Лекция 5-6
Тема 3.2. Международные системы стандартов в области охраны окружающей среды
3.2.1. Международная система стандартов экоменеджмента и экоаудита EMAS
В практике современного экологического менеджмента ведущую роль играют две системы международных стандартов: принятая в Евросоюзе Схема экологического менеджмента и аудита — EMAS (Eco-Manage-ment and Audit Scheme)и система международных стандартов ISO 14000.Их краткий сравнительный анализ показан в таблице
Стандарт ЕМAS впервые был опубликован Европейской комиссией в 1993 г. как предназначенный для стран Европейского Союза, Норвегии и Исландии. Официальное разрешение для подключения к данной схеме компаниям этих стран было предоставлено с 1995 г. Первоначально этот стандарт предназначался для предприятий промышленности. Однако позже в странах Евросоюза стали предприниматься попытки его применения в общественном секторе, а также в сельском и лесном хозяйствах. Стандарт ЕМAS расценивается специалистами как более жесткий и формализованный в сравнении с ISO 14000 относительно соблюдения предписываемых им требований, в том числе в части составления первичного экологического обзора, процедуры аудита и т.д. Эти обстоятельства рассматриваются как снижающие его конкурентоспособность и привлекательность.
В последующем в результате обобщения и анализа опыта применения стандарта EMAS была принята уточненная версия стандартов EMAS (апрель 2001 г.). Эта версия стандартов стала открытой для подключения непромышленных организаций, в ней более полно учтены особенности малых и средних предприятий, а также предусмотрены выгоды в области экологического регулирования для предприятий, получивших сертификат соответствия.
В основе EMAS лежит принцип компенсации экономического ущерба ОПС за счет виновного в нанесении этого ущерба. Организации берут на себя ответственность за охрану окружающей среды и стремятся к непрерывному улучшению этой деятельности [ст. 1 Предписания ЕС «Об экологическом аудите»]. Членство в европейской системе стандартов предполагает реализацию и прохождение предприятием следующих этапов:
1. Первичная экологическая проверка. Проведение первой экологической проверки имеет целью сбор и документацию необходимых производственных данных относительно воздействия на окружающую природную среду (потребление сырья и энергии, учет выбросов, отходов, шумового загрязнения), регистрируемых в экологическом балансе предприятия, а также базисной информации об экологической организации и целях предприятия. Далее оценивается степень отрицательного воздействия на природную среду и идентифицируются связанные с этим узкие места предприятия.
2. Экологическая политика. Формулируются качественные и количественные цели экологической политики предприятия и устанавливаются конкретные мероприятия, относящиеся к выполнению этих целей.
3. Построение системы экологического менеджмента. Предписание о EMAS требует эффективной организации производственной ООС или проверки эффективности существующего уже экологического менеджмента. Сюда относится и формирование наглядности производственного процесса, т.е. оценка выполнения требований законодательства и условий, необходимых для достижения поставленных целей (например, описание задач, ответственности и компетенций, обязательность ведения соответствующей документации и т.д.).
4. Производственная экологическая проверка (именуемая также внутренним экологическим аудитом предприятия). Регулярная проверка экологических данных, достижения целей и выполнения экологических программ, приемлемость организации экологического менеджмента, как и технического оборудования для охраны окружающей среды, осуществляются в рамках внутрипроизводственной экологической проверки. Последняя может проводиться как внутренними, так и внешними проверяющими (экологическими аудиторами). При этом происходит оценка степени интеграции системы эко-менеджмента в производственный процесс.
5. Экологическая декларация. EMAS-предписание требует от предприятия публикации экологической декларации (заявления), в которой должны быть предоставлены все необходимые данные, результаты и цели предприятия. Информация, относящаяся к коммерческой тайне, может не предоставляться.
6. Экологическая экспертиза. Все рассмотренные выше процессы от 1 до 4 и проект экологической декларации должны быть проверены и подтверждены внешними независимыми экологическими экспертами (службами).
7. Подтверждение членства в системе европейского экоаудита. Предприятия, выполняющие требования EMAS-предписания и имеющие разрешение на добровольное участие в системе, получают право на использование факта участия в системе европейского экоаудита в рекламных целях и связях с общественностью.
Образованная в результате реализации данных этапов система экологического менеджмента, преследуя цель улучшения производственных показателей, является инструментом систематического, периодического и объективного учета экологических показателей определенной производственной деятельности с соблюдением экологического законодательства и самостоятельно установленных в рамках экологической политики целей.
Таблица
Основные стандартные системы экоменеджмента и экоаудита
Признак | EMAS | ISO 14001 |
Год введения | 1993/1995 | |
Масштаб действия | Европейский Союз | Весь мир |
Отрасли | Любые (с апреля 2001 г.) | Любые |
Предмет исследования | Место предприятия | Предприятие и его организация |
Обязательность публикации | Экологическая декларация | Экологическая политика |
Анализ практического опыта применения EMAS
Разработка и внедрение стандартизированных систем КЭМ (корпорационный экологический менеджмент) преследовала следующие цели:
- гарантированное обеспечение высоких экологических параметров продукции, производственных процессов и оказываемых предприятием услуг;
- повышение качества жизни, уровня безопасности и охрана здоровья персонала предприятия и потребителей его продукции, ООС;
- повышение эффективности использования материальных, сырьевых и человеческих ресурсов в процессе производства, в области логистики и потребления;
- укрепление взаимодействия предприятия с разнообразными стейк-холдерами.
На этой основе должно обеспечиваться достижение компанией как высоких природоохранных целей, так и повышение ее конкурентных позиций и укрепление доверия со стороны покупателей, органов власти и управления, местного населения, неформальных организаций, СМИ и т.д. Данный комплексный результат имеет, как уже подчеркивалось, наименование двойного (экологического и экономического) выигрыша.
Однако на практике далеко не все из поставленных и перечисленных выше целей были достигнуты. К числу выявившихся проблем, относятся следующие:
- природоохранные результаты компаний − членов схемы EMAS не отличались существенно в лучшую сторону от компаний, не участвующих в этой стандартной схеме;
- требования стандарта EMAS были оценены как чрезмерно жесткие, а сама процедура оценки соответствия им − как излишне бюрократизированная;
- эффективность мер по разработке и внедрению стандартизированных схем экологического менеджмента оказалась ниже в сравнении с ISO 14000.
3.2.2. Система стандартов ИСО 14000
Типичные положения этих стандартов состоят в том, что в организации должны быть введены и соблюдаться определенные процедуры, подготовлены соответствующие документы и назначен ответственный за определенную область. Основной документ серии − ISO 14001 не содержит никаких «абсолютных» требований к воздействию организации на окружающую среду за исключением того, что организация в специальном документе должна объявить о своем стремлении соответствовать национальным стандартам.
Такой характер стандартов обусловлен, с одной стороны, тем, что ISO 14000 как международные стандарты не должны вторгаться в сферу действий национальных нормативов. С другой стороны, предшественником ISO являются «организационные» подходы к качеству продукции (например, концепция «глобального управления качеством» — total quality management), согласно которым ключом к достижению качества является выстраивание надлежащей организационной структуры и распределение ответственности за качество продукции.
Предполагается, что система стандартов будет обеспечивать уменьшение неблагоприятных воздействий на окружающую среду на трех уровнях:
-организационный − через улучшение экологического «поведения» корпораций;
-национальный − через создание существенного дополнения к национальной нормативной базе и компонента государственной экологической политики;
-международный − через улучшение условий международной торговли.
Философия стандарта ISO 14000 − «через организацию высокого уровня качества собственного производства и вовлечение в этот круг все большего числа партнеров повышать качество жизни общества в целом».
Отличительной чертой ISO 14000 служит то, что он является не техническим стандартом, а стандартом процесса конкретно сформированной в организации системы управления охраной окружающей среды. Включенные в стандарт руководящие указания применимы к любой организации, независимо от ее масштаба, типа и уровня подготовленности, которая заинтересована в том, чтобы создать, внедрить и/или улучшить систему управления ООС. Организация обладает свободой и гибкостью в определении своих пределов и может внедрить этот стандарт в рамках всей организации, либо ее отдельной функциональной единицы, либо отдельных видов деятельности. Если стандарт внедряется для отдельной функциональной единицы (отдельного вида деятельности), политика и процедуры, разработанные другими частями организации, могут использоваться для выполнения требований этого стандарта при условии, что они применимы к данной отдельной функциональной единице (виду деятельности), на которые будет распространяться стандарт. Уровень детализации и сложности системы управления ООС, объем документации и выделяемые ресурсы будут зависеть от масштаба организации и характера ее деятельности. Это верно и для малых и средних предприятий.
Наличие сертификата ISO 14000 сейчас становится таким же необходимым условием для предприятий экспортеров, как раньше сертификат ISO 9000. Особенно важно, когда экспортируемая продукция является сырьем для производств, расположенных в странах-получателях экспорта: это минеральные удобрения как сырье для сельского хозяйства, нефтепродукты как сырье для производства упаковок, посуды, других предметов, непосредственно используемых человеком и т. д.
Центральным документом стандарта ISO 14000 является ISO 14001 — «Спецификация (требования) и руководство по использованию систем экологического менеджмента». Соответствие систем экологического менеджмента организации всем требованиям данного стандарта подлежит оценке и подтверждению посредством специальной процедуры сертификации. Этим предполагается, что соответствие или несоответствие данным требованиям документов, подготовленных конкретной организацией, может быть установлено с высокой степенью определенности. Все остальные стандарты серии ISO 14000 имеют рекомендательный характер и в этом смысле рассматриваются как вспомогательные. Структура стандартов серии ISO 14000 представлена в таблице.
Таблица
Структура стандартов серии ISO 14000
Номер стандарта серии ISO 14000 | Наименование стандарта (в соответствии с официальным русским переводом) | Примечания и пояснения |
ISO 14001 | Системы управления ООС. Требования и руководство по применению | Требования выражены посредством спецификаций (раздел 4) |
ISO 14004 | Системы управления ООС. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования | Содержит базисные сведения, полезные при разработке и внедрении систем управления ООС |
ISO 14010 | Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы | Рекомендательный стандарт. Представлена общая характеристика экоаудита, особо интересная для впервые внедряющих его компаний |
ISO 14011 | Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления ООС | Рекомендательный стандарт, содержащий полезный «шаблон» для углубленного изучения имеющейся и развивающейся практики экоаудита |
ISO 14012 | Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии | Рекомендательный стандарт профессиональных требований по экоаудиту, содержащий его широкую характеристику, включая необходимые критерии |
ISO 14015 | Руководящие указания по экологической оценке мест размещения предприятия и его имущества | Содержит базисные сведения, полезные для разработки первичного экологического обзора |
ISO 14020-14025 | Экологические маркировка и декларации | Полезен компаниям, участвующим в схемах экологической маркировки, как и при подготовке декларации экологической безопасности продукции или услуг |
ISO 14031 | Руководящие указания по управлению ООС. Оценка результативности | Полезен для объективного измерения и выражения целей, задач и результатов функционирования системы КЭМ, посредством разработки специальных индикаторов |
ISO 14040-14043 | Управление ООС. Оценка жизненного цикла | Определяет методологию «оценки жизненного цикла», требуемую стандартом ISO 14001. Позволяет оценить экологические воздействия, связанные с продукцией организации |
ISO 14050 | Управление ООС. Словарь | Обеспечивает единообразное употребление основных терминов. Особенно полезен в случае управления многопрофильными операциями |
Взаимосвязь между основными пятью элементами (ступенями) системы КЭМ в соответствии со стандартами серии ISO 14000 представлена на рисунке. Данный стандарт содержит требования к системе, основанные на динамическом циклическом процессе «планирование, внедрение, контроль и анализ».
Рис.Взаимосвязь элементов системы КЭМ в рамках стандарта серии ISO 14000
Стандарты ISO 14000 являются «добровольными». Они не заменяют законодательных требований, а обеспечивают систему определения того, каким образом компания влияет на окружающую среду и как выполняются требования законодательства.
Предполагается, что создание такой системы дает организации эффективный инструмент, с помощью которого она может управлять всей совокупностью своих воздействий на окружающую среду и приводить свою деятельность в соответствие с разнообразными требованиями.
По замыслу ISO, система сертификации должна создаваться на национальном уровне. Судя по опыту таких стран, как Канада, ведущую роль в процессе создания национальной инфраструктуры сертификации играют национальные агентства по стандартизации (для России это Госстандарт), а также Торгово-промышленные палаты, союзы предпринимателей и т. д. Ожидается, что стандартный процесс регистрации будет занимать от 12 до 18 месяцев, примерно столько же времени, сколько занимает внедрение на предприятии системы экологического менеджмента. Поскольку требования ISO 14000 во многом пересекаются с ISO 9000, возможна облегченная сертификация предприятии, которые уже имеют ISO 9000. В дальнейшем предполагается возможность «двойной» сертификации для уменьшения общей стоимости. «Сертификация в рамках ISO 9000 − это 70% работы по сертификации в рамках ISO 14000».
Подготовку к экологической сертификации так же, как и к сертификации систем качества значительно эффективнее и дешевле проводить силами самого предприятия. Обладатели сертификата аудитора могут участвовать в аудиторских проверках при проведении сертификации российских предприятий на международный сертификат ISO 14000, проводимых пока исключительно зарубежными сертификационными органами (поскольку Россия еще не принята в IQNet) и поэтому очень дорогими.
IQNet является международной сетью сертификационных органов. Члены ее − организации, проводящие сертификацию предприятий на соответствие их систем управления качеством международным стандартам ISO 9000 или 14000, выдают единый международный сертификат с логотипом IQNet.
Сертификат IQNet для предприятия может быть получен при проведении совместных сертификационных работ с органами, входящими в сеть IQNet.
Необходимо отметить, что сертификат менеджера дает возможность вести работы только внутри предприятия и не позволяет быть членом международной команды аудиторов.
Наряду с IQNet существует IAF − международная сеть национальных аккредитационных органов, которые проводят аккредитацию сертификационных органов в своих странах. Сертификаты на системы качества, выдаваемые сертификационными органами, аккредитованными национальными аккредитационными органами-членами IAF, все разные, но между членами IAF существует договор о взаимном признании этих сертификатов. В России, например, известен отечественный орган по сертификации − Центросерт, имеющий право выдавать немецкий сертификат TGA по ISO 9000, так как он получил аккредитацию немецкого аккредитационного совета DAR, являющегося членом сети IAF.
Наличие собственных аудиторов с признаваемыми IQNet документами позволит предприятию сэкономить не только большие деньги, но и время, являющееся не менее важным фактором в борьбе за рынки экспорта.
Ситуация в России. Получение сертификации в системе ISO 14000 может оказаться необходимым для российских предприятий, работающих или планирующих сбыт продукции на внешних рынках. Поскольку в настоящий момент национальная инфраструктура сертификации находится на начальной стадии развития, то такие предприятия склонны приглашать иностранных аудиторов. Помимо дороговизны предоставляемых услуг зарубежные аудиторы зачастую незнакомы с требованиями российского экологического законодательства.
Поэтому в ближайшем будущем представляется целесообразным предпринять следующие шаги:
- популяризация ISO 14000, в том числе через публикацию русскоязычного текста стандартов;
- популяризация основных принципов экологического аудита промышленных предприятий;
- подготовка специалистов-аудиторов;
- развитие нормативной базы по экологическому аудиту;
- внедрение национальной системы экологической сертификации и маркировки продукции, а в качестве первого шага − официальное признание определенных систем экологической маркировки импортной продукции.
Сертификация систем управления качеством предприятий на соответствие международным стандартам ISO 9000 или 14000, особенно относящихся к оборонной, химической, нефтехимической, машиностроительной и пищевой отраслям, сегодня стала необходимым условием для экспорта продукции, участия в совместных с зарубежными партнерами проектах, получения государственных заказов.
В настоящее время на территории Российской Федерации действует система ГОСТов, регламентирующих внедрение и функционирование системы управления окружающей средой − ГОСТ Р ИСО 14000, где и прописаны все принципы экологического менеджмента. Например, в ГОСТе Р ИСО 14001 приведено руководство по использованию систем экологического менеджмента; ГОСТ Р ИСО 14004 представляет собой общее руководство по принципам, системам и методам систем экологического менеджмента; используя ГОСТ Р ИСО 14014 можно определить «начальный уровень» экологической эффективности предприятия; ГОСТы Р ИСО 14010, 14011, 14012 дают представление об экологическом аудите и рекомендации по его проведению; в ГОСТе Р ИСО 14020 описаны принципы экологической маркировки продукции, а в ГОСТе Р ИСО 14040 приводится методология оценки ее «жизненного цикла».
Эта система, в отличие от большинства действующих в области охраны окружающей среды стандартов, направлена не на количественные показатели и не на изменение в технологии производства (хотя и не исключает их), а на управленческий потенциал организации.
Система экологического менеджмента дает организации возможность структурировать, связывать воедино процессы, направленные на достижение последовательного улучшения, желаемая степень которого определяется самой организацией в зависимости от текущей ситуации.
Таким образом, следование стандартам ISO 14000 предполагает снижение неблагоприятного воздействия на окружающую среду и преследует следующие цели:
1. Улучшить показатели воздействия отдельных хозяйствующих субъектов на окружающую среду;
2. Создать дополнение к существующей нормативной национальной базе и определить национальную экологическую политику;
3. Улучшить условия международной торговли и повысить конкурентоспособность.
3.2.3. Требования стандартов ИСО 14000
В соответствии со стандартом ISO 14001, организация должна:
а) определить экологическую политику, подходящую для нее самой;
б) идентифицировать экологические аспекты, вытекающие из ее прошлых, настоящих и планируемых видов деятельности, продукции или услуг, с тем чтобы определить существенные воздействия на окружающую природную среду;
в) идентифицировать соответствующие требования законодательных актов и регламентные требования; г) идентифицировать приоритеты и установить соответствующие целевые и плановые экологические показатели;
д) разработать организационную схему и программу(ы) для реализации политики и достижения целевых и плановых экологических показателей;
е) способствовать планированию, контролю, мониторингу, корректирующим действиям, аудиту и анализу, с тем чтобы обеспечить как соответствие системы управления ОПС установленной политике, так и ее поддержание на надлежащем уровне;
ж) обладать способностью адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам.