осознание необходимости согласования действий, определяемых собственной волей с действиями других людей. Т.е. эволюция человеческого сообщества проходит по тому же пути, что и эволюция любого живого организма: нарастание дифференциации на более «низких», более «физиологических» уровнях с одновременным нарастанием консолидации на более высоких психических уровнях.

В животном мире численность сообществ определяется способностью освоения, а точнее присвоения территории (как правило, в объёмном измерении), которая предоставляет пищу (экстенсивное использование территории). В человеческом обществе, с появлением орудий труда, появляется возможность более интенсивного освоения территории и росту народонаселения. На основе большей численности и лучшего вооружения становится возможным захват соседних территорий. Таким образом, появляются предпосылки для стремления к укрупнению человеческих сообществ.

В целях консолидации разрабатываются некие межплеменные правила взаимодействия, которые должны быть приемлемы всеми взаимодействующими племенами, должны восприниматься ими как справедливые. Выработка таких правил служит мощным толчком для размышления над вопросом о справедливости, о чувстве справедливости и их происхождении. Результатом такой рефлексии является идея совести как некого начала, регулирующего поведение человека, ограничивающего активность и волю отдельного человека. С уменьшением объёма форм ритуального поведения и необходимости усиления социальных связей совесть приобретает всё большее значение как условие для обеспечения надёжных социальных связей.

Древние боги не связаны между собой, установить их иерархию практически невозможно. Единственное, что является для них общим - это единый настрой уважения и почитания, которым они окружены. По-видимому, представления о богах отражают конкретные психические процессы людей первобытных обществ, являются отражением отсутствия единой иерархии ценностей в течение всей жизни человека. Они отражают фрагментарность знаний и представлений об окружающем мире, невысокую контрастность восприятия фигуры и фона, значительность усилий по выделению фигуры из фона, по абстрагированию феноменов окружающего мира. Высшая ценность определяется не столько психической направленностью личности, сколько актуальностью конкретной ситуации. Возможно, это обусловлено напряженностью борьбы за существование, предусматривающей более высокие требования к конкретизации и более низкие к способности к абстракции.

Вероятно, психика людей того уровня развития более тесно и органично связана с конкретным окружающим миром, конкретной территорией и конкретными условиями. Изменение территории, условий требовало очень значительных усилий для адаптации. В данных условиях и на данной территории достигались условия максимального психологического комфорта, благодаря органическому слиянию, гармонии с окружающим миром. (Вполне вероятно, что мифы и легенды о первозданном рае и «Золотом веке», существующие у очень многих народов мира основаны именно на этом.)