Характеристика заданий

 

1. Составление предложений с многозначными словами. В качестве исходных берутся изолированные слова: имена существительные, прилагательные и глаголы.

Выполнение этого задания показывает, насколько у детей сформировано умение точно употреблять слова. Иногда даже при правильном понимании значения слова наблюдается неумение строить словосочетание с ним. В речевом потоке реализуется только одно из значений многозначного слова. Для того чтобы то или иное значение было понято, необходимо употребить слово в сочетании с другими словами в составе определенной синтаксической конструкции: предложения или словосочетания.

В силу того, что у многозначного слова может быть ряд синонимов, которые не являются синонимами по отношению друг к другу (например, у слова «свежий» в разных его значениях могут быть синонимы «прохладный», «чистый», «мягкий» и др.), значение многозначного слова устанавливается в определенной синтаксической конструкции за счет связи слов. По характеру сочетания слова с исходным можно судить о том, какие значения этого слова детям уже известны. Например, составляя предложение или словосочетание со словом «ручка», дети в большинстве случаев ориентируются на значение «письменная принадлежность» («Ручка пишет», «Я пишу ручкой» и т.п.). Но встречаются ответы, построенные и на других значениях этого слова: «Есть ручка от двери», «От стола», «Дверную ручку открывают», «У человека рука, а у маленького ручка». Слово «пушистый» может быть известно детям в определенном значении: покрытый мягким, густым пухом (пушистый хвост). Некоторые дети знают и другие значения этого слова: мягкий, легкий (пушистый снег).

Наибольшей многозначностью обладают глаголы, например: «Книга лежит на столе»; «Дорога лежит через лес»; «Идет весна, идет снег, идет поезд, идет человек».

 

2. Составление предложений со словами синонимического ряда (большой – огромный – громадный; крошечный – маленький – малюсенький). Выполнение этого задания выявляет навык правильно по смыслу соединять слова и умение дифференцировать значения синонимов. Кроме того, выясняется, насколько у детей сформирована точность словоупотребления. Некоторые ответы показывают, что дети чутко реагируют на смысловые различия близких по значению слов: «вырасту большой», «БЕЛаз – машина огромная», «Грузовик громадный»; «Маленький человечек», «Крошечный червячок», «Пиявка малюсенькая».

Составление предложений со словами синонимического ряда (так же, как и с изолированными многозначными словами) способствует активному и точному употреблению слова в собственной речи, выявляет понимание значения исходного слова и умение правильно соединить его по смыслу с другими словами.

Соединение слов в предложении раскрывает умение ребенка осмысленно употреблять слова в различных грамматических формах и значениях. Одни дети составляют двусловные предложения или просто словосочетания («легкий ветер», «легкий пух»), а другие строят распространенные предложения с тем же словом: «Упал с дерева легкий листик», «Днем был легкий ветер», «Легкая бабочка кружится над цветком» и т.п.

 

3. Подбор синонимов. Выявляется умение выбрать наиболее подходящее слово к заданному; вдумываться в смысл употребляемых слов и правильно их сочетать; понимать разные значения многозначного слова. Недооценка работы над пониманием смысла синонимов приводит к тому, что многие дошкольники говорят: «Суп хороший, платье хорошее, рисунок хороший»; или, рассуждая о размерах, часто употребляют слово «большой» и гораздо реже синонимичные ему слова «огромный, громадный».

Подбор синонимов предлагается в разных вариантах Детям даются:

• словосочетания, в которых исходным словом является многозначный глагол или имя прилагательное («идет поезд», «идет весна», «идет снег»; «чистая посуда»,«чистая вода», «чистый воздух»);

• речевые ситуации, способствующие активизации лексики, поиску и выбору наиболее точного в смысловом отношении слова;

• изолированные слова, когда дети самостоятельно подбирают синонимы («Как сказать по-другому?»). Например, к слову «бросать» – кидать, метать, подкидывать; к слову «смелый» – храбрый, отважный, бойкий, мужественный и т.д.

Выполняя задания на подбор синонимов, дети ищут не только собственно синонимы, но и контекстуальные, которые правильно передают смысл словосочетания. Например, река бежит – течет, журчит, льется; мальчик бежит – несется, торопится, скачет, летит.

 

4. Подбор антонимов. Выявляет умение сопоставлять предметы и явления окружающего мира: по временным и пространственным отношениям, по величине, цвету, весу и т. п. При выполнении этого задания можно использовать наглядный материал (предметы, картинки). Так, например, детям предлагаются картинки с изображением высокого и низкого дома, большого и маленького яблока, короткого и длинного карандаша и т.д.

Воспитатель говорит: «Посмотри на это яблоко, оно большое. А то какое?»; «Этот карандаш длинный. А этот?»; «Камень тяжелый. А пух?»; «Река широкая. А ручей?» и т.д.

Для подбора антонимов даются следующие задания.

• изолированные слова (глаголы и прилагательные);

• одновременный подбор синонимов и антонимов;

• словосочетания (те же, что и для подбора синонимов);

• сопоставления («Что бывает широким, а что бывает узким?»).

 

5. Речевые ситуации. Выявляется умение подбирать синонимы и антонимы, находить адекватные слова к определенным речевым ситуациям.

Например. «Небо затянуто тучами, дует холодный ветер, часто идет дождь». Какими еще словами можно описать осень? Какая она? Затем дается противоположное описание: «А если осенью светит солнце, небо прозрачное, погода еще теплая, как можно сказать про такую осень? Какая она?» Ответы показывают, умеют ли дети вычленить существенные признаки осени (ранней и поздней): пасмурная, дождливая, прохладная, тоскливая, хмурая; ранняя, золотая, солнечная, теплая, ласковая.

Для формирования умения выбирать точное по смыслу слово из синонимического ряда большой эффект дают подобные речевые ситуации. Вот еще пример. «Пошли два медвежонка гулять и нашли пчелиный улей. Одного медвежонка пчела ужалила, и пошел он к маме грустный. Как еще можно про него сказать? Какой он был? (Ответы.) А если он был таким, то он не просто пошел к маме, а...?» Затем дается противоположная ситуация: «Второй медвежонок был веселый. Как еще можно про него сказать: Какой он? (Ответы.) А раз он был таким, он не просто шел к маме, а...?»

Такие ситуации способствуют активизации как прилагательных, так и глаголов, а также развитию произвольности речи, умения сознательно выбирать наиболее уместные для данного высказывания языковые средства

 

6. Оценка словосочетаний и высказываний по смыслу («Можно ли так сказать?») выявляет сформированность точности словоупотребления; уровень осознания смысловых отношений между словами; повышает требования к произвольности речи. «Сознательное отношение к смыслу слов и выражений сказывается в улавливании разного рода бессмыслицы в речи чужой и своей. Особенно ярко это выражается в том, как дети реагируют на оговорки: они весело хохочут, ясно давая понять, что смешит их именно получившаяся нелепость» (А Н. Гвоздев).

С этой целью можно дать:

• словосочетания (например, «легкий чемодан», «тяжелый чемодан», «трудный чемодан», или «легкая задача», «трудная задача» и «тяжелая задача» и т.п.);

• детские высказывания типа: «Мамочка, я тебя громко-громко люблю»; «Папа, иди шепотом»; «Никак не могу рубашку из тела вынуть»; «Цветочки завяли. А когда они отвянут?»

 

7. Определение значения слова при ответе на вопросы «Что такое?», «Что значит?»

Например, вопрос «Что такое?» имеет целью выяснить, что ребенок в первую очередь понимает под тем или иным словом, особенно когда в качестве исходных слов выступают многозначные слова. Так, если ребенка спрашивают «Что такое сад?» и он отвечает вопросом «А какой сад: в который дети ходят или деревья растут?», он демонстрирует высокий уровень понимания языка.

Структура ответа (их полность/краткость), задание (умение принять его), даваемые определения свидетельствуют о том, в какой мере дети понимают значение слова. Например. «Сад – это где деревья растут. В нем растут цветы. Бывает еще детский сад. Слово «сад» значит, где цветы. Сад, где люди сажают деревья. В саду есть дети».

На вопрос «Что значит слово «лес» большинство ответов носит характер словарного определения (высокий уровень). Например: «Это много деревьев», «Это где деревья растут», «Лес – это когда много деревьев» и т.п.

К высокому уровню можно отнести ответы, в которых дети называют ряд видовых понятий. Например. «Посуда – это сковородка, чашка, кастрюля»; «Это тарелка, из которой едят, и чашки, из которых пьют, и ложки, которыми едят».

На слово «праздник» дети обычно дают описательные ответы, что скорей всего объясняется большей эмоциональной окрашенностью этого слова.

Задания такого рода дают возможность выявить уровень ориентировки на смысловую сторону слова. Они относятся к сложным, так как предметом рассуждения – вне контекста, конкретной ситуации – является само слово, его значение.

 

8. Придумывание небольших рассказов с использованием слов, близких или противоположных по смыслу.

К особенностям связной речи относятся гладкость и плавность изложения, отсутствие прерывистости и повторений, запинок, пауз. При сформированном умении отбирать слова повторений будет меньше или совсем не будет. Анализ самостоятельных высказываний детей позволяет увидеть особенности сочетаний слов, их точность, выразительность, разнообразие используемой лексики. Это видно из следующих примеров.

«Утром озеро было чистое и холодное. Днем оно нагрелось. Пришли взрослые и мальчики и стали купаться и намутили воду. К вечеру она стала грязная».

«Один раз папа с дочкой пошли гулять, и начался маленький дождик. Он был свежий и теплый, как будто грибной. Девочка не испугалась дождя. Но когда начало что-то греметь, дочка позвала папу домой».

«Девочка и папа пошли в магазин. Папа зашел в магазин, а девочка осталась его ждать. Она увидела громадный дом. Подошел мальчик и говорит «Ух ты, какой большой дом!» Она говорит «Это, наверное, будет институт». Папа вышел из магазина и купил мягкий хлеб. Дома у них был другой хлеб, но он был черствый. И они не стали его есть, а стали мягкий».

«Мама принесла из магазина большую кастрюлю. Она •была глубокая. А тарелки она купила мелкие. Кастрюли были: одна маленькая, а другая большая. Мама постави­ла ее на газ, сварила щи, налила в тарелочки. Позвала папу и брата, и они стали обедать».

«У нас в детском саду на празднике была сценка «Лесная школа». Сценка была интересная, занимательная, веселая. А в прошлом году сценка была грустная очень. Мне понравилась больше всего сценка «Лесная школа».

Из таких текстов видно, что дети свободно используют сравнения, синонимы, антонимы разных частей речи, т.е. специальная работа над смысловой стороной слова помогает обогащению речи детей образными словами и выражениями.

Описанные выше задания способствуют уточнению понимания значения слова и формируют умение подбирать слова и точно их употреблять, что необходимо для построения связного высказывания, в котором семантика отдельного слова вступает во взаимодействие с семантической структурой всего высказывания.

Для построения связного монологического высказывания большое значение имеют произвольность, преднамеренность использования средств языка, умение избирательно пользоваться языковыми средствами, употреблять слова, словосочетания, синтаксические конструкции, которые служат наиболее точной передаче замысла говорящего.

Приведем примеры выполнения заданий и их оценку. Данная методика дает общую качественную характеристику ответов детей. При этом сначала (под цифрой «1») приводятся правильные ответы (высокий уровень), затем (2) ответы среднего уровня и, наконец (3), ответы, отнесенные к уровню ниже среднего.