Социальная защита – сущность и направления развития

В самом широком смысле под социальной защитой населения понимают деятельность государства, направленную на формирование сво­бодного развития личности, предоставление возможности для самоопределения индивида, а также на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь граждан России. При этом под достойной жизнью имеют в виду, прежде всего материальную обеспеченность граждан на уровне стандартов современного развитого общества, широкий доступ к ценностям культуры, прав личной безопасности, а под свободным развитием — физическое, умственное и нравственное совершенствование человека.

При таком подходе социальная защита населения — основная часть социальной полити­ки любого государства — представляет собой систему законодательных, экономических и социальных гарантий, обеспечивающих условия для нормальной жизнедеятельности и развития всехгрупп населения.

К важнейшим гарантиям социальной защиты Конституция относит:

• охрану труда и здоровья граждан;

• минимальный размер оплаты труда;

• гос. поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей;

• установление государственных пенсий и пособий;

• развитие системы социальных служб и др.

Из духа и смысла Конституции следует, что государство несет ответственность за обеспечение достойной жизни людей в стране, их свободное и полноценное развитие. Вместе с тем это вовсе не означает государственное попечительство над каждым гражданином, а предполагает создание таких экономических, правовых, организационных, социальных и иных возможностей, при которых каждый человек способен собственными усилиями обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни, материальное благополучие.

Однако в процессе жизнедеятельности никто не застрахован от наступления обстоятельств, обусловленных действием социально-экономических, демографических, экологических и иных факторов, по большей части не зависящих от воли людей (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п.). В силу этого преодолеть их самостоятельно они не могут.

В этом случае, т.е. в более узком ее понимании, социальная защита населения выступает в качестве целенаправленной деятельности государства и общества по поддержанию жизненного уровня трудоспособных и нетрудоспособных граждан находящихся в трудной жизненной ситуации и не способных преодолеть ее без внешней поддержки, а также по созданию условий для их самовыражения и самореализации.

Таким образом, социальная защита населения может рассматри­ваться как:

•средство формирования и развития личности, обеспечения ее конституционных прав;

•государственная и общественная поддержка отдельных катего­рий населения, находящихся в трудной жизненной ситуации и не способных преодолеть ее самостоятельно, т. е. поддержка, имею­щая целевой характер.

Т.о. в мировой практике выделяют два типа социальной защиты — активную и пассивную.

Активная социальная защита ориентирована на трудоспособных членов общества и предполагает создание условий для самозащиты людей — в первую очередь через активные действия на рынке труда и через их участие в социальном страховании.

Пассивная социальная защита нацелена на нетрудоспособные и социально уязвимые слои населения и заключается, прежде всего, в прямой материальной поддержке.

Объект социальной защиты — все группы населения, однако осо­бые приоритеты при этом имеют его уязвимые слои — семьи с низкими доходами, инвалиды, граждане на попечении государства (престарелые, воспитанники детских домов и интернатов), жертвы социальных и межнациональных конфликтов, экологических бедствий, одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, молодежь и пожилые люди. В частности, по разному защищаются различные категории населения: работающие, нетрудоспособные и малоимущие.

Критериями выделения первоочередных объектов социальной защиты являются размер среднемесячного дохода на члена семьи (в сравнении с бюджетом прожиточного минимума), наличие источника средств существования (безработные, нетрудоспособные — полностью или частично), экологическое и социальное неблагополучие (жертвы социальных и межнациональных конфликтов, беженцы и перемещенные лица, жертвы и жители экологически неблагополучных, территорий), потребность в помощи (беременные женщины, ветераны войны и блокадники, лица после наказания в исправительно-трудовых учреждениях). Для каждой категории социально уязвимых слоев населения разрабатывается своя программа социальной защиты.

Социальная защита населения охватывает широкий комплекс мероприятий по государственной и общественной поддержке населения, в том числе и меры, относящиеся к социальному обеспечению, понимаемому как деятельность государства по мате­риальному обеспечению граждан в старости, при нетрудоспособности, в связи с рождением и воспитанием детей, медицинскому обслуживанию и лечению.

Социальное обеспечение это форма распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей тех, кто частично или полностью утратил способность трудиться, а также всех членов общества в части охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет а) специальных фондов, создаваемых в общества на страховой основе, или б) ассигнований из госбюджета в случаях и на условиях, установленных в законе.

Существуют следующие формы и видысоциальной защиты граждан:

•пособия по государственному социальному страхованию и иные социальные пособия;

• государственное пенсионное обеспечение;

•содержание и обслуживание пожилых и нетрудоспособных граж­дан в домах-интернатах;

•обеспечение инвалидов протезно-ортопедическими изделиями и средствами передвижения;

•содержание и воспитание детей в детских домах, интернатах и дру­гих учреждениях;

• социальная и трудовая реабилитация инвалидов;

• санаторно-курортное и лекарственное обеспечение населения;

• социальное обслуживание на дому.

Механизмы социальной защиты:

1. обязательное (государственное) страхование;

2. добровольное дополнительное коллективное и личное страхование;

3. государственная социальная помощь через предоставление пособий, выплат и льгот из ГБ социально уязвимым слоям населения;

4. государственные социальные гарантии бесплатной медицинской помощи в определенных пределах, доступности образования, культурных и оздоровительных учреждений, жилья;

5. услуги общественных организаций взаимопомощи (благотворительные организации, церковь, общество инвалидов и т.д.).

Пункты 1 и 3 (Обязательное (гос.) страхование и социальная помощь)– основные механизмы СЗ населения. Первый охватывает преимущественно занятое население, второй – предусматривает услуги и выплаты и другим категориям населения.

Социальное страхование вообще - это установленная государством и регулируемая нормами права система материального обеспече­ния работников в старости, при утрате трудоспособности, при потере кормильца, охране здоровья работников и их семей. Социальное стра­хование — главный институт экономической защиты работающих в ры­ночных отношениях.

Необходимость системы социального страхования вызвана разви­тием новых отношений и превращением рабочей силы в товар, а зара­ботной платы — в источник существования большинства членов общества. В результате возникает риск материальной необеспеченности вследствие утраты заработка. Риск этот носит социальный характер и не всегда зависит от конкретного человека. Утрата заработка может произойти из-за: • отсутствия спроса на рабочую силу; • потери работником способности к труду (болезнь, несчастный слу­чай, старость, инвалидность, смерть). Обеспечить защиту работника(его иждивенцев) в этом случае может только социальное страхование.

Гос. социальное страхование осуществляется за счет специальных фондов, образуемых из обязательных платежей работо­дателей и, в некоторых случаях, работников, а также дотаций из феде­рального бюджета. Размер страховых взносов и порядок их уплаты ус­танавливаются законом.

Современный институт социального страхования включает в себя следующие виды страхования: 1) государственное социальное страхова­ние, 2) государственное пенсионное страхование и 3) государственное обязательное медицинское страхование.

1. Собственно государственное социальное страхование обеспечивает материальную поддержку гражданам при наступлении рисков, связан­ных с наступлением временной нетрудоспособности для работников. Источник финансирования - ФСС РФ. Эти средства являются государственной собственностью, не подлежат изъятию и не входят в состав бюджетов разных уровней.

Средства в ФСС поступают за счет страховых взносов работодате­лей; граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также взносов от фермерских хозяйств, работающих по прямым кон­трактам. Кроме - этого, фонд может пополняться за счет доходов от ин­вестирования временно свободных средств.

Используются средства ФСС на выплату пособий (оплата по боль­ничному листу, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 года, на погребение), на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

2. Обязательное медицинское страхование (ОМС) обеспечивает не­обходимую оплату расходов по восстановлению здоровья - лечению и оказанию медицинских услуг (создан в 1993 г.). Из фонда ОМС финан­сируются базовая и территориальная программы обязательного меди­цинского страхования. Базовая программа включает первичную меди­ко-санитарную и стационарную помощь. На основе базовой разраба­тываются территориальные программы ОМС, которые включают в себя весь объем услуг базовой программы.

Средства ОМС формируются за счет страховых взносов работода­телей за работающее население и средств бюджетов местных органов власти за неработающее население.

Плательщиками страховых взносов в рассмотренные фонды явля­ются работодатели, граждане, применяющие труд наемных работни­ков в личном хозяйстве, граждане, зарегистрированные в качестве пред­принимателей без образования юридического лица, граждане, занима­ющиеся частной практикой или работающие по прямым контрактам с иностранными предпринимателями.

3. Государственное пенсионное страхование обеспечивает получение доходов при наступлении пенсионного возраста. В Пенсионный фонд взносы платят все работающие граждане и работодатели.

Размер взносов в фонды социального страхования и порядок их уплаты определены законодательством РФ.

В 2013 году общие тарифы страховых взносов (ставки ПФР, ФСС, ФФОМС) не изменятся по сравнению с 2012 годом, и их суммарный процент будет равен 30. Взносы в ТФОМС в 2013 году также проводиться не будут, так как заменены на платеж в ФФОМС.

Взнос в фонд 2010 год 2012 год 2013 год
Cтавки ПФР 20.0% 22.0% 22.0%
Ставки ФСС 2.9% 2.9% 2.9%
Ставки ФФОМС 1.1% 3.1% 5.1%
Ставки ТФОМС 2.0% 2.0% 0.0%

В 2013 году, пенсионные страховые взносы следует рассчитывать по следующим ставкам:

• ставка страхового взноса — 14%

• страховая часть пенсии — 14% (до 1966 г.р.) и 8% (после 1967 г.р.)

• накопительная часть пенсии — 6% (после 1967 г.р.)

Органы социальной защиты населения:

♦ сеть организаций (учреждений и предприятий) социальной защиты и социального обслуживания различных организаци­онно-правовых форм, реализующих формы и виды социаль­ной защиты населения, в т.ч. лица, оказывающие социальные услуги (со­циальные работники);

♦ органы управления социальной защиты населения;

♦ органы финансирования социальной защиты граждан и, прежде всего государственные внебюджетные и добровольные фонды социального страхования.

Действующая система социальной защиты еще недостаточно адаптирована к современным условиям. Многоукладность экономики, наличие разных форм собственности, расширение прав субъектов федерации, органов местного самоуправления и работодателей оказывают влияние на перераспределение средств, идущих на эти цели. При этом усиливается роль и значение регионов, работодателей и самих paбoтников, особенно в системе социального страхования, в развитии доб­ровольных форм социального страхования.