Массовая коммуникация в информационном обществе
Бурное развитие информационных технологий привело к тому, что со второй половины 1970-х гг. они начинают играть качественно новую роль в экономической и социальной жизни индустриально развитых стран. Все более очевидным становится преобладание информационной составляющей деятельности людей над всеми другими ее формами и компонентами, информация и знания становятся основным продуктом производства и потребления.
Появление новейших технологий, формирование глобальных информационных сетей и систем открывают технические и экономические возможности объединения информационных ресурсов человеческой цивилизации и обеспечения доступа к ним любому человеку на земле. Мир стал «большой деревней», где сказанное и сделанное на одном ее краю немедленно отзывается на другом. Возникает понятие информационного общества, которое используется для описания нового общественного строя.
Отечественный ученый А.И. Ракитов предлагает разделить процесс становления информационного общества на пять стадий (информационных революций). Первую информационную революцию он связывает с появлением и распространением языка, вторую - письменности, третью - книгопечатания. Четвертая информационная революция состоит в применении электрической аппаратуры связи (телефон, телеграф, радио и телевидение) и сразу же перерастает в пятую, которая отличается применением компьютеров, баз данных, локальных и глобальных компьютерных сетей. Параллельно с информационными в обществе происходят и технологические революции, которые на пятой стадии интегрируются. Ракитов подчеркивает, что в недалеком будущем это окажет гигантское влияние на все цивилизационные и культурные процессы в глобальном масштабе.
Сейчас термин «информационное общество» занял прочное место в современном социально-политическом лексиконе. По словам руководителя кафедры информационных исследований Королевского университета в Белфасте, директора Центра информационного менеджмента У. Мартина, под информационным обществом понимается «развитое индустриальное общество», утверждающееся в Японии, США и Западной Европе, отличительными характеристиками которого являются критерии:
- технологический: ключевой фактор - информационная технология, которая широко применяется на производстве, в учреждениях, системе образования и в быту;
- социальный: информация выступает как важный стимулятор изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации;
- экономический: информация составляет ключевой фактор экономики в качестве ресурса, услуги, товара, источника добавленной стоимости и занятости;
- политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который отличается растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения;
- культурный: признание культурной ценности информации, содействие утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.
Известный отечественный исследователь информационного общества И.С. Мелюхин выделяет три главные характеристики информационного общества:
- во-первых, информация используется как экономический ресурс. Организации с ее помощью во все больших масштабах повышают эффективность, стимулируют инновации, укрепляют конкурентоспособность;
- во-вторых, информация становится предметом массового потребления у населения;
- в-третьих, происходит интенсивное формирование информационного сектора экономики, который растет более быстрыми темпами, чем остальные отрасли2.
Социальную значимость новых информационных технологий переоценить трудно. Они сыграли важнейшую роль в целом ряде социально-экономических процессов: в уменьшении стоимости и увеличении скорости коммуникаций, в обеспечении функционирования мировых финансовых рынков в реальном масштабе времени, в индустриализации услуг, в усилении конкуренции за счет более интенсивного обмена информацией, большей доступности высококвалифицированного труда и т.д. При этом кардинально изменились образ жизни большей части населения, социально-психологическая модель поведения людей и общества в целом.
По мнению И.В. Алешиной, развитие новых информационных технологий в последнее десятилетие создало новую реальность массовых коммуникаций, характеризующуюся:
- глобализацией информационного пространства на основе Интернета - глобального конгломерата компьютерных сетей, резким расширением возможности быстрого доступа к большому объему разнообразной информации в мировом масштабе;
- ростом доступности двустороннего и многостороннего обмена информацией через Интернет и Интранет (внутриорганизационную сеть). В развитых странах электронная почта, электронные конференции вытесняют личные встречи, телефонные переговоры и факс-сообщения благодаря высокой скорости и интерактивности, относительно низкой цене, надежности передачи информации и электронного (а потому легко модифицируемого) формата сообщений;
- быстрым ростом спектра новых СМИ и их возможностей. Информационное пространство становится все более демократичным. Баланс власти в массовых коммуникациях перемещается от правительства и традиционных СМИ в сторону миллионов интернет-пользователей, имеющих все более широкий выбор среди растущего числа конкурирующих между собой глобальных электронных СМИ;
- осуществлением перехода от моноцентричной модели традиционных СМИ к полицентричной, что особенно важно для стран с развивающейся экономикой и демократией, в частности России. Происходит развитие мультицентричной модели массовых коммуникаций - «многие - многим», «равный - равному», - реализуемой Интернетом;
- объединением телекоммуникациями печатных и вещательных СМИ, усилением персонализации информации, увеличением скорости, адресности и масштаба ее распространения.
По сравнению с традиционными СМИ по целому ряду моментов выигрывает Интернет как новое средство массовой коммуникации. К таким моментам относятся:
- мультимедийность - Интернет имеет возможность объединить визуальные, звуковые, печатные и видео аспекты других СМИ;
- персонализация - Интернет обеспечивает необходимой информацией на любом уровне заинтересованности индивидов или групп людей; доставка может быть обеспечена согласно предпочтению пользователей через персонализацию содержания, рассылку по электронной почте и кабельному телевидению;
- интерактивность - Интернет предполагает диалог, а не монолог, который подразумевают традиционные СМИ. Взаимодействие, диалог и обратная связь между сотнями пользователей возможны через электронную почту, информационные табло, форумы, чаты и телеконференции;
- отсутствие посредников - Интернет дает возможность прямого доступа власти к гражданам и наоборот без вмешательства и манипуляции со стороны традиционных СМИ.
Обо всех последствиях существования Интернета говорить пока рано. Его массовое распространение окончательно уничтожило границы и расстояния. Если под рукой есть компьютер и мобильный телефон, Человек может вступить в коммуникацию с жителем любой точки земного шара, причем расстояние не сказывается даже на стоимости общения.
Интернет породил почти болезненную зависимость, которой не было у первых переписчиков книг или у читателей книг, изданных Гуттенбергом. С ним связано понятие спама, поскольку отсутствие усилий на распространение информации приводит к увеличению ее объема и снижению качества. Информационная свобода сочетается с агрессией информационного мусора. Интернет - это новый тип устно- письменной коммуникации.
Интернет вынуждает переосмысливать классические определения и категории коммуникативистики. Так, согласно традиционным представлениям, как мы уже знаем, коммуникация есть процесс передачи информации от адресанта (отправителя информации) к адресату (получателю информации). Однако каждый элемент данной схемы меняется в условиях массового развития коммуникаций в киберпространстве. Интернет «играет» С традиционной схемой «источник - сообщение - получатель», иногда сохраняет ее в первоначальном виде, иногда придает ей совершенно новый облик. Коммуникация посредством Интернета может приобретать абсолютно разные формы, от всемирных веб-сайтов, находящихся в ведении главных новостных организаций, до листсерверов, занимающихся обсуждением фольклорной музыки, и личной переписки друзей и коллег.
Источником сообщения может быть как один человек, если это касается, к примеру, электронных писем, так и целая социальная группа. Само сообщение может быть традиционной статьей, написанной журналистом или редактором, историей, создававшейся долгое время различными людьми, и даже простой беседой в чате. получатель (или аудитория) данного послания также может варьироваться от одного человека до нескольких миллионов, может изменяться, а может и не изменяться в зависимости от роли, которую выполняет сам получатель (например, будучи создателем сообщения).
Интернет порождает множество различных форм коммуникации. М. Моррис делит их на четыре категории:
1) асинхронная коммуникация «один на один» (электронные письма);
2) асинхронная коммуникация «многих со многими» (сеть Юзернет: сводки, листы рассылок, где требуется согласие на рассылки или пароль для входа в программу, в которой сообщения касаются определенных тем);
3) синхронная коммуникация «один на один», «один И несколько», «один С несколькими», строящаяся вокруг какой-либо конкретной темы (ролевые игры, чаты);
4) асинхронная коммуникация, где обычно пользователь пытается разыскать сайт для получения определенной информации и где можно встретить коммуникацию «многие И один», «один на один», «один и многие» (веб-сайты, гороскопы).
Глобальность характера происходящих в обществе изменений, связанных с развитием интернет-технологий и сетевых инноваций, определяет новые направления научных исследований и новые проблемы.
Сегодня уже трудно найти человека, не слышавшего хотя бы что-нибудь об электронной, мобильной и телевизионной коммерции, электронном правительстве, телемедицине, дистанционном образовании и пр. Все эти средства и приемы становятся настолько популярными, что уже можно говорить о наступающей эпохе коммуникативной демократии.
Коммуникативная демократия - это тема, к которой все больше обращаются современные исследователи в области коммуникации и средств массовой информации. Данный термин чаще всего используется в связи с вопросом о взаимодействии сети Интернет и демократии (как одного из способов вовлечения общества в политику) и создании различных новых понятий типа «теледемократия», «кибердемократия» и «электронная демократия».
Предполагается, что в «электронной демократии» граждане должны играть роль политически активных граждан. Эпитет «электронная» подразумевает такие новые возможности передачи информации, как:
- многообразие и частота интерактивных коммуникаций;
- быстрая и всесторонняя доступность информации и документов;
- удаление отфильтрованной информации и приведение ее в Порядок цензорами;
- простые и благоприятные условия для передачи, предоставления информации и снабжения ею;
- возможность находить единомышленников для обсуждения в Сети.
Применение «электронной демократии» отличается:
- возможностью использования электронных услуг в административной работе (налоги, выпуск паспортов и т.д.);
- открытой всесторонней информацией, относящейся к настоящему времени (отчетная документация, например, муниципального совета на муниципальном уровне и законотворческие инициативы, результаты голосования на всех политических уровнях);
- обеспечением постоянного участия граждан (инициатива граждан, сбор подписей, помощь соседей);
- возможностью интерактивной связи (пресс-конференции, общественные дебаты и т.д.).
«Коммуникативная демократия» рассматривается как такая система политической организации общества, при которой граждане прямо, без посреднической помощи избираемых представителей, решают интересующие их сравнительно простые социальные и политические вопросы. Действительно, при решении (особенно на местном уровне) конкретных проблем, имеющих значение для того или иного региона или страны в целом, могут быть эффективно использованы отдельные элементы «теледемократии».
Известный политолог Р. Даль отмечает, что коммуникационные технологии играют ключевую роль в создании «развитого демократического общества», в котором политика правительства определяется исключительно мнением «демоса». Еще один американский ученый, Л. Гроссман, считает, что третий большой этап в развитии демократии наступает благодаря использованию новых технических средств. ОН утверждает, что в настоящее время формируется современная, разнородная в своей массе так называемая «электронная республика», которая приходит на смену идеям Монтескьё, Локка, Мэдисона и их современников, точно так же, как в XVIII в. выборное правительство пришло на смену прямой демократии, впервые реализованной в Древней Греции более двух тысяч лет тому назад. Г. Броунинг, подобно другим, считает, что практика «электронной демократии» будет серьезно отличаться от форм демократии прошлого.
Тем не менее нельзя забывать о том, что развитие глобального информационного общества усиливает дифференциацию между имеющими доступ к информационным технологиям и не имеющим его, что, в свою очередь ведет к углублению других форм неравенства. Миллионы людей находятся за чертой бедности, живут в деревнях, где нет ни телефонов, ни даже начальных школ. Как заметил У. Эко, мы можем вернуться вновь к делению на «жрецов» И «народ», но только С точки зрения интеллектуального разрыва.
Значимость происходящих сегодня перемен хорошо осознается ведущими странами мира, которые осуществляют стратегические вложения в развитие информационных и телекоммуникационных технологий, информационной инфраструктуры, в наращивание информационных ресурсов, в изучение социальных и политических особенностей информационного общества. Целый ряд стран имеют концепции и программы его формирования.
Не осталась в стороне от интеграции в мировое информационное сообщество и Россия, где за последние годы созданы серьезные предпосылки и условия перехода к информационному обществу. В нашей стране активно создаются и внедряются новейшие технологии, развивается информационная инфраструктура, постепенно формируется культура, порождаемая эпохой информации. Информация становится реальным социальным ресурсом, потому что способна помочь человеку адаптироваться к жизни в условиях неопределенности, приспособиться к изменениям, выработать новые стереотипы поведения. Очевидны изменение отношения к информации и расширение возможностей получения и применения ее для развития человеческого потенциала во многих направлениях.
Перед Россией, как и перед другими странами, стоит задача определения наиболее эффективных путей, необходимых для трансформации в состояние информационного общества, анализа и корректировки сложных социально-политических процессов, связанных с распространением новых технологий. Это важная и чрезвычайно актуальная задача, поскольку общество, которое не способно социально и политически меняться одновременно с происходящими ныне информационными процессами может оказаться на периферии мирового развития в технологическом, экономическом, политическом и культурном отношениях
Указанные точки зрения имеют большое значение, поскольку касаются фундаментальных вопросов об определяющей роли коммуникации в общественной жизни. Ее исследования сегодня только начинаются, но их актуальность и практическое значение для современной России трудно переоценить, поскольку приметы информационного века постепенно становятся у нас социальной реальностью.