В средней группе

«Дети, отгадайте, кого мне вчера подарили. Усатый, полосатый, маленькие лапки, а в лапках — цап-царапки. А у вас дома есть кошка или котенок? Какие они? (Воспитатель побуждает детей рассказать о внешнем виде, повадках кошки, выражает свое отношение к рассказам детей.) Посмотрите, какую интересную книгу я нашла в шкафу. Тоже про котенка. И называется она так забавно: «Усатый-полосатый». Нацисал эту книжку писатель Самуил Яковлевич Маршак. Наверное, у него был такой же озорной котенок. Послушайте, что он рассказал нам про своего котенка».

В процессе такой установочной беседы воспитатель вызы­вает у детей интерес к предстоящему чтению, состояние ожидания.

Эвристическая беседа предполагает установление при­чин разнообразных явлений природы с помощью рассуждений. Такая беседа строится на имеющихся у детей знаниях, получен­ных в процессе наблюдений. Она направлена на углубление знаний о взаимосвязях, существующих в природе, самостоя­тельное решение детьми познавательных задач, развитие речи- доказательства.

Эвристическая беседа используется в старшем дошкольном возрасте. Ее содержание разнообразно. Наблюдая за явлениями природы, воспитатель находит такие, в которых содержатся некоторые противоречия, и предлагает детям принять участие в их разрешении. Приведем пример (запись беседы).

Воспитатель заметил, что на участке детского сада одуванчики находятся в разном состоянии: цветущие, с зонтиком семян и с нерас­пустившимися бутонами. Он предлагает детям подумать, отчего это произошло. Дети охотно начинают рассуждать:

Витя: Здесь одуванчики на открытом месте, а там — под деревья­ми, в тени.

Воспитатель: Так почему же на открытом месте у одуванчика уже образуются семена, а за верандой — еще только бутоны? (Добива­ется более точного ответа.)

Витя: Здесь больше света и теплее. Здесь они раньше выглянули весной на проталинках.

Костя: Здесь раньше всех появились и быстро стали расти. Им надо больше тепла и светлое место.

Нина: Здесь лучше всего расти. Они любят, чтобы было тепло и светло.

Витя: А за верандой долго не таял снег. Там всегда мало света и прохладно, поэтому там позднее появились одуванчики и только теперь появились бутоны.

Костя: А у забора одуванчики цветут! Я знаю почему! Там света меньше, чем здесь, но немного больше, чем за верандой. Деревья пропускают свет. И немножко теплее. Им хватает тепла и света — они цветут!

Данный пример показывает, как в ходе совместного рассуж­дения дети устанавливают истину. Задачей воспитателя в руко­водстве эвристической беседой является обеспечение самостоя­тельности детей в формулировании выводов и точности выска­зываний.

Итоговая беседа используется для обобщения и сис­тематизации знаний детей о природе, полученных в процессе наблюдений, игр, чтения художественных произведений, труда, проведения опытов и т. д.

Итоговая беседа организуется воспитателем начиная со сред­ней группы. Она требует большой предварительной работы по накоплению конкретных представлений, их расширению, уг­лублению. В беседе обобщаются и систематизируются знания детей на основе выделения существенных признаков, связей и отношений, существующих между объектами и явлениями при­роды. При этом обобщение и систематизация знаний в зави­симости от возрастных возможностей детей, от запаса имею­щихся у них представлений могут осуществляться как на основе частных связей (например, в средней группе на основе объединения растений по месту обитания можно провести беседу «Что где растет»), так и на основе общих закономерностей, показывающих детям связь живых организмов с окружающей средой (например, беседы со старшими дошкольниками о жи­вотных, растениях, сезонных изменениях в жизни растений и животных).

Итоговая беседа проводится по мере накопления у детей представлений о природе и только при условии, если эти пред­ставления усвоены всеми детьми. Воспитатель продумывает, какие существенные признаки или связи будут лежать в основе обобщений знаний.

Важно продумать иллюстративные средства к итоговой бе­седе. Иллюстративно-наглядного материала не следует подби­рать много. Цель его использования — оживить впечатления детей, помочь им припомнить известные факты, вокруг кото­рых и будет разворачиваться беседа. Выделение существенных признаков, связей между явлениями затрудняется обилием наглядного материала. Для осознания связей требуется осо­бый вид наглядного материала — различные модели, в кото­рых существенное в явлениях представлено в обобщенном виде: это календари погоды, схематические изображения явлений природы.

Беседа начинается с анализа имеющихся у детей знаний о природе. Воспитатель с помощью вопросов направляет внимание детей на сопоставление фактов, явлений, выделение их особен­ностей, общих признаков, связей и отношений.

Тема разговора с детьми подчинена определенной логике, которой необходимо придерживаться, не отвлекаться на несу­щественные для данной беседы моменты. Для этого воспитатель тщательно продумывает ее план. Он выделяет основные части беседы, обдумывает, какие задачи можно решить и какие при­емы помогут это сделать наиболее успешно.

Например, организуя беседу о птицах с детьми старшей группы, воспитатель может наметить следующий план:

1. Рассмотреть картины с изображением знакомых птиц (воробей, ласточка, снегирь, синица, волнистый попугай и т. д.) и воспроизвести знания о внешнем виде, месте и среде обитания, приспособлении к жизни на земле и в воздухе.

2. Выявить значение передвижения птиц по воздуху (установить связь между передвижением птиц, поиском пищи и защитой от врагов).

3. Выявить особенности приспособления птиц к сезонам (установить связь между характером пищи, наличием корма зимой и приспособ­лением).

4. Сформировать понятие «птицы» (выделить общие для класса птиц признаки: живут в воздухе и на земле; дышат воздухом; летают при помощи крыльев; прыгают, бегают, ходят при помощи ног; тело покрыто перьями; есть клюв, чтобы брать пищу).

В ходе такой беседы задаются различные вопросы — репро­дуктивные и поисковые. Используется сравнение по признакам различия и сходства. Можно опираться на опыт детей.

Наглядным материалом служат не только картины, но и модели. Педагогические приемы должны обеспечивать активное участие в беседе всех детей, побуждать их к размышлению, решению познавательных задач, к самостоятельности в форми­ровании выводов, к доказательству своих суждений, к пережи­ванию событий.

Вопросы и задания. 1. Какова роль беседы в экологичес­ком воспитании? 2. Какие виды бесед с детьми о природе вы знаете? 3. Расскажите о методике проведения итоговой беседы. 4. Составьте конспекты итоговых бесед о природе для детей разных возрастных групп.