ОФОРМЛЕНИЕ (ФИКСАЦИЯ) ФАКТА НАРУШЕНИЯ
5.1. По каждому случаю нарушения, за которое предусмотрена административная ответственность, инспектор составляет протокол, которым фиксируется факт нарушения. На основе протокола решается вопрос о применении мер воздействия. При составлении протокола необходимо обратить особое внимание на точность определения вида нарушения, его причин и следствий, а также квалификация выявленного нарушения в соответствии со статьями природоохранного законодательства.
5.2. Должностные лица (инспектора) Государственной экологической инспекции обязаны принимать в рассмотрение и протоколы о нарушении природоохранного законодательства, составленные работниками правоохранительных органов, должностными лицами специально уполномоченных органов других министерств и ведомств, которые наделены правами государственных инспекторов, а также общественными инспекторами, назначенными Государственной экологической инспекцией.
5.3. Протокол составляется, как правило, на месте выявления
правонарушения или на месте задержания правонарушителя. Личность
правонарушителя устанавливается по документам, или по свидетельским показаниям правонарушения. При невозможности установить
личность правонарушителя на месте задержания государственные и общественные инспектора по охране окружающей природной среды могут
доставить правонарушителя в органы внутренних дел и другие
местные органы государственной исполнительной власти, где после установления его личности составляется протокол о правонарушении.
5.4. Протокол подписывается инспектором, который его составил, правонарушителем, лицами, которые принимали участие в выявлении нарушения, а также, при наличии свидетелей и потерпевших, и этими лицами. В случае отказа лица, которое совершило правонарушение, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись об этом. Лицо, которое совершило правонарушение, имеет право прибавить в протокол объяснения и замечание относительно его содержания, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания.
5.5. В случае невозможности рассмотрения дела на месте нарушения инспектор, который составил протокол, обязанный устно или письменно (форма 13) известить правонарушителя о месте и времени рассмотрения его дела, а также разъяснить ему его права и обязанности, которые предусмотрены действующим законодательством, о чем делается отметка в протоколе.
5.6. В протокол прикладываются документы, которые подтверждают факт нарушения.
5.7.Протоколы по факту нарушения природоохранного законодательства в зависимости от характера и специфики правонарушения могут составляться в 3-х формах (формы 1, 1а, 16):
а) протокол для общих случаев нарушения природоохранного законодательства на территории Украины (форма 1) составляется в
одном экземпляре с соблюдением всех требований, изложенных в п. п. 5.1.,
5.3., 5.5., 5.6., и сохраняется в учетном подразделе инспекции. Если
при составлении протокола есть перспектива необходимости изъятия документа в дальнейшем (например, для подшивки его к судебному делу, передаче в вышестоящие учреждения и т.п.), то он составляется в соответствующем количестве экземпляров, которые фигурируют в любых конфликтных ситуациях;
б) протокол для украинских судов и других плавучих средств
(форма 1а) составляется также в одном экземпляре с соблюдением
всех требований и используется так как и протокол, который составляется в общих случаях;
в) протокол для иностранных судов и других плавучих средств
(форма 16) составляется на двух языках - государственном и английском в 3-х экземплярах, один из которых вручается нарушителю, второй передается в агенство "Инфлот" (или в агенство "Повітроінфлот") или агента судовладельца в Украине, третий остается в инспекции.
5.8. Бланки протоколов выдаются работникам Государственной
экологической инспекции под роспись, они являются документами строгой отчетности и регистрируются в специальном журнале. Таким же требованиям должны отвечать и бланки других инспекторских документов, связанных с применением мер воздействия (постановления на наложение штрафа, по представляй на ограничение или остановку (временно) производственной деятельности и т.д.).