Социологическое исследование: понятие, виды, этапы

Одним из основных способов развития социологического знания яв

ляется социологическое исследование. Сам термин «социологичес

Кое исследование» был введен в научный оборот французским со

Циологом Э. Дюркгеймом в работе «Самоубийство» (1897). С тех пор,

получив широкое развитие, социологические исследования превра

ТИлись в фундамент социологического знания и особый способ по

Знания.

Как уже говорилось, социология включает в свой предмет обшую

Теорию, отраслевые и специальные социологические теории (теории

Среднего уровня), имеющие более узкую предметную область по срав

Кению с общей теорией, и еще более специализированные эмпириче

11.

 

Раздел 3. Методика социологического исследования массовой КОММУНИкации

-----------..

ские исследования частных социальных проблем, нуждающихся 8 практическом решении.

В наиболее общем виде с о Ц и о л о г и ч е с к о е и с с л е Д о в а н 11 е определяется как система логически последовательных меТОДОЛОГI1ческих, методических и организационно-технических процедур, позволяющих получить достоверные данные об изучаемом явлении 11Л»процессе для их дальнейшего использования в практике социалЬногоуправления.

Методология социологического исследования - составная часть 11 особая область социологического познания, которая имеет своим содержанием совокупность принципов и способов организации и оценки теоретического и эмпирического социологического знания, СИСТему норм и правил про ведения социологических исследований.

В отличие от методологии, методы и процедуры исследования это система формализованных правил сбора, обработки и анализа до- I ступной информации.

Процедура социологического исследования - наиболее общее, собирательное понятие, относимое к системе приемов сбора и обработкисоциологической информации. Процедурой называют последовательность всех познавательных и организационных действий, способорганизации исследования.

Методом социологического исследования называется основной

способ сбора, обработки и анализа данных.

Методика социологического исследования - это сумма частных приемов, позволяющих применить тот или иной метод к данной предметнойобласти для накопления и систематизации эмпирического материала.

Техника социологического исследования - совокупность специальных приемов, целью которых является наиболее эффективное использование того или иного метода. Например: метод - анкетирование; ме

тодика - анкетный лист вместе с инструкцией анкетеру; техника способы формулировки вопросов в анкете.

В социологии используется ряд методов, методик и процедур, ко

торые уже применялись в других науках, но в социологии приобрели свою специфику. Это опрос, анализ документов, эксперименТ, шкалирование, социальное моделирование, методы социометриИ, системный, генетический и исторический анализ, описание, типо

. логизация.

Для исследования социальных явлений и процессов, имеюIIJИ)( массовый характер, используются количественные И качественные методы - экспертного оценивания, шкалирования, тестовые проuедуры, статистические и математические методы.

т

Глава 8. организация, подготовка и проведение эмпирического... исследования

~

I1роведение социологического исследования - слоЖНЫЙ и много

э;аI1ныIй процесс. Некоторые специалистЫ выделяюТ в нем две ста

j1i1i1: I10дготовительную и собственнО исследовательскую.

отечественный социолог А.г. Здравомыслов считает, что в любом ис

cJlедованИИ можно выделить пять этапов исследовательской процедурЫ:

1) составление про граммы исследования;

2) определение объекта и единиц наблюдения;

3) разработка средств сбора материала - методиК исследования;

4) сбор материала;

5) аналиЗ материала и его обобшение.

В социологической литературе встречаются и другие схемЫ прове

j1еНИЯ социологического исследования. Многие социолоГИ выделяют

четыре последовательных взаимосвязанных этапа:

1) подготовка исследования;

2) сбор первичной социологической информации;

3) подготовка собранной информации к обработке и обработка на

электронно-вычислительной машине;

4) анализ обработанной информациИ, подготовка отчета по итогам

исследованиЯ, формулировка выводов.

Виды социологического исследования

в зависимостИ от целей прикладных исследований они подразделя

ются на разведывательные, описательные и аналитические.

Разведывательное (пилотажное) исследование используется в качестве

предварительного этапа масштабных исследований. Оно охватывает не

большие обследуемые совокупности и основывается на упрошенной про-.

грамме и методике. РазновИдНОСТЬЮ разведывательного исследования яв

ляется экспресс-опрос (так называемый зондаж общественного мнения).

Описательное исследование применяется в случае изучения больШОЙ

общности людей, отличающиХСЯ разнообразными характеристиками.

ТаКое исследование про водитсЯ по достаточно разработанной про

грамме и на базе методически апробированного инструментария.

Аналитическое исследование - самЫЙ глубокий вид соuиологичес

Кого анализа, ставящИЙ своей uелью кроме описанИЯ изучаемого яв

Ления еще и выявление причин, лежашИХ в его основе.

Исходя из частоТЫ проводимых исследований, разделяют точеч

НЫе и повторные их виды:

. точечное (разовое) исследование дает информацию о состоянии

объекта анализа, о количественных характеристиках явления или про

цесса в момент его изучения;

 

~

Раздел 3. МеТодика социологического исследования массовой КОММУНИlCац!!!!

--------------------------------------------------------------------------------------- :.:.:

. повторное исследование, проведенное последовательно через оп

ределеННые промежутки времени на Основе единой ПРограммы и ifli

струментария, дает представление о динамике Изучаемого объекта.

Панельное исследование - особый вид Повторного. ОНО преДУСAfат

ривает неоднократное Изучение Одной и той же ГРУППЫ лиц через оп

ределеНные промежутки времени.

Выбор того или иного вида социологического исследования зави

сит от его цели (практической ИЛИ научной), особенностей явления

,

Которое предстоит изучить, практических навыков социолога, знаний

методики и техники.

Программа и план социологического исследования

Проведение социологического исследования требует тщательной

подгоТовки. На этапе подготовительной работы создаются его Про

грамма и рабочий план.

Программа СОЦИОЛогического ИСследования - это ИЗЛожение Теоре

Тико-меТОДологических предпосьток общей концепции в СОответствии

с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования

с указанием правил процедуры, а таКЖе ЛОгической последовательности

операций для проверки ГИПОТез.

В программе формулируются проблемы исследования, определяют

ся его предмет и цели, Осуществляется выбор переменных, интерпретируются ОСНовные понятия. От научного Уровня разработки про граммы

во многом зависят эффективность СОЦИологического исследования,

значимость его теоретических и праКТических реЗультатов. В социоло

гическом исследовании она ВЫПОлняет слеДУЮщие функции:

. методологическую - Позволяет определить научную проблему,

цели, задачи и принципы исследования;

. методическую - представляет логический план Исследования;

. организационную - обеспечивает разработку четкой системЫ

разделения труда, что облегчает Контроль за Последовательностью

Проведения ОСновных этапов исследования.

Программа социологического исследования состоит из двух разде

лов - методологического и методико-процедурного.

Методологический раздел про граммы ВКЛючает:

1) формулировку проблемы, определение цели и постановку зада

чи исследования;

2) определение объекта и предмета исследования;

3) интерпретацию ОСНовных понятий;

4) предварительный СИстемный анализ объекта исследования;

Глава 8. Организация, подготовка и проведение эмпирического... исследования

~

5) формулировку рабочих гипотез.

состав методического:

1) принципиальный (стратегический) план исследования; 2) определение обследуемой совокупности;

3) набросок основных процедур сбора и анализа первичных данных.

Разработка программы социологического исследования начинает

ся с формулировки проблемной ситуации как некоторого противореЧИЯ между осознанием научно-познавательной или практической потребности и незнанием способов ее удовлетворения. Соответственноосновная цель исследования определяется как теоретико-прикладная(поиск типового решения проблемы с последующим его приложениеМ к практике ) или прикладная (связанная с практическим регулированием определенных социальных процессов).

В соответствии с целью исследования формулируются более частные задачи. Задача социологического исследования - это совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы. В исследованиях, ориентированных на решение

теоретических научных проблем, основными будут теоретические задачи, а в прикладных - практические. Основные задачи исследованияотвечают его цели, дополнительные ставятся для подготовки будущегоисследования, решения некоторых методических задач и т.д.

Сформулировав проблему, определив цели и задачи исследования, необходимо уточнить его объект и предмет. В исследовании теорети

Ко-прикладного характера сначала уточняется его предмет, а затем реальные объекты, изучение которых позволяет найти типовое реше

ние проблемы; в прикладном исследовании уточняется предмет анализа заранее определенного объекта исследования.

Обйект социологического исследования - это явление или процесс, носитель социальной проблемы (область социальной действительности, деятельность людей, люди). Требования к объекту:

. четкие обозначения явления по следующим параметрам - профессиональная (отраслевая) принадлежность, пространственная

Ограниченность, функциональная направленность;

. определенная временная ограниченность;

. Возможность его количественных измерений.

Предмет социологического исследования - это стороны и свойстВа объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемуюГIРОблему и подлежат изучению. Правильный выбор предмета социоЛОГИческого исследования определяется четкой постановкой проблеA{bI, формулировкой цели и задач исследования и системным аналиЗОА{ объекта.

 

Раздел 3. Методика социологического исследования массовой КОММУникаЦИI1

---

Значительное место в программе социологического исследовщ-!И

v Я

занимает рассмотрение основных понятии, в которых ОПИСывается

социальная проблема. Поиск эмпирических значений понятия назы вают его эмпирической интерпретацией, а определение этого понятиячерез указание правил фиксирования соответствующих ЭМПИРИЧеских признаков - операциональным определением.

Эмпирически интерпретировать понятие - значит найти такой индикатор (показатель), который отражал бы какую-то важную часть содержания этого понятия и который можно бьшо бы измерить.

Процедура операционализации продолжает и детализирует ИНтерпретацию основного понятия. Детализация заключается в раСЧЛеНении ранее выделенных составляющих основного понятия на элементы. Получаемые при этом еще более простые понятия называютсяоперациональными понятиями.

Процесс логического анализа основного понятия в социологичес

ком исследовании состоит из двух этапов:

1) определение главных сторон предмета исследования путем ИНтерпретации такого понятия, которое наиболее полно выражает егосущность;

2) выявление совокупности операциональных понятий, на кото

рые раскладывается основное понятие.

Параллельно с интерпретацией основных понятий осуществляется предварительный системный анализ объекта, Т.е. систематизация имеющихся сведений в данной предметной области применительно к данному объекту.

Цель предварительного системного анализа - построение гипотетической (концептуальной) модели объекта как системы, выявлениеего элементов и связей, что позволяет далее сформулировать общие ичастные гипотезы исследования.

Гипотеза в социологическом исследовании - это обоснованное предположение о структуре социальных объектов, характере связей между социальными явлениями и Т.д.

Гипотезы можно классифицировать:

. по степени общности предположений - гипотезы-основания и

гипотезы -следствия;

. по степени разработанности и обоснованности - первичные и

вторичные;

. по содержанию предположений о предметной области пробле

мы - описательные и объяснительные;

. с точки зрения задач исследования - основные и неосноВ

ные.

~

Глава 8. Организация, подготовка и проведение эмпирического... исследования

--

В социологии разработана система общих предпосылок и требова

r/ИЙ построения гипотез, а именно:

1) гипотеза должна отвечать исходным принципам общесоциоло

гйческоЙ теории;

2) необходимо, чтобы гипотеза не противоречила известным и

I1роверенным фактам;

3) гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили

эr.тирической интерпретации;

4) гипотеза должна быть проверяемой при данном уровне теорети

ческих знаний и практических возможностях исследования;

5) логический анализ гипотезы должен установить ее внутреннюю

непротиворечивость.

Для повышения подтверждаемости гипотезы необходимо: а) стре

миться к выдвижению возможно большего числа взаимосвязанных

гипотез; б) указать для каждой гипотезы возможно большее число эмпирических показателей входящих в нее переменных.

В соответствии с разработанными гипотезами, целями и задачами исследования в каждом конкретном случае строится собственная исследовательская стратегия - стратегический план.

Различают три варианта стратегического плана исследования: раз

ведывательный (формулятивный), описательный (аналитический) и

экспериментальный.

1. Цель разведывательного плана - уточнение проблемы и форму

лировка гипотез. Применяется в случае отсутствия ясных представле

ний об объекте исследования. Такой план предполагает три стадии

исполнения:

. тщательная работа с документами;

. проведение интервью с экспертами (специалистами) с целью по

лучения дополнительных знаний и формулировки гипотез;

. разведывательное наблюдение.

Разведывательный план необходимо отличать от пробного, или

пилотажного, исследования, которое осуществляется для проверки методик исследования.

2. Цель описательного плана - строгое описание качественно-количественных особенностей объекта. Используется тогда, когда знаНИе объекта позволяет сформулировать описательную гипотезу.

Сбор информации по описательному плану проводится на основе выборочного или монографического исследования, анкетирования, группировки.

3. Цель экспериментального плана - установление причинно-следственных связей в объекте. Его применяют при условии достаточно

 

~

Раздел 3. МеТОдика СОЦИологического исследования массовой КОММУНИlCаци

~

ВЫсоких знаний в ИЗучаемой области, что позволяет выдвинуТь объ

яснитеЛЬные ГИПотезы. Наиболее надежным методом здесь ЯВЛяетсSl

проведеНие СОциального эксперимента.

Кроме стратегического плана исследования в меТОдическую часть

программы Включается характеристика применяемых методов и При

емов сбора первичной информации (анкетного ОПроса, интервью, На

блюдения и др.), а также проект выборки (определение обследуемой

совокупности СоциалЬных объектов).

Общие меТОдические требования к Программе социологического

исследования:

1) налИчие теоретико-методологической части;

2) все положения про граммы должны быть четкими, СТРУКТУРНые

КОмпоненты ПРОдуманы в соответствии с логикой исследования и Яс

но сформулированы;

3) все звенья ПРограммы должны быть Логически последователь

ными;

4) ДОЛЖНа быть возможность внесения в ПРограмму необходимых

коррективов.

Основные процедурные мероприятия, связаННые с качественным

Проведением социологического исследования, отражает его рабочий

план.

Рабочий план Шире ПРограммы Исследования. Его задача - УПОРЯ

дочить основные этапы исследования в соответствии с программой,

календарными сроками, материальными и людскими ресурсами.

СТруктурные компоненты рабочего плана - это его этапы и раз

личные по Видам и форме научно-исследоватеЛьские и технические

процедуры и операции:

. Пилотажное Исследование - предварительная Проверка качества

методик и Процедур ОСНОвного исследования;

. Полевое Исследование - ИзучеНие объекта в естественных, «по

левых» условиях;

. ПОДГОтовка для обработки и обработка данных;

. составление отчета.

Анализ и обработка результатов социологического исслеДования

Социологическое исследование завершается анализом и обработкой

полученных данных, формулированием ЭМПИрически обоснованных

выводов и рекомендаций.

Этап анализа предстаВляет собой СООтнесение полученной инфор

мации об ИЗучаемом объекте с УЖе Имеюшимся объемом знаний о

Глава 8. Организация, подготовка и проведение эмпирического... исследования ----

неМ. Содержание и цель этапа анализа заключаются в том, чтобы объясНИТЬ смысл отдельных результатов, объединить и выделить обобщаjO!llие положения, свести их в одну систему.

Обработка данных включает:

1) редактирование и кодирование информации с целью унифика

uии и формализации информации, полученной в ходе исследования;

2) создание переменных. Собранная на основании анкет информаuия в ряде случаев прямо отвечает на вопросы исследования, поскольку они получили форму индикаторов в процесс е операционализации. Необходимо провести обратную процедуру - перевестиданные в форму, которая отвечала бы на вопросы исследования;

3) статистический анализ - самый важный этап в процессе анализа социологических данных. Выявляются статистические закономерности и зависимости, которые позволяют сделать обобщения и выводы.

Для про ведения анализа массива данных социологи используют большое число различных математических методов, позволяющих полно и всесторонне анализировать собранную информацию. В современной социологии для этой цели активно применяются компью

терные программы математико-статистической обработки данных.

Стандартные статистические методы обработки данных включены в состав электронных таблиц, таких, как Excel. Но гораздо большими возможностями обладают специализированные статистические пакеты, позволяющие применять для этого самые современные методыматематической статистики. По официальным данным Международного статистического института, число статистических программныхпродуктов приближается к тысяче. Среди них есть профессиональныестатистические пакеты, предназначенные для пользователей, хорошознакомых с методами математической статистики, и пакеты, с которыми могут работать специалисты, не имеющие глубокой математической подготовки; есть пакеты отечественные и созданные зарубежными программистами; различающиеся программными продуктамии по цене.

Среди программных средств данного типа можно вьщелить узкоспециализированные пакеты, в первую очередь статистические

Statistica, SPSS (Statistical Package [or Social Sciences), STADIA, STATGRAPHICS, которые имеют большой набор статистических Функций: факторный анализ, регрессионный анализ, кластерный анализ, многомерный анализ, критерии согласия и Т.д. Данные про[раммные продукты обычно содержат и средства для визуальной интерпретации полученных результатов: различные графики, диаграммы, представление данных на географической карте.

 

--.",..

Раздел 3. Методика социологического исследования массовой КОММУНикации

При анализе данных пользователю статистического программногопакета приходится выполнять вычисления широкого спектра статистик, передавать и преобразовывать данные ДЛЯ их анализа, а TaIOкe представлять полученные результаты в наглядном виде. Поэтому При выборе того или иного статистического пакета, для сравнения ПаКетов необходимо прежде всего обращать внимание на такие характеристики, как:

. удобство управления данными (экспорт/импорт данных, их ре

структуризация);

. статистическое разнообразие (количество статистических модулей);

. графические возможности (наличие встроенного графического

редактора, возможность показа отдельных элементов графика, экспорта графиков).

Кроме того, большое значение имеют удобство работы с пакетом, легкость его освоения (наличие встроенной системы помоши, руководства пользователя и т.д.), а также скорость произведения вычислений.

Часто социологические коллективы используют в работе не один, а несколько пакетов (ввод данных, их первичная обработка). Линейное и парное распределения выполняются, к примеру, в программеVortex, а при необходимости провести многомерный анализ данныепереносятся в SPSS или в пакет Statistica в зависимости от того, гдеинтересующие процедуры лучше прописаны.

По результатам исследования пишется отчет. В него входят программа исследования, характеристика респондентов, представление, анализ полученных данных, практические рекомендации, выводы, приложения (графики, таблицы, схемы, диаграммы).

В отчете должны быть отражены все группы проблем в соответствии с логикой научного поиска, что требует обобщения, анализа результатов. В каждой его главе необходимо стремиться выделить двечасти: 1) проблемы и результаты; 2) выводы. Для анализа результатыотдельных анкетных вопросов должны максимально обобщаться. Наконец, отчет должен быть правильно оформлен.

Для того чтобы грамотно использовать полученные социологические данные, необходимо учитывать важные методологические положения:

. характер оценки и интерпретации социологических данныХ большей частью уже предопределен на стадии концептуального оформления исследования, когда выяснились качественные характеристики изучаемого явления;

. интерпретация и логическая обработка полученных данных зависят от глубины знания исследователем объекта и предмета;

Гдава 8. Организация, подготовка и проведение эмпирического... иссдедования

. большое значение ДЛЯ интерпретациИ социологических данныХ

имееТ социальный опыт исследователЯ.

I1роведенный по правилам анализ результатов социологических

исследований позволяет эффективно использовать их в управленче

ской деятельности, планировании, прогнозировании социальных

процессов.

ВаЖНОЙ формой использования результатов исследованиЯ являет

ся их защита перед соответствующИМИ руководителями предприятий.

Еше одной - публикация материалов социологических исследований

в различных сборниках статей, научнЫХ журналах, средствах массо

воЙ информации.

ТаКИМ образом, изучение метоДИКИ и технИКИ социологического

исследования является необходимоЙ и существенной частьЮ социо

логического познания. Однако же обратим внимание на остроумное

замечание П. Бергера о том, ЧТО «В науке, как и в любви, концентра

ция на технике ведет к импотенции>}1.

Выборка в социологическом исследовании

Если социологическое исследование охватывает весь изучаемый мас

сив, оно называется сплошным, Т.е. в такоМ исследованиИ каждый эле

мент генеральной совокупности служит единицей сбора информа

ции. В тех случаях, когда объект исследования насчитывает более

500 человек, единственно правильным признается применение выбо

рочного метода.

совокупность всех возможных социальных объектов, которые

подлежат изучению в пределах программы исследования, называется

генеральной совокупностью, а часть объектоВ генеральной совокупно

сти, отобранная с помощью специальныХ приемов для получения

информации о всей совокупности, - выборочной совокупностью (вы

боркой).

Свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и

значимые элементы структуры генеральной совокупности называется

репрезентативностью.

Преимущества выборочного исследованиЯ по сравнению со

Сплошным СОСТОЯТ в том, что оно:

. позволяет сократить затраты на сбор и обработку социологичес

Кой информации;

1 См.: Бергер П. Приг~ашение в социологию. М., 1996. С. 20.

 

--т Раздел 3. МеТОдика социологического исслеДОвания массовой комм

у

н

ик

Ор

ганизация подготовка и проведение эмпирического... исследования

ации Глава. ,

----

. ПОЗВОляет добиться большей оперативности;

. имеет более широкую область применения;

. в ряде Случаев ПОЗВоляет Получить более достоверные сведенил.

Процесс выборки основан на двух Моментах: во-первых, На взаи

мосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик и

ПРИзнаков Социальных объектов; во-вторых, на правомерности выво

дов о целом на Основании изучения его части при условии, что По сво

ей СТРуктуре эта часть является МИКромоделью целого.

Единица отбора - это элемент или набор элементов, предназна

ченный для отбора на определенной ступени выборки.

Единица анализа - элемент выборочной совокупности (респон

дент), подлежащий изучению.

Переменной называется МНожество отдельных значений характери

стик элементов совокупности; параметром - суммарное ОПисаНие

переменной в данной генеральной совокупности; статистикой

СУммарное описание переменной в выборочной СОВокупности.

Основная цель выборочного метода - выбор элементов из сово

купности таким образом, чтобы распределение этих элементов в вы

борке Повторяло их распределение в совокупности. Достижению этой

цели служит наиболее распространенная вероятностная (случайная)

выборка. Ее модель связана с Понятием стаТистической вероятности,

Изучаемой во многих отраслях социальных наук (вероятность некото

рого ОЖИДаемого события есть ОТНошение Числа ОЖИДаемых событий

к числу всех возможных).

Самый легкий путь получения случайной выборки - присвоить

каждому элементу свой номер, а затем с Помощью компьютера рас

считать Случайные Числа, из которых и берется выборка (например,

каждый десятый номер в каждой случайной цепи).

Можно выбирать из генеральной совокупности по какому-то

принципу (каждая ТЫСячная фамилия из СПиска абонентов телефон

ной сети, каждый третий дом на определенной УЛице; студенты, ро

дившиеся в сентябре, и т.д.)

Преимущества случайной выборки:

. объективность и точность отбора реСПОНдентов;

. не требуется детальное знаНие изучаемой совокупности;

. ИСПользование методов математической вероятности.

Недостатки:

. СЛОжность процедуры отбора;

. затратность ресурсов.

На праКтике часто применяется метод гнездовой выборки. Он пред

полагает отбор в качестве единиц анализа не отдельных людей, а

группЫ (семьи, студенческие группы, бригады и т.д.) с последующим спЛО!llНЫМ их опросом. Гнездовая выборка будет репрезентативна (представительна) в том случае, если состав групп в максимальной степени близок по основным демографическим признакам респонденТОВ.

В некоторых случаях невозможно использование вероятностных схем отбора, описанных выше. Тогда берется целенаправленная выборка, к которой неприменимы правила теории вероятностей. Она осушествляется с помощью методов стихийной выборки, квот и основного массива.

В случае стихийной выборки невозможно предопределить структуру массива респондентов и, соответственно, трудно определитьрепрезентативность. Существует несколько разновидностей этогометода:

. так называемый отбор «первого встречного». Применим в практике обследований, проводимых средствами массовой информации. Исследователь проводит опрос лиц, которые встретились ему в месте опроса (например, на улице);

. отбор «себе подобных». Исследователь подбирает ДЛЯ опроса или

наблюдения респондентов из своего окружения (знакомые, коллеги);

. отбор «желающих участвовать». Примером может служить почтовый опрос читателей газеты или журнала. При таких опросах решениео включении в выборку принимает сам респондент.

Метод квот является распространенным способом отбора респондентов при массовых опросах общественного мнения. Его используютпри наличии до начала исследования статистических данных о контрольных признаках элементов генеральной совокупности. Все данныео том или ином контрольном признаке выступают в качестве квоты. Респонденты отбираются uеленаправленно, с соблюдением параметров квот. Число характеристик, данные о которых выбираются в качестве квот, как правило, не превышает четырех. Главная задача дляинтервьюера заключается в том, чтобы создать условия, близкие кСЛучайному отбору, с равными шансами ДЛЯ каждого элемента генеральной совокупности попасть в выборку.

Метод квот позволяет существенно сократить время и средства, затрачиваемые на опросы. К преимуществам квотной выборки относятСЯ также оперативность и малая трудоемкость.

Недостатки квотной выборки:

. требуется детальное знание изучаемой совокупности; . субъективизм интервьюера при отборе респондентов; . ограниченное время посещения респондентов;

 

-r

Раздел 3. Методика социологического исследования массовой КОММУНикации

---

. уклонение респондентов от опроса;

. не позволяет использовать методы математической веРОЯТНОСТI1

Метод основного массива применяется в разведывательных ИССЛе~ до ван иях для уточнения какого-нибудь контрольного вопроса. В Таких случаях опрашивается 50-60% потенциальных респондентов.

Все рассмотренные методы представляют собой примеры односrnупенчатой выборки. Многоступенчатая выборка осушествляется в Несколько ступеней: на первой обычно реализуется гнездовая выборка, а потом про водится случайный отбор респондентов в гнездах. МНОГоступенчатая выборка применяется в крупномасштабных исслеДОваниях, когда в генеральной совокупности насчитываются тысячи 11 миллионы единиц, размещенных на значительной территории. При построении многоступенчатой выборки используются несколько способов отбора элементов выборочной совокупности. Например, районированный (типический) отбор производится на основе распределения заданного числа отбираемых единиц измерения, Т.е. объема выборки, между так называемыми «районами» - группами элементов генеральной совокупности, выделяемыми в соответствии созначениями изучаемого в исследовании заданного «базового признака». Выделяемые таким образом слои будут внутренне однородными, но отличными друг от друга, а взятые вместе - исчерпывать всю совокупность.

В крупномасштабных многоступенчатых выборках требования к точности оценок смещаются на второй план, уступая место вопросам снижения стоимости исследования за счет выбора минимально допустимого числа единиц опроса.

Обйем выборки определяется аналитическими задачами исследования, ее репрезентативность - целевой установкой программы. Объемвыборки влияет на ошибки репрезентации: чем больше величина выборки, тем меньше возможная ошибка. Для увеличения точности вдва раза необходимо увеличить выборку в четыре раза.

Ошибка репрезентации - это различие между характеристиками генеральной и выборочной совокупности. Количество респондентов, включенных в выборочную совокупность, должно составлять 10% оТ генеральной совокупности, но не превышать 2000-2500 человек (если величина генеральной совокупности 5000 человек и более).

ДЛя пробных опросов достаточна выборочная совокупность объемом 100-250 человек. При массовых опросах, если величина генеральной совокупности составляет менее 5000 человек, достаточныЙобъем выборочной совокупности, гарантирующий достоверные результаты исследования, составляет 500 человек.

Глава 8. организация, подготовка и про ведение эмпирического... исследования

ou.eHKa надежнОСТИ результатов выборочнОГО обследованиЯ: при

оJ.l!liбке выборки до 3% - повышенная надежноСТЬ; 3-10% - обык

j-IовеlIНая; 10-20% - приближенная; 20-40% - ориентировочная;

более 40% - прикидочная.

В аналитических и экспериментальных исследованиях проблема

репрезентативности выборки является второстепенной в сравнении с

j-IеобходИМОСТЬЮ обеспечить качественное представительство изучае

мых объектов.

Качество выборки зависиТ:

. оТ меры однородности социальных объектоВ по наиболее сушест

венным характеристикам (чем более они однородны, тем меньшая

Чliсленность может обеспечить статистически достоверные выводы);

. от степени дробности группировок анализа, планируемых по за

дачам исследования;

. от целесообразного уровня надежноСТИ выводов из предприни

маемоГО исследования.

Традиционно выделяют следуюшие виды ошибок:

. случайные (случайные отклонения выборочных значений пара

метров);

. систематические (ошибки смещения);

. погрешности вычислений.

ПогрешностИ вычислений возникают при математико-статисти

ческой обработке результатов измерений. О них необходимо помнить

при оценке точностИ и надеЖНОСТИ выборочных даннЫХ и при интер

претации результатов исследования.

Случайные ошибки бывают следствием большого числа разнооб

разных факторов, учесть действие каждого из которых невозмОЖНО.

Ошибка выборки считается случайной, а выборочная совокупность

репрезентативной, еслИ отклонение не превышает в среднем 5%. Наи

более опасный вид ошибок - систематические, или ошибки смеще

ния. Такие ошибки являются результатом действий в одном направле

НИИ определенной группы причин, которую необходимо выявить.

Источниками систематических ошибок могут быть: неверные ста

ТИстические данные о параметрах контрольных признаков генераль

Ной совокупности; ошибочная модель выборки; неправильное форми

рование выборочной совокупнОСТИ; несовершенство инструментария

И ошибки в организации сбора данных; неправильная интерпретация

результатов первичНЫХ измерений И, соответственно, неправильные

Последующая обработка и анализ информации.

На правильность результатов исследования в наибольшей степени

Влияют ошибки смещения, вызванные неправильной реализацией

12 - 2802

 

-т- 179

техника социологического исследования

178 Р'щ" з. М_." '""'"""""~<O" "''''''''""' M'~,"" <ОММ",,,,,,"," г,,",9. М="",, .

~

И

К

качественным исследовани

ой информаци

модели выборки, несовершенством ИНСТрумен",рия и ор","",."" верНОСТИ полученн

. сбора данных. Систематические ошибки могут ПОЯВИТЬСЯ на ЛIoб

о

l! ДОСТО

е

п

р

именимы.

re

И

сследования взаимосвязаны и

I.! М fI И качественнь енению

этапе Исследования. Необходимо стремиться к тому, Чтобы ПО ВО

з

К

оличественные

И

Т

аком подходе к их прим

- га - только пр необхо

МОЖНости исключить СИтуации, СПОСоБСТВУК>шие их ВОЗНИКНОвс"",,, овняют друг дру .. информации. Тем не менее

КРИТнческн аналИзнровать ПолучеИиые резуль",ты, природу Расхо> ' ,оп,'Ожно получение достовернои

еет

специфические исследователь

.. .. ,. ,оЗ- бой метод им ва и не

деиии выборочных и reнеральиых совокупиОСТеИ. ''0 поМНИТЬ, что лю

б

кть!

из

уч

ения, преимущест

JI!1JV< тельные о ъе

При конструировании Модели выборкн целесообразно КОНСУль",. к,1О цели, предпочти

~ с

РОватьсв СО специалистами по маreматичеекои стаТИстике. ,,,,,,,тки.

Глава 9. Методика и техника социологического Исследования

Но знаешь ли, чем сильны мы, 6асманов?

Не ВОЙском, нет, не ПОЛьскою ПОМОГОЙ,

А мнением; да! мнением народным.

А. Пушкин

Самое ТРУДное - не заЩИщать свое мнение,

а знать его.

А. Моруа