Посетители с ограниченными физическими возможностями передвижения

Для этой категории посетителей важна прежде всего комфортность передвижения. Ширина дорожки, по которой передвигаются инвалиды-колясочники, должна составлять 1,5 м и более (для обеспечения разъезда колясок). Следует избегать сильных уклонов – предельный уклон следует принимать в 4–6% (4–6 см на 1 погонный метр). В случае необходимости устройства пандуса (очевидно, что лестницы для инвалид ной коляски почти непреодолимы) за 5–10 м до него следует поставить предупреждающий знак, например: «Осторожно! Впереди пандус длиной 6 м!». Почему следует указать длину пандуса и, может быть, дополнительно его характеристику: «крутой», «пологий»? Потому что только при этом условии инвалид – колясочник, если он следует один, без со провождающего, сможет рассчитать свои силы, особенно на подъеме по пандусу.

Покрытие тропы должно обеспечивать нормальный проезд инвалидной коляски. Колеса у этого вида транспорта обычно узкие, и во избежание их пробуксовывания рекомендуется применить наиболее твердое из возможных покрытий. Так, подходят асфальт, плитка, природный камень по бетону, очень хорошо утрамбованная ПГС (песчаногравийная смесь).

Не подходят: торцовые дорожки, деревянные настилы с продольным расположением досок, пошаговые дорожки.

Использование информации инвалидом-колясочником также имеет свои особенности. Стенды должны располагаться таким образом, что бы при подъезде к ним коляска освобождала дорогу, а не становилась поперек нее, так как это может затруднить проезд тех, кто следует за посетителем. Для этого стенды следует размещать не у самой тропы, а в специально устраиваемых «карманах» площадью 5–6 м2, также имеющих твердое покрытие.

На этих площадках-карманах следует предусмотреть скамейки для сопровождающих лиц и навес достаточной длины и ширины, чтобы под ним можно было укрыть коляску инвалида в непогоду.

Восприятие информации инвалидом-колясочником также имеет свои особенности – формат надписей на стендах, размер и стиль шрифтов следует предусматривать такими, чтобы даже самые мелкие из них читались без напряжения из сидячего положения и с расстояния 2–2,5 м.

Одна из важнейших задач – обеспечение безопасности инвалидов-колясочников и, прежде всего, ориентирование их на территории. Желательно сделать частый пикетаж – указание расстояния от начала маршрута. Повторение на каждой развилке схемы тропы с указанием местонахождения посетителя в данный момент и перечислением телефонов служб экстренной помощи, в том числе и дежурного ООПТ или другого ответственного лица. Об отсутствии мобильной связи на той или иной части территории должно быть вывешено предупреждение как у входной группы с указанием таких районов на план-схеме, так и на самой тропе на границе сети, например: «Осторожно! На протяжении следующих 700–800 м может отсутствовать мобильная связь!» В идеале следует вести учет инвалидов-колясочников, выезжающих на экотропу, и контролировать их безопасное возвращение.

При проектировании специализированной тропы для инвалидов-колясочников необходимо стараться сделать ее закольцованной. Она не должна быть длиннее 3–4 км. При большей длине тропу стоит рекомендовать к прохождению только с сопровождающим лицом.