ПАМЯТКА для работы над ошибками по русскому языку (1 – 6 класс)

Сокращенный вариант, без № для 5-6 классов

Орфограмма ! Нумерация с пропусками Как исправить ошибку ?
БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА ПРОВЕРЯЕМАЯ гласная! ! Проверяем ударением ! $ Записываем слово верно. $ Приписываем 2 – 3 проверочных слова. $ Во всех словах выделяем корень и ставим ударение. Образец: дрИмать, дремать, дрёма, дремлет. НЕПРОВЕРЯЕМАЯ гласная! (словарное слово) $ Записываем слово верно. $ Приписываем 2 – 3 однокоренных слова. $ Во всех словах выделяем корень и ставим ударение. Образец: мАлочный, молочный, молоко, молочко, молочница.
БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В ПРИСТАВКЕ ! Единообразное написание приставок ! $ Записываем слово верно. $ Определяем значение приставки или указываем правило написания данной приставки. $ Приписываем 2 - 3 слова с т / ж приставкой. $ Во всех словах выделяем корень и приставку, ставим ударение. Образец: прЕлетел, прилетел (при – приближение), пришёл, прибежал, приземлился. Образец: прАснулся, проснулся, пропел, прошёл, пронёс.
БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В СУФФИКСЕ ! Единообразное написание суффиксов ! $ Записываем слово верно. $ Определяем значение суффикса или указываем правило написания данного суффикса. $ Приписываем 2 - 3 слова с т / ж суффиксом. $ Во всех словах выделяем корень и суффикс, ставим ударение. Образец: малИнький, маленький, ( еньк – уменьшительно-ласкательный ), добренький, умненький, Машенька.
БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В ОКОНЧАНИИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО ! Окончания сущ-ых зависят от их числа, склонения и падежа ! $ Записываем слово (словосочетание) с верным окончанием сущ-го + вопрос. $ Выделяем корень и окончание, ставим ударение. $ Определяем число, род, склонение, падеж сущ-го. Образец: Ехали в машинИ, ехали (в чём?) в машине, сущ., ед. ч, ж. р, 1 скл, П. п.
БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В ОКОНЧАНИИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО ! Окончание прилаг-го (число, род, падеж) зависит от формы сущ-го ! $ Записываем словосочетание с верным окончанием прилаг-го + вопрос. $ Выделяем корень и окончание, ставим ударение. $ Определяем форму сущ-го, по нему - форму прилаг-го. Образец: Нет правильноВА ответа, ответа (какого?) правильного, (прил. ед.ч. м. р. Р. п.)
БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В ОКОНЧАНИИ ГЛАГОЛА ! Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени зависят от спряжения ! $ Записываем словосочетание с верным окончанием глагола + вопрос. $ Выделяем корень и окончание, ставим ударение. $ Определяем форму глагола по алгоритму. Образец: Мы клеЕм обои. Мы (что делаем?) клеим; клеить, II спр., наст. вр., 1 лицо, мн. ч.
СОМНИТЕЛЬНАЯ СОГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА ПАРНАЯ ПРОВЕРЯЕМАЯ согласная. ! Проверяем СИЛЬНОЙ позицией (в сочетании с гласным или сонорным согласным) ! $ Записываем слово верно. $ Приписываем 2 – 3 проверочных слова. $ Во всех словах выделяем корень. Образец: гиПкий, гибкий, гибок, сгибать. НЕПРОИЗНОСИМАЯ ПРОВЕРЯЕМАЯ согласная или «ложное» сочетание. ! Проверяем СИЛЬНОЙ позицией (в сочетании с гласным или сонорным согласным) ! $ Записываем слово верно. $ Записываем 1 - 2 проверочных слова. $ Во всех словах выделяем корень, подчёркиваем согласную или сочетание. Образец: прелеСНый, прелестный, прелести. Образец: ужасТный, ужасный, ужасен, ужасы.     НЕПРОВЕРЯЕМАЯ парная или непроизносимая согласная (словарное слово). $ Записываем слово верно. $ Приписываем 2 – 3 однокоренных слова. $ Во всех словах выделяем корень. Образец: леСНица, лестница, лестничный, лестничка. Образец: воГзал, вокзал,вокзальное, вокзальчик.
СОМНИТЕЛЬНАЯ СОГЛАСНАЯ В ПРИСТАВКЕ ! Единообразное написание приставок ! $ Записываем слово с верной приставкой. $ Определяем её значение или указываем правило написания данной приставки. $ Приписываем 2 - 3 слова с т / ж приставкой. $ Во всех словах выделяем приставку. Образец: Збежались, сбежались, (приставки З нет), слетелись, снесли, сговорились. Образец: раСбег, разбег (б - звонкий согласный), рассказ, разговор, раскрутить.
СОМНИТЕЛЬНАЯ СОГЛАСНАЯ В СУФФИКСЕ ! Единообразное написание суффиксов ! $ Записываем слово с верным суффиксом. $ Определяем его значение или указываем правило написания данного суффикса. $ Приписываем 2 - 3 слова с т / ж суффиксом, выделяем суффикс. $ Во всех словах выделяем суффикс. Образец: домиЖко, домишко, волчишко, пальтишко.
УДВОЕННАЯ СОГЛАСНАЯ ! Определяем МЕСТО удвоенной согласной в слове: корень, стык приставки и корня, стык корня и суффикса ! $ Записываем слово верно. $ Приписываем 2 – 3 слова из этой группы, выделяем морфемы. Образец: руСкий, русский (стык корня и суффикса), осенний, весенний, бездонный. Образец: поДержка, поддержка (стык приставки и корня), рассказ, ссора. Образец: ваНа, ванна (слов. слово), антенна, группа, Россия.
ИМЯ СОБСТВЕННОЕ ! Имена собственные пишутся с заглавной буквы ! $ Записываем слово верно. $ Приписываем 2 – 3 слова из этой группы (название страны, города, др. населённого пункта, имя, фамилия, отчество, кличка, географическое название и т. д.) Образец: анапа, Анапа (название города), Пермь, Москва, Кунгур.
Сочетания: ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ $ Записываем слово верно. $ Приписываем 2 – 3 слова из этой группы, подчёркиваем сочетание. Образец: чЯща, чаща, чайник, часто, часы.
Сочетания: ЧК, ЧН, НЧ, РЩ, НЩ, ЩН, СТ, НТ $ Записываем слово верно. $ Приписываем 2 – 3 слова из этой группы, подчёркиваем сочетание. Образец: ночЬник, ночник, двоечник, булочная, молочный.
Глагольные сочетания: ТСЯ и ТЬСЯ ! ТЬСЯ - инфинитив ! ТСЯ - форма 2 или 3 лица настоящего или будущего времени $ Определяем форму глагола (по вопросу) $ Записываем слово верно, выделяем личное окончание и постфикс СЯ или формообразующий суффикс ТЬ и постфикс СЯ. Образец: Дети купаюТЬСЯ в бассейне. Дети (что делают?) купаются (3 л, мн.ч, наст. вр.). Образец: Надо умываТСЯ. Надо (что делать?) умываться. (инф)
Буквы И – Ы после Ц в корне слова, в окончании сущ., прил., в суффиксах прил. ! Цыган на Цыпочках сказал Цыплёнку: «ЦЫЦ!» ! В остальных случаях в корне – И. $ Записываем слово верно, выделяем корень или суффикс, или окончание. $ Приписываем 2 – 3 слова из этой группы, выделяем морфему. Образец: огурцИ, огурцы, молодцы, лестницы. Образец: куцИй, куцый, бледнолицый. Образец: птицИн, птицын, курицын, лисицын. Образец: цЫфра, цифра, цирк, циркуль, цитата. Образец: акацЫя, акация, милиция, рация.
Буквы О - Ё после шипящих в корне слова $ Записываем слово верно, выделяем корень. $ Приписываем 2 – 3 однокоренных слова с буквой Е (если в корне Ё) или с буквой О (если О сохраняется в однокоренных словах). Образец: шОпот, шёпот, шептать, шепоток. Образец: шЁрты, шорты, шортики.  
Буквы О – Ё после шипящих и Ц в окончаниях сущ., прил., в суффиксах сущ., прил., наречий ! Под ударением О, без ударения Е. $ Записываем слово верно, ставим ударение, выделяем суффикс или окончание. $ Приписываем 2 – 3 слова из этой группы. Образец: снежЁк, снежок, сапожок, пятачок. Образец: медвежЁнок, медвежонок, зайчонок, мышонок, волчонок. Образец: жильцЁв, жильцов, овцой, молодцом. Образец: горячЁ, горячо, свежо, хорошо. (искл. ЕЩЁ)
Ь КАК ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ $ Записываем слово верно. $ Приписываем 2 – 3 слова на это правило. Образец: коЛЦо, кольцо, соль, морковь, сельдь.
Ь ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ Ж, Ш, Ч, Щ КАК ПРИЗНАК ЧАСТИ РЕЧИ ! Сущ-ые 3 скл., наречия, глаголы 2 лица ед. ч. в настоящем и будущем времени, на конце частиц ЛИШЬ, ВИШЬ, БИШЬ ! $ Записываем слово верно. $ Определяем часть речи. $ Приписываем 2 – 3 слова такой же части речи, подчёркиваем сочетание. Образец: БроШ, брошь (сущ. 3 скл.), мышь, рожь, помощь. Образец: плачЬ, плач (сущ. 2 скл.), плащ, меч, хвощ. Образец: МогучЬ, могуч (краткое прил), колюч, шипуч. Образец: НевмоЧ, невмочь (наречие), навзничь, наотмашь. Образец: ГоворИШ, говоришь (глагол 2 лица, ед. ч, наст. вр), пишешь, рисуешь, учишь.  
Наличие и отсутствие Ь у числительных $ Записываем слово верно. $ Приписываем 2 – 3 подобных числительных. Образец: пятдесят, пятьдесят, шестьдесят, семьдесят. Образец: пятЬнадцать, пятнадцать, шестнадцать, семнадцать.
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ Ь и Ъ ! Пишутся между согласной и гласной (йотированной) ! Ь - в корне, Ъ - между приставкой и корнем $ Определяем необходимость знака, его вид, его место. $ Записываем слово верно. $ Приписываем 2 – 3 слова из этой группы, выделяем корень, приставку. Образец: СолоВИ, соловьи, муравьи, льёт, пьёт. Образец: ПоДЕзд, подъезд, съёмка, разъел, въехал. Образец: СЪЭкономил, сэкономил (знак не нужен), отутюжил.
Соединительные буквы О – Е в сложных словах $ Записываем слово верно. $ Приписываем 2 – 3 слова из этой группы, выделяем корни, подчёркиваем соединительную гласную. Образец: парАход, пароход, самолёт, водовоз, фотомир. Образец: пешИход, землемер, кашевар.  
Раздельное написание слов с предлогами $ Записываем слово верно. $ Доказываем, что это предлог! $ Приписываем 2 – 3 слова с таким же предлогом. Образец: вшколе, вшколе, внашей школе, влесу, вдоме, в машине.
Слитное и раздельное написание НЕ и НИ со словами различных частей речи $ Записываем слово верно. $ Определяем часть речи, доказываем выбор. $ Проверяем по правилу в Теории. Образец: незахотел (глагол), незахотел, не стал, неговорю. Образец: не забудка (сущ., без НЕ не употребляется), незабудка, незнакомка, неряха. Образец: не вежливый (прил., нет противопоставления), некрасивый, неумный, недобрый.
Ошибка при ПЕРЕНОСЕ слова ! Переносим по слогам ! $ Записываем слово, верно разделив его чёрточками для переноса. $ Записываем ВСЕ возможные варианта переноса ДАННОГО слова. Образец: пер-еговоры, пе-реговоры, пере-говоры, перего-воры, перегово-ры. Образец: я-блоко, яб-локо, ябло-ко. Образец: кол-ьцо, коль-цо.