ВОПРОС 73. Роль ООН в обеспечении международного мира и безопасности.

Глобальная безопасность обладает общим и всесторонним характером. Общий характер – это совместные усилия и согласие всех членов мирового сообщества участвовать в обеспечении глобальной безопасности. Понятие «всесторонний характер безопасности» подразумевает учёт всех кризисных ситуаций в развитии мирового сообщества и принятие решений для укрепления и стабилизации систем, обеспечивающих жизнь современной цивилизации.

Существует правовая основа глобального механизма обеспечения международной безопасности. Именно эта правовая основа осуществляет регулирующую функцию в сфере деятельности, обеспечивающей национальную безопасность стран – членов ООН. Устав ООН не только ставит цель обеспечить международный мир и безопасность, но и предусматривает создание механизма для его претворения в жизнь [2, 144].

Перед ООН неоднократно ставился вопрос разработки универсального механизма обеспечения безопасности. И, как результат, на 37-й сессии Генеральной Ассамблеи (ГА) ООН в 1982 году был выдвинут проект Манильской Декларации об урегулировании международных споров мирным путём. Декларация оставила в силе основные функции СБ и ГА и в то же время гарантировала участие Генерального секретаря в обеспечении международной безопасности. В 1988 году была принята Декларация о предотвращении споров и ситуаций, направленных против международного мира и безопасности [12, 144–169].

В политико-правовом обеспечении международного мира и безопасности главенствующая роль принадлежит основному органу ООН – Совету Безопасности. В соответствии с Уставом ООН, Совет Безопасности несёт основную ответственность за сохранение международного мира и безопасности [там же, 24]. Совет Безопасности состоит из представителей 15 государств (до 1 января 1996 года – 11). Из них 5 – постоянные члены СБ, а 10 обладают статусом непостоянных членов [там же, 33]. По Уставу ООН, в числе постоянных членов СБ – Россия (до 24 декабря 1991 года – СССР), Китай, США, Франция и Англия.

В Уставе ООН нашли своё отражение задачи и обязанности, возложенные на членов СБ в сфере сохранения международного мира и безопасности: сохранение международного мира и безопасности (статья 23), предоставление ежегодно отчётов, а в случае необходимости и специальных отчётов ГА ООН (статья 24), создание вспомогательных органов, считающихся важными для исполнения возложенных функций (статья 29), определение процедурных правил (статья 30), выдача рекомендаций для урегулирования споров (статья 33), изучение любого спора или конфликтной ситуации, способной привести к международной напряжённости (статья 34), определение степени опасности и угрозы миру (статья 39), выдача рекомендаций о принятии новых членов ГА, выдача рекомендаций при назначении Генерального секретаря ООН (статья 97), совместное с членами ГА участие при выборе членов Международного Суда (МС) [9, 37–39].

По Уставу ООН (статья 11), ГА ООН может выдать рекомендации СБ для уделения более серьёзного внимания ситуации, препятствующей международному миру и безопасности. СБ ООН принимает два вида акта: рекомендация, решение. В отличие от рекомендаций, по Уставу ООН, решения для государств-членов имеют правовой принудительный, то есть императивный характер. Опыт деятельности СБ свидетельствует, что принцип солидарности при выражении мнения по тому или иному вопросу обладает бесспорным значением [8, 68–69]. В обеспечении безопасности широко распространились решения секретаря СБ. Вдобавок к 4 резолюциям СБ по урегулированию армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта секретарь СБ принял ещё 6 резолюций. По инициативе СБ для урегулирования конфликта или спора ООН может обратиться к региональным партнёрам или органам. Генеральная Ассамблея ООН считается самым широко представленным органом, в её работе принимают участие все 191 государства-члена. В соответствии с Уставом ООН, ГА, как один из механизмов ООН, предоставляет рекомендации по обеспечению международного мира и безопасности непосредственно или косвенным путём: обсуждает и выдаёт рекомендации по любому вопросу, относящемуся к обеспечению международного мира и безопасности; обсуждает вопросы сотрудничества в области разоружения и контроля над вооружениями, сохранения мира и безопасности в отношениях между государствами; рассматривает вопросы и выдаёт рекомендации по сотрудничеству государств в сферах экономики, политики, культуры, социальной области и в защите прав человека, выявляет недостатки, способные вызвать конфликт; выдает рекомендации по урегулированию мирным путём международных конфликтов и споров; выслушивает доклады СБ и других органов ООН; осуществляет контроль за бюджетом ООН и утверждает его; выбирает непостоянных членов Экономического и Социального Совета, других органов СБ и ООН; совместно с СБ избирает судей Международного Суда и по рекомендации СБ избирает Генерального секретаря; по каждому из правовых вопросов требует консультативный доклад у Международного Суда; по рекомендации СБ осуществляет приём новых членов [12–40].

ГА ООН кроме очередных и специальных сессий проводит и чрезвычайные сессии. Специальные сессии могут быть созваны по широкому спектру вопросов. Впервые специальная сессия состоялась в 1947 году в связи с палестинским вопросом. С того периода были проведены 22 специальные сессии по актуальным вопросам безопасности. Чрезвычайные сессии созываются в связи со следующими случаями: при угрозе миру, при нарушении мира, при актах агрессии и при трудноразрешимом международном конфликте. Впервые Чрезвычайная сессия была созвана в 1956 году в связи с событиями вокруг Суэцкого канала. До сего времени состоялось всего 10 таких сессий [10, 117].

Если Совет Безопасности убедится в обострении положения, то тогда используется оружие и применяются тяжёлые санкции. К санкциям относятся: полное или частичное прекращение экономических отношений; прекращение железнодорожной, морской, воздушной, почтовой, телеграфной, радио- и других связей, а также разрыв дипломатических отношений. СБ неоднократно использовал санкции невоенного характера против Южной Родезии (1966, 1968 годы), ЮАР (1977), Ирака (1990), Югославии (1991), Ливии (1992), Сомали (1992), Гаити (1993), Анголы (1993), Руанды (1994), Либерии (1995), Ирака (2003). Санкции не ограничиваются лишь доставкой вооружений в страну или наложением эмбарго, могут применяться и финансовые санкции.

Использование военной силы нашло своё отражение в статье 42. В этой статье указывается, что если СБ убеждается в недостаточности средств, предусмотренных в статье 41, то может задействовать сухопутные, морские и воздушные войска. Операции по обеспечению мира носят миротворческий характер. Привлечённый к этому военный персонал действует для улучшения положения в зоне конфликта. Для их деятельности характерны следующие принципы: для использования военного персонала необходимо чёткое согласие обеих сторон; точное формирование мандата СБ на операцию; осуществление СБ общего руководства операцией; определение полномочий Генерального секретаря ООН в проведении военной операции и контроле над ней; определение ограничений при действиях вооружённых сил и использование их лишь для оборонительных целей; полные нейтралитет и беспристрастность, участвующих в операции сил. Для защиты международного мира и безопасности ООН может проводить операции в любых странах и в следующих случаях: во время гражданской войны (Ливан), во время распада существующего государства (Югославия), при возникновении хаоса (Сомали), при проведении операции по установлению мира силовым путём (Кувейт) [12, 291].

Операции по обеспечению мира разработаны со стороны ООН и продолжаются в настоящее время. Существуют два вида подобных операций: 1) миссия военных наблюдателей, состоящая из «голубых беретов» – невооружённых офицеров (впервые такой орган был использован в 1948 году для контроля за выполнением условий мира в палестинском вопросе): 2) оснащённые лёгким стрелковым оружием национальные военные соединения - «голубые каски», проводящие операции по обеспечению мира (первая такая операция проводилась в 1956 году на Ближнем Востоке). До 2003 года до 50 раз осуществлялись оба вида операций [7, 64].

Глобальная теория обеспечения всесторонней международной безопасности нашла своё отражение в Декларациях ГА ООН: «О создании всесторонней системы международного мира и безопасности» с 5 декабря 1986 года по 7 декабря 1987 года и «Подход к укреплению всестороннего международного мира и безопасности в соответствии с Уставом ООН» с 7 декабря 1988 года. Важность этой теории заключается в том, что в системе международных отношений появился орган, способный установить прочный, безопасный мир, свободный от насилия. Всесторонняя международная безопасность рассматривает взаимосвязь и взаимозависимость самых различных аспектов: политика, культура, экономика, наука, экология, гуманитарная и военная сферы, информация, торговля, финансы и т. д. Такой комплексный подход требует укрепления и развития всей системы международных отношений. Социальная значимость этого органа состоит в том, что для обеспечения международного мира и безопасности он восстанавливает и развивает мирные отношения между всеми государствами [3, с. 145–146].