ЛЕКЦИЯ РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ ПО ПРАВОВЫМ ДИСЦИПЛИНАМ

Ролевая игра – это моделирование ситу­ации, в которой участникам предлагается принять определенную позицию (роль) и затем выработать способ, который позволит привести эту ситуацию к достойно­му завершению (игра)

Ролевые игры наиболее эффективны как средство приобретения и совершенствования навыков непосредственного меж­личностного общения. Хотелось бы отметить высокую эффективность ролевых игр в контексте изменения установок участников образовательного процесса.

К примерам ситуаций, при которых целесообразно использовать ро­левые игры относятся:

1. - необходимость получить или совершенствовать навыки эффек­тивной коммуникации и межличностного взаимодействия. Напри­мер, ситуации ведения переговоров, проведения аттестации и дис­циплинарных бесед, беседы при приеме на работу.

2. - необходимость изменить отношение к роли и действиям других людей. Участники могут согласить­ся и принять мнение другого человека или группы, если их попро­сить сыграть роль этого человека или члена этой группы.

3. - необходимость активно вовлечь учащихся в процесс обучения.

Применение ролевых игр в учебном процессе также позволяет участникам получать объективную оценку своих действий от коллег и от преподавателя. Ролевые игры служат своего рода зеркалом для участников и дают им возможность увидеть себя со стороны, такими, какими их видят окружающие. Это стимулирует учащихся анализировать свое собственное поведение и прислушиваться к мнениям окружающих, дает навыки оценки по­зиций и потребностей других людей. Кроме того, сразу же наглядно демонстрируется польза от изменения поведения или отношений и, таким образом, формируется мотивация к таким изменениям.

Для преподавателя ролевые игры являются хорошим способом активного и интенсивного во­влечения учащихся в процесс обучения. Обобщая точки зрения различных авторов (Д. Ли, Д. Турнера, М. ван Метса, А.М. Гуревич) на преимущества ролевых игр, следует особо выделить следующие:

· активизация участников;

· практическая направленность;

· изменение установок;

· возможность ярко, живо и непосредственно представить учебный материал;

· обеспечение оперативной обратной связи участникам ролевой игры;

· наглядная демонстрация применения полученных в ходе обучения знаний, умений и навыков.

В дополнение к этому, ролевая игра является одним из наиболее эффективных способов развития сенситивности, пове­денческой гибкости будущего специалиста. Как метко выразился один из основателей теории ролей, автор терапевтических методов психодрамы Морено: «Если вы можете играть роль, и развить эту роль, и прекратить играние роли по желанию – вы постепенно научитесь, как сделать так, чтобы не быть одержимым этой ролью».

Модификации ролевых игр и их краткая характеристика:

· демонстрационные ролевые игры (эффективны на этапе ознакомления с ролевыми играми, для объяснения нормативного поведения);

· ролевые игры для всей группы (повышают чувство безопасности, эффективны на начальном этапе);

· обмен ролями (способствует повышению эмпатии, изменению установок);

· спонтанные ролевые игры (сценарий игры придумывают сами участники).

Демонстрационная ролевая игра. Преподаватель пользуется заранее составленным сценарием. В самой простой своей форме демонстрационная ролевая игра пред­ставляет собой образец поведения для подражания. Она демонстри­рует «правильную реакцию» на конкретную ситуацию, и при последующей практике с использованием различных ситуаций участники стремятся достичь таких же хороших результатов, как и в демонстра­ционной игре. Очевидный недостаток этого метода в том, что, пред­лагая всего лишь одну модель поведения, можно создать впечатление, что эта модель единственно правильная для конкретной ситуации. Но демонстрационные игры могут очень пригодиться на этапе ознаком­ления с ролевыми играми. С особым успехом они используются для объяснения нормативного поведения, так как дают возможность об­судить его эффективность. Пример: «Беседа при приеме на работу».

 

Контрольные вопросы

1) Раскройте цели и задачи ролевой игры как интерактивной формы проведения занятия по правовым дисциплинам.

2) Дате определение методу ролевых игр и выделите , особенности данной формы.

3) Охарактеризуйте принципы подготовки и проведения ролевой игры.

4) Дайте характеристику алгоритму проведения занятия в форме ролевой игры. Назовите достоинства и недостатки ролевой игры как формы организации и проведения занятия.