Пищевая промышленность России
[править]
Пищевая промышленность России — отрасль российской промышленности.
За последние пять лет пищевая промышленность России демонстрировала стабильную динамику роста, поддерживаемую возрастающим потребительским спросом, инвестиционной привлекательностью сектора, расширением экспортных возможностей и развитием сырьевой базы. Среднегодовой темп роста производства пищевой продукции за 2003—2007 годы составил 105,4 процента. Как и в сельском хозяйстве, отдельные сегменты отрасли демонстрировали разную динамику. Ускорение темпов роста, особенно в 2005—2006 годы, наблюдалось в развитии свеклосахарного сектора, масложирового, мясного сегмента продовольствия. Наиболее характерные тенденции в развитии пищевой отрасли в первую очередь связаны с консолидацией активов, образованием крупных компаний (например, масложировой сектор), а также продолжающимся формированием вертикально-интегрированных связей и шоками на мировых агропродовольственных рынках.
Несмотря на то, что рост агропродовольственного экспорта обгонял рост импорта, Россия по-прежнему сохраняет традиционное положение нетто-импортера продовольственной продукции. Поставки мяса по-прежнему остаются основной статьей всего агропродовольственного импорта.
В структуре российского экспорта продовольствия снизилась доля вывоза маслосемян при расширении экспортных поставок подсолнечного масла. Возросли объёмы экспорта мучных кондитерских изделий, шоколада и продуктов, содержащих какао.
Ограничения развития производства пищевых продуктов связаны с:
§ несовершенством механизма государственного и, прежде всего, таможенно-тарифного регулирования рынка продовольствия;
§ неразвитостью инфраструктуры производства продукции, особенно в мясомолочном секторе;
§ зависимостью от импортных поставок сырья и колебаний мировых цен;
§ недостаточной развитостью сырьевой базы и сохранением проблемы поставок качественного сырья на переработку;
§ незавершенностью работы по разработке технических регламентов.
К конкурентным преимуществам пищевой отрасли относятся:
§ быстрый и устойчивый рост рынков и их большие масштабы, как существенные факторы инвестиционной привлекательности отрасли;
§ обновление в среднем по отрасли свыше половины производственных мощностей;
§ динамичное развитие вспомогательных и обслуживающих производств (тара и упаковка, логистические и маркетинговые услуги).
[править]Показатели деятельности
Объём выпуска:
§ 2002 год — $26,2 млрд
§ 2003 год — $31,6 млрд
§ 2004 год — $43,0 млрд
Темп роста физического объёма:
§ 2002 год — 7,6 %
§ 2003 год — 8,2 %
§ 2004 год — 8,0 %
Численность занятых:
§ 2002 год — 1495 тыс. чел
§ 2003 год — 1498 тыс. чел
§ 2004 год — 1441 тыс. чел
Средняя месячная заработная плата:
§ 2002 год — $119
§ 2003 год — $154
§ 2004 год — $196
Темп роста относительной производительности труда:
§ 2002 год — 0 %
§ 2003 год — −4 %
§ 2004 год — 0 %
Темп роста физического объёма инвестиций в основной капитал:
§ 2002 год — 6 %
§ 2003 год — 25 %
§ 2004 год — 3 %
[править]Сильные стороны
§ Высокие темпы расширения и значительные масштабы рынков. Темпы прироста малонасыщенных, по сравнению со стандартами потребления в развитых странах, рынков составляют 10-15 % в год и более на протяжении последних пяти лет. Другой позитивный фактор — возможности импортозамещения, в том числе за счёт переноса производств иностранных компаний в Россию. Быстрый и устойчивый рост рынков и их большие масштабы являются существенными факторами инвестиционной привлекательности отрасли.
§ Наличие современных производственных мощностей (для значительной части производств). В среднем по отрасли за последние семь лет обновлено свыше половины производственных мощностей, что является рекордным уровнем среди всех крупных отраслей промышленности. В отдельных подотраслях (плодоовощная, пивоваренная, производство безалкогольных напитков, табачно-махорочная) практически все работающие мощности — новые.
§ Наличие крупных сильных компаний, включая иностранные.
§ Развитые вспомогательные производства (кластеры конкурентоспособности). В последние годы быстро развивались вспомогательные и обслуживающие производства (тара и упаковка, логистические и маркетинговые услуги), что обеспечивает дополнительную устойчивость конкурентных позиций работающих в России компаний.
[править]Слабые стороны
§ Несовершенство механизма государственного регулирования АПК (таможенные пошлины, квотирование, интервенции). Данный вопрос наиболее актуален для рынков зерна, мяса, сахара. Государственное регулирование пока не обеспечивает должной устойчивости рынков и формирования эффективных стимулов у производителей и переработчиков сырья, хотя прогресс в этом вопросе присутствует.
§ Дефицит отдельных видов сырья (особенно актуален для мясо-молочной промышленности).
§ Мощный протекционизм на рынках развитых стран, затрудняющий реализацию экспортного потенциала. Рынки продукции АПК в развитых странах являются одними из самых закрытых, активно применяется комплекс инструментов — субсидирование, регулирование цен, торговые барьеры, налоговые льготы. По оценкам Института сельского хозяйства и торговой политики (IATP), себестоимость производства массовых сельхозпродуктов в развитых странах на 25-40 % выше мировых цен (в Европе — до 50 %). Отмена субсидирования и торговых барьеров обеспечила бы рост сельхозпроизводства в развивающихся странах на 30 %.
§ На ряде рынков — низкие стимулы к модернизации. Отдельные крупные рынки в силу естественных причин практически не растут, а производители не конкурируют с импортом (неторгуемые товары). результат — низкие стимулы к модернизации (особенно при высокой концентрации производства). Это относится к хлебопекарной и мукомольно-крупяной промышленности, ряду сырьевых пищевых производств: крахмалопаточному, дрожжевому, соляному и др.).
[править]Возможности
§ Дальнейшее расширение внутреннего рынка по мере увеличения платежеспособного потребительского спроса. В рамках долгосрочного прогноза развития экономики России темпы прироста спроса на продовольственные товары оцениваются в 4-5 % в год до 2010 г., в 3-4 % — в 2010—2015 гг.
§ Экспансия внешнего рынка. Освоение зернового экспорта, а также ряда нишевых товаров, прежде всего, «натуральных» продуктов (green products)
[править]Угрозы
§ Усиление давления на производителей торговых сетей, обусловливающее снижение прибыли товаропроизводителей. Согласно результатам опроса, произведенного консалтинговой фирмой «Эрнст энд Янг» (обзор пищевой отрасли России, 2004 г.), «доминирующее влияние ритейлеров» указана как одна из основных трудностей для компаний на большинстве рынков продуктов питания.
§ Замедленное развитие сырьевой базы (сельского хозяйства).
§ Открытие внутренних рынков продукции АПК в условиях неотлаженных механизмов регулирования рынков.
[править]История
[править]1991 год
В 1991 году по инициативе бывшего сотрудника КГБ Бориса Смирнова Центром экологических проблем Академии творчества СССР зарегистрировано малое государственное предприятие «П. А. Смирнов и потомки в Москве».[1] Предприятие создаётся для выпуска «Смирновской» водки по дореволюционным рецептам.[1] Б.Смирнов заявляет, что его водка и американский Smirnoff будут выпускаться параллельно и никаких исков «П. А. Смирнов и потомки в Москве» на американскую компанию Heublein (владельца Smirnoff) подавать не будет.[1]
В 1991 году внешнеторговое объединение «Внешпосылторг» пытается нарушить монополию другого внешнеторгового объединения — «Союзплодоимпорт» (СПИ) — на поставку водки «Столичная» за рубеж.[1] «Внешпосылторг» попытался продать в Греции 100 тыс. литров «Столичной», но греческий партнёр СПИ оспорил эту операцию через суд.[1]
[править]1992 год
Малое предприятие «П. А. Смирнов и потомки в Москве» начало выпуск водки «Столовое вино № 40».[1] Одновременно Б.Смирнов объявил, что начинает борьбу против корпорации Grand Metropolitan, куда входит Heublein.[1] По мнению Б.Смирнова, американцы выпускают суррогат «смирновки».[1]
16 января руководство компании Coca-Cola объявило о создании акционерной компании Coca-Cola Refreshments Moscow (CCRM) для строительства завода по производству газировки.[1] К этому моменту основной конкурент Coca-Cola — компания PepsiCo — уже достаточно активно работала на российском рынке.[1] Ещё в начале 1970-х компания заключила контракт с СССР, согласно которому продавала в США водку «Столичная».[1] В обмен PepsiCo поставляла в Россию концентрат пепси, который успешно разливался на отечественных предприятиях в бутылки емкостью 0,33 л, именовавшиеся «чебурашками».[1] Кроме того, в ноябре в России началось производство пепси в пластиковых двухлитровых бутылках.[1]
В декабре состоялся запуск двух первых производственных линий санкт-петербургского предприятия «RJR-Петро», которое было создано на табачной фабрике имени Урицкого транснациональной компанией R. J. Reynolds.[1] Пока выпускаются только отечественные марки.[1] Но спустя несколько лет там начнется производство Camel и Winston.[1]
Московская табачная фабрика «Дукат» совместно с американской компанией Brook Overseas (аффилированная структура Liggett Group) создала компанию «Лиггетт-Дукат».[1]Планировалось, что с помощью иностранного капитала мощности фабрики уже к 1994 году будут переведены из центра Москвы (с улицы Гашека) на окраины (назывались районы Тушино и Чертаново).[1] В реальности предприятие было перенесено в район Орехово-Борисово лишь в 1999 году.[1]
На мощностях Змеиногорского ликёроводочного завода было создано совместное предприятие по выпуску водки «Перно Рикар — Алтай».[1] Инициатором сделки выступил крупнейший европейский производитель алкоголя — Pernod Ricard, который спустя семь лет купит Ереванский коньячный завод.[1]
[править]1993 год
Скандинавская группа Baltic Beverages Holdings (BBH) покупает 43,5 % акций расположенного в Санкт-Петербурге пивзавода «Балтика».[1] Два года спустя доля BBH выросла до 75 %.[1] BBH установила на заводе новое оборудование, и «Балтика», первая из отечественных производителей ячменного напитка, начинает в товарных количествах выпускать качественное пиво длительного хранения.[1] Благодаря этому завод в кратчайшие сроки становится лидером пивного рынка России.[1]
К знаменитому ресторану McDonald`s на Пушкинской площади добавляются ещё два — на улице Огарёва (сейчас Газетный переулок) и на Старом Арбате.[1] Компания объявляет, что к 1995 году построит в России ещё около пять ресторанов.[1] Все они будут открыты самой компанией.[1] Никаких франчайзинговых схем, по которым McDonald`s работает в мире, в России не будет.[1]
Санкт-петербургская фабрика «Нево-табак» и табачная компания Rothmans International Tobacco подписывают соглашение о создании СП «Ротманс-Нево».[1] Практически одновременно с этим в Санкт-Петербурге начинается строительство одноимённой фабрики мощностью 12 млрд сигарет в год.[1]
Начинается подготовка к акционированию московской табачной фабрики «Ява».[1] Уже на этапе сбора документов появляются слухи о том, что наиболее вероятным покупателем акций самого именитого предприятия табачного комплекса России является British American Tobacco (BAT).[1] Спустя год слухи полностью подтвердятся: BAT возьмёт предприятие под свой контроль.[1]
Одновременно компания Philip Morris выкупает пакет акций АО «Краснодартабакпром» (Краснодар) у местного фонда имущества.[1] На акции фабрики также претендовал R. J. Reynolds, но руководство фабрики сделало выбор в пользу Philip Morris, представители которого предложили более удачную программу развития предприятия.[1]
Высокая инвестиционная активность табачников привела к весьма интересным результатам — на телевидении запрещена реклама табака.[1] Запрет более всего возмутил представителей рекламных агентств, заявивших, что инвестиции в табачную отрасль сократятся.[1] Как показали последующие годы, эти опасения были напрасны.[1]
В Москве открывается офис группы Nestle, деятельность которой в России пока ограничивается поставками её товаров из-за рубежа.[1]
[править]1994 год
С 1 января подняты акцизы на алкоголь.[1] В результате официально произведенная водка подорожала на 50-70 %, а большинство предприятий отрасли было вынуждено либо существенно сократить объёмы выпуска, либо вообще остановить производство.[1] В частности, на время были остановлены конвейеры «Кристалла» и «Ливиза».[1] Непростая ситуация и многочисленные обращения в правительство директоров ЛВЗ привели к беспрецедентному результату: спустя несколько месяцев акцизы были понижены до прежнего уровня.[1]
В подмосковном Ступине начинается строительство сразу двух заводов компании Mars — по выпуску кондитерских изделий (батончики Snickers, Mars и т. д.) и продуктов питания (соусы Uncle Ben`s), а также по производству кормов для животных (Wiskas).[1] Общий размер инвестиций превысил $200 млн.[1] За это Mars получил льготы по уплате таможенных пошлин при импорте своей продукции в Россию, что вызвало резкое недовольство других операторов кондитерского рынка.[1]
В подмосковном Солнцеве открылся завод Coca-Cola Refreshments Moscow.[1] Суммарные вложения в российскую инфраструктуру предприятия составили около $100 млн.[1]
Компания BAT покупает 75 % акций Саратовской табачной фабрики.[1] Вскоре фабрика будет переименована в БАТ-СТФ и вместо «Примы» начнет выпускать Pall Mall.[1]
[править]1995 год
В первый месяц нового года отмечается резкий (почти на 25 %) рост цен на сахар.[1] Причиной этого стало повышение с 10 до 20 % НДС на сырьё для производства белого сахара — сахара-сырца.[1]
В начале года становится известно, что одно из крупнейших кондитерских предприятий нашей страны — самарская фабрика «Россия» — попало под контроль швейцарской группы Nestle.[1] Приватизация предприятия началась ещё три года назад, когда 51 % акций был закреплен за трудовым коллективом, а оставшиеся 49 % — за местным фондом имущества.[1] На фабрику претендовали также Mars и Philip Morris, но работники «России» считают, что руководство фабрики во главе с Алексеем Хомяковым было покорено швейцарскими методами наглядной агитации.[1]
В Москве открывается завод по производству мороженого Baskin Robbins.[1]
Начинается строительство фабрики Heinz в Ставрополье.[1] Стоимость проекта оценивается в $25 млн.[1] Фабрика предназначена для выпуска детского питания.[1]Предполагается, что 99 % всех необходимых продуктов и материалов будет закупаться у российских производителей.[1]
Поставки наиболее известных марок элитного алкоголя в Россию фактически монополизируются компанией «Руст», созданной в начале 1992 года Рустамом Тарико.[1] Сначала компания получила эксклюзив на продажу Martini, а в 1995 году «Руст» подписал дистрибуторское соглашение с United Distillers (виски Johnny Walker) и начал поставки ромаBacardi
.[1]Консорциум компаний во главе с Инкомбанком приобретает за $13 млн контрольный пакет акций второй по размерам кондитерской фабрики в Москве — имени Бабаева.[1]Администрация фабрики пытается бороться с представителями «Инкома» с помощью правительства Москвы, однако эти попытки оказываются тщетными.[1]
Между Россией и Кубой подписан договор о поставках Россией нефти в обмен на кубинский сахар-сырец.[1] Операциями нефть—сахар занимаются две компании — «Альфа-Эко» и «МЕНАТЕП-Импекс».[1] В рамках этого договора в Россию поставляется 1 млн т кубинского сахара-сырца в обмен на 3 млн т нефти.[1] Аналогичные операции проводились в 1996 и 1997 годах.[1]
[править]1996 год
Coca-Cola начала строительство завода в Красноярске.[1] Весь прошлый год компания пыталась договориться с одним из крупнейших в Сибири производителей прохладительных напитков — новосибирским ВИНАПом.[1] Однако ВИНАП, долгое время работавший с PepsiCo, предпочёл не менять партнера и от выпуска «коки» отказался.[1]
В России создана Чайная ассоциация России (ЧАР).[1] Инициатором этого процесса стала компания «Майский чай».[1] Создание ЧАР сопровождалось весьма серьёзным скандалом.[1] Два крупнейших оператора рынка — ТД «Никитин» и компания Dilmah — обвинили «Майский чай» в попытке лоббировать свои интересы через ассоциацию.[1] В последующие годы с ослаблением позиций «Майского чая» на рынке роль ЧАР также резко снизилась.[1]
Департамент ветеринарии Минсельхозпрода ввёл заперт на ввоз куриного мяса из США.[1] Официальной причиной стали результаты проверки российскими ветврачами нескольких птицеферм США.[1] Проверка выявила нарушение норм температурного режима хранения «ножек Буша».[1] Возобновление поставок обсуждалось в рамках комиссииГор
—Черномырдин.[1] По неофициальной версии, запрет был введён по инициативе одного из наиболее крупных на тот момент импортеров куриного мяса, сделавшего до распоряжения департамента ветеринарии грандиозные закупки окорочков впрок.[1]Инкомбанк, владелец контрольного пакета акций Кондитерской фабрики имени Бабаева, объявляет о создании на базе предприятия кондитерского холдинга «Бабаевский».[1] В дальнейшем в холдинг войдут еще пять предприятий.[1]
Nestle создаёт совместное предприятие с Жуковским хладокомбинатом и приступает к выпуску в России мороженого.[1]
В Москве проходит собрание руководителей макаронных фабрик России, которые потребовали от правительства ограничить с помощью пошлин и квот импорт макаронных изделий в Россию.[1] Правительство никак не отреагировало на требования макаронщиков.[1] А спустя два года в России случился кризис, и импортные макароны ушли с российского рынка без всяких внешних воздействий.[1]
Президент России подписывает указ «О взимании акцизов с подакцизных товаров, происходящих с территории Украины, при ввозе на таможенную территорию РФ».[1] Основная цель указа — поставить барьеры на пути украинской «Русской» и других марок водок, поступающих на отечественные прилавки.[1] Украинское руководство обвинило Россию в нарушении ранее достигнутых договоренностей о свободной торговле между двумя странами.[1]
На этом изменения алкогольного рынка не закончились.[1] Правительство ввело так называемые минимальные цены на отечественную и импортную водку.[1] Тем самым власти пытались заставить бутлегеров продавать свою продукцию по тем же ценам, что и продукцию официальных ЛВЗ.[1] Расчёт был прост — если покупатель увидит на прилавке левую и официальную водку по одинаковой цене, он должен купить официально произведенное горячительное, так как оно качественнее.[1] Но левую водку с прилавков вытеснить так и не удалось — официальные производители пропорционально подняли свои цены, и левая водка так и осталась самой дешёвой, хотя и подорожала.[1]
[править]1997 год
В начале года вводится маркировка акцизными марками отечественной табачной продукции.[1] До этого момента акцизные марки клеились только на импортные сигареты.[1]Введение акцизных марок на отечественное курево сопровождается масштабной неразберихой — на рынке одновременно продаётся как маркированная, так и немаркированная продукция.[1]
Впервые за всю историю алкогольного рынка России дешевеет водка, произведенная на официально работающих ЛВЗ.[1] Причина столь уникального явления проста: правительство ввело новую систему взимания акцизов на алкоголь (акциз от единицы объема) — используемую во всем мире.[1] До этого взимался акциз от себестоимости.[1]
В два раза повышаются импортные пошлины на фасованный чай.[1] В случившемся все винят торговый дом «Никитин».[1] Ему принадлежат три крупные чаеразвесочные фабрики, и на тот момент «Никитин» — единственный крупный оператор чайного рынка, ввозящий нефасованный чай.[1] Все остальные ввозят «фасовку».[1] Конкуренты «Никитина» требуют вернуть пошлины на прежний уровень и обвиняют торговый дом в открытом лоббизме своих интересов.[1] Однако в правительстве эти требования оставили без внимания.[1] А спустя несколько лет обвинители «Никитина» начали налаживать в России собственные производства по фасовке чая.[1]
Летом табачная компания BAT изменила систему дистрибуции своих фабрик («БАТ-Ява» и БАТ-СТФ), передав практически весь сбыт в руки пяти самых крупных дилеров.[1]Вслед за BAT такие же изменения в сбытовой политике провел Philip Morris.[1] А осенью на «БАТ-Ява» были запущены в производство сигареты «Ява золотая», которые на сегодняшний день являются наиболее популярной в России маркой сигарет с фильтром.[1]
Россию сотрясает масштабный ветеринарный скандал.[1] Как выясняется, под видом бельгийского мяса на ряд мясокомбинатов Москвы поступила английская говядина, которая могла быть заражена вирусом BSE, вызывающем у человека болезнь Кройцфельдта—Якоба (коровье бешенство).[1] Хотя о случившемся стало известно спустя три месяца после того, как мясо было переработано в колбасу, поставлено в магазины, куплено и съедено, объём продаж всех московских мясокомбинатов падает на 20-50 %.[1]
В октябре компания Coca-Cola открывает сразу четыре новых завода по розливу своей газировки — во Владивостоке, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону и Красноярске.[1]Общий объём инвестиций Coca-Cola в Россию достиг $600 млн.[1]
Из компании «Союзконтракт», являвшейся одним из крупнейших импортеров продовольствия в Россию (по официальной информации, оборот в 1996 году составил $800 млн, по неофициальной — $1,2 млрд), уходят два учредителя — Юрий Рыдник и Константин Романов.[1] Им принадлежали 20 % акций компании.[1] При этом именно Ю.Рыдник и К.Романов обеспечивали оперативное управление компанией.[1] Ушедшие создали прямого конкурента «Союзконтракту» — компанию «Балтийская группа».[1] После кризиса 1998 года «Балтийской группы» не стало.[1] В «Союзконтракте» полностью сменился состав учредителей.[1]
Пивоваренная компания «Балтика» купила контрольный пакет акций АО «Донское пиво» (Ростов-на-Дону).[1] После этого ростовское предприятие получило $30 млн на расширение производства и смогло существенно увеличить сбыт в южном регионе России.[1]
Прекратила свое существование корпорация «Довгань-Защищенное качество» (ДЗК).[1] ДЗК была создана Владимиром Довганем и владельцем банка «Актив» Германом Лиллевяли.[1] На первых порах дела корпорации, организовавшей выпуск более 200 наименований продуктов питания под маркой «Довгань», шли успешно.[1] Однако затем расходы стали превышать доходы, и партнёры разругались.[1] В.Довгань на деньги, привлеченные Борисом Йорданом через фонд «Спутник», создал торговый дом «Довгань», который занимался выпуском водки.[1] Однако в 2001 году марка «Довгань» была продана компании «Дейрос».[1]
Г.Лиллевяли пытался наладить производство продуктов питания под маркой «Смак», но эта попытка закончилась ничем — не удалось договориться с владельцем торговой марки «Смак» Андреем Макаревичем.[1]
[править]1998 год
Правительство установило квоту на беспошлинный ввоз в Россию 600 тыс. тонн сахара с Украины.[1] Однако цены на украинский сахар весь год были значительно выше, чем в России, и квота так и осталась нереализованной.[1]
Девять российских дилеров табачной компании RJR, занимавшиеся дистрибуцией сигарет «Пётр I», объявили компании бойкот и отказались от закупок в связи с изменением условий поставок.[1] Конфликт удалось разрешить спустя два месяца, однако позиции компании «Пётр I» на рынке несколько пошатнулись.[1]
Тендер на право приобретения Ереванского коньячного завода выиграла французская компания Pernod Ricard.[1] Таким образом основной поставщик в Россию армянского коньяка стал французским.[1]
В Ленобласти Philip Morris начала строительство новой табачной фабрики.[1] Фабрика была построена в начале 2000 года и стоила $300 млн.[1] После этого импорт в Россию самой известной марки сигарет — Marlboro — прекратился.[1] Теперь её делают в посёлке Горелово под Санкт-Петербургом.[1]
Гордость отечественной мясоперерабатывающей промышленности — московский мясокомбинат «Микомс» (бывший имени Микояна) — обанкротился.[1] Большинство его рабочих было уволено.[1] Имущество комбината поделили между собой кредиторы — несколько крупных банков, а также импортеры мяса, поставлявшие продукцию на мясокомбинат.[1]
Группа «Красный Октябрь» объявила о покупке санкт-петербургской фабрики «Петроконф» у концерна Kraft Jacobs Suchard.[1] Концерн купил предприятие (оно называлось фабрикой имени Самойловой) в 1995 году и продал как непрофильное.[1]
Сразу после августовского дефолта все поставки импортного продовольствия в Россию полностью прекратились.[1] Ряд импортёров вообще были вынуждены уйти с рынка — большинство импортных товаров после кризиса подорожало в четыре раза адекватно доллару, и спрос на них резко упал.[1] Из магазинов один за другим исчезли иностранные продукты питания.[1] Однако продуктового дефицита удалось избежать.[1] Российские производители в рекордные сроки увеличили производство и закрыли бреши на рынке.[1]
[править]1999 год
Табачная компания British American Tobacco Plc. (BAT), занимающая второе место в мире по объёмам продаж, объявила о слиянии с Rothmans International.[1] Фактически же BAT поглотила Rothmans, что обошлось его учредителям в $8,67 млрд.[1] В России офисы обеих компаний были объединены, а в структуру BAT вошла фабрика «Ротманс-Нево».[1] Основной конкурент BAT — RJR — продаёт свое международное подразделение (RJR International) японской табачной компании Japan Tobacco.[1] Теперь российский офис RJR International называется Japan Tobacco International.[1]
С российского рынка уходит крупнейший английский производитель соков — компания Del Monte.[1] Причиной ухода стали убытки, понесённые компанией в ходе кризиса.[1] Del Monte была чуть ли не единственной компанией, которая могла бы в перспективе составить конкуренцию Wimm-Bill-Dann (WBD).[1] Но WBD повезло.[1]
Бельгийский пивной концерн Interbrew и группа компаний Sun, являющаяся вторым после «Балтики» производителем пива в России, создали СП Sun-Interbrew.[1] Учредители передали новой структуре девять пивоваренных заводов в России и на Украине, что позволило аналитикам говорить о крупнейшем слиянии в истории российской пивной индустрии.[1] Причины слияния просты.[1] У Sun не хватало средств на проведение реконструкции шести собственных предприятий.[1] А бельгийцы слишком поздно вышли на рынок СНГ и успели купить лишь омский пивзавод «Росар» да договориться о покупке Клинского комбината.[1]
Арбитражный суд Московской области оставил без удовлетворения жалобу Philip Morris на производителя сигарет «Инвест-Траст».[1] «Инвест-Траст» выпускает сигареты «Союз-Планета» и «Евро Стрит», которые не только по названию, но и по внешнему виду сильно смахивают на «Союз—Аполлон» и Bond Street — марки, принадлежащие Philip Morris.[1] Через неделю после суда фотография лежащих рядом пачек сигарет от «Инвест-Траста» и Philip Morris появилась в Wall Street Journal.[1] Из сопровождающей статьи следовало, что с защитой интеллектуальной собственности в России по-прежнему всё плохо.[1]
Самарский завод «Жигулёвское пиво», которому принадлежал товарный знак «Жигулевское», потребовал от предприятий пивоваренной отрасли, выпускающих пиво под этой маркой, платить роялти или прекратить производство.[1] Так как большинство производителей на письмо не отреагировало, юристы «Жигулёвского пива» обратились в суд.[1]После этого с подачи обиженных пивоваров апелляционная палата «Роспатента» дискламировала (то есть сняла правовую защиту) с названия «Жигулёвское».[1]
Группа компаний Wimm-Bill-Dann приобрела контрольный пакет акций нижегородского пивкомбината «Волга».[1] В дальнейшем WBD купил акции «Пивоиндустрии Приморья» иМоскворецкого пивоваренного завода
.[1] Все три предприятия были объединены в холдинг ЦЕПКО.[1]Останкинский и Очаковский молочные комбинаты, а также компания New Zealand Milk (NZM) попытались создать единую сбытовую сеть, создав компанию «Молочный альянс».[1]Однако затея не удалась.[1] «Мы исходим из западных принципов управления, а „Останкино“ — из советских»,— заявил один из сотрудников NZM.[1] В результате свежесозданная компания стала простым дистрибутором NZM.[1] А «Останкино» и «Очаково» продают свои товары сами.[1]
[править]2000 год
В Санкт-Петербурге разгорелся скандал вокруг небольшого, но весьма современного молочного комбината «Роска».[1] Один из основных акционеров предприятия — молочный комбинат «Петмол» — продал принадлежащие ему 47,47 % акций «Роски» концерну «Колибри».[1] Действиями «Петмола» был весьма недоволен местный Сбербанк, который владеет порядка 40 % акций «Роски».[1] Дело в том, что на момент продажи у «Колибри» уже было 5 %.[1] Иными словам, после сделки «Колибри» стал обладателем контрольного пакета акций «Роски».[1] Однако оспорить сделку банкирам так и не удалось.[1]
Постановлением правительства создаётся федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Росспиртпром».[1] Генеральным директором предприятия назначен совершенно неизвестный в алкогольной среде Сергей Зивенко.[1] Спустя несколько месяцев Мингосимущества передает ФГУП госпакеты акций более чем 120 ликёроводочных предприятий.[1] После этого ФГУП меняет власть на этих предприятиях — в ряде случаев с помощью судебных приставов и ОМОНа.[1]
Владелец контрольного пакета акций московского ликероводочного завода «Кристалл» — правительство Москвы — отправляет в отставку генерального директора предприятияЮрия Ермилова
.[1] На его место назначается Александр Романов.[1] Однако старая администрация завода во главе с бухгалтером завода Владимиром Свирским отказывается признавать А.Романова.[1] После этого сторонники А.Романова взяли «Кристалл» штурмом.[1] Затем контрольный пакет акций завода Москва передала в «Росспиртпром».[1]Руководство ФГУП уволило А.Романова, а на его место назначило сторонника В.Свирского — Сергея Лукашука.[1] Однако в 2001 году С.Лукашук был уволен.[1]Вводится лицензирование оптовой продажи и производства табачных изделий.[1] Эксперты утверждают, что это приведёт к сокращению числа операторов рынка.[1] Однако в реальности никаких серьёзных последствий лицензирование не принесло.[1] А на следующий год лицензии на оптовую продажу сигарет были отменены.[1]
Компания Unilever через Министерство по антимонопольной политике РФ заставила российскую компанию «Петросоюз» убрать с ТВ рекламу «масла мягкого „Деревенского“»: на его этикетке изображена натуральная корова, а масло мягкое «Деревенское» на самом деле не масло, а маргарин.[1] Это и возмутило Unilever, которая выпускает аналогичный продукт — маргарин Rama, но коров на этикетке не рисует.[1]
Компания «Альфа-Эко» через три кипрских офшора покупает 50 % акций Торгового дома поставщика двора его императорского величества П. А. Смирнова и потомков в Москве.[1] Договориться с основателем торгового дома Б.Смирновым новым акционерам так и не удалось.[1] В результате офис торгового дома на Пятницкой новые акционеры взяли штурмом.[1] После этого Б.Смирнов был отстранён от управления компанией.[1]
[править]2006 год
В 2006 году Россия вышла на четвёртое место в мире по производству пива, увеличив его выпуск на 9,8 %.[2][3]
[править]Виноделие
Основная статья: Виноделие в России
Последние 10 лет отрасль виноделия в России стремительно растет и развивается. Российские виноделы ориентируются на опыт и технологии успешных зарубежных компаний, презентуют продукцию на международных выставках и конкурсах. Маркетинговое исследование рынка вин России, проведенное компанией GLOBAL REACH CONSULTING (GRC), выявило рост спроса на продукцию отечественного производства.[4]
За последние годы компании-производители акцентировали внимание на реализации маркетинговых стратегий по продвижению продукции на рынке. Премиальный внешний вид вин и грамотные пиар-кампании способствуют восприятию продукта как высокачественного и «статусного» — презентабельность имеет решающее значение для потребителя. Следствием является рост потребления вина российского производства и увеличение доли отечественной продукции в структуре спроса. Если в 2007 году доля импортной продукции на рынке составляла — 47,1 %, то в 2010 году — лишь 43,5 %. Также способствует перспективной рентабельности винодельческой отрасли увеличение урожайности за последние годы.[5]
В 2009 г. продажи вина сократились на 6 %, что в большей степени является следствием мирового экономического кризиса. За время финансового неблагополучия и восстановления после него, на рынке наблюдается общее снижение потребления продукции, а также смещение потребительских предпочтений в сторону сегмента «эконом».[6]
В то же время вино является наиболее предпочитаемым алкогольным напитком россиян: его предпочитают более 33 % опрошенных. Отсюда следует, что одновременно с относительной стабилизацией ситуации на финансовом рынке России, потребление вина восстановит, а позже и превысит докризисный уровень.[7]
Россия произвела 8,2 млн гектолитров вина в 2010 году, что ставит страну на седьмое место среди крупнейших мировых производителей вина, между Чили и Португалией, согласно списку, опубликованному Международной организацией лозы и вина.[8]
[править]Ссылки
§ Пищевая промышленность // Коммерсантъ-Власть, 25 сентября 2001
§ [1]
§ Факторы конкурентоспособности // ИНП РАН
§ График производства мармеладно-пастильных изделий в России
§ График производства плодоовощных консервов в России
§ График объёма иностранных инвестиций в производство шоколада и сахаристых кондитерских изделий в России
[скрыть] Пищевая промышленность России — часть российской промышленности | |
Машиностроение | Транспортное машиностроение • Автомобильная промышленность • Авиационная промышленность • Судостроение •Железнодорожное машиностроение • Энергетическое машиностроение • Атомное энергетическое машиностроение •Сельскохозяйственное машиностроение (Тракторостроение) • Аэрокосмическая промышленность • Двигателестроение •Инвестиционное машиностроение • Моторостроение • Оборонно-промышленный комплекс • Электронная промышленность • Микроэлектроника • Станкостроение • Приборостроение • Металлургическое машиностроение •Химическое машиностроение • Электротехническая промышленность • Радиоэлектроника • Инструментальная промышленность • Тяжёлое машиностроение • Горнорудное машиностроение • Угольное машиностроение |
Топливная промышленность | Нефтяная промышленность • Нефтеперерабатывающая промышленность • Газовая промышленность • Угольная промышленность • Торфяная промышленность • Сланцевая промышленность |
Металлургия | Чёрная металлургия • Цветная металлургия (Алюминиевая промышленность) • Горная металлургия |
Добыча полезных ископаемых | Добыча угля • Добыча торфа • Добыча нефти • Добыча природного газа • Добыча урана • Добыча тория • Добыча металлических руд |
Пищевая промышленность | Сахарная промышленность • Пивоваренная промышленность • Табачная промышленность |
Прочие отрасли | Химическая промышленность • Лесная промышленность • Промышленность строительных материалов •Электроэнергетика • Атомная промышленность • Лесобумажная промышленность • Обрабатывающая промышленность • Тяжёлая промышленность • Фармацевтическая промышленность • Целлюлозно-бумажная промышленность • Шинная промышленность • Цементная промышленность |
История | 1990-е годы (1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009,2010, 2011) • История газовой промышленности • История нефтяной промышленности • Оборонно-промышленный комплекс в 2007 году |
События | Правительство намерено завершить приватизацию угольной промышленности в 2002 году • В марте 2002 года правительство рассмотрит стратегию развития отраслей промышленности на 8 лет • Прежде чем говорить о пенсионной реформе и авиационной промышленности, Касьянов призвал бороться с инфляцией • В июне 2002 года темпы роста в сырьевых отраслях превысили все прогнозы • Всемирный банк даст России кредитные гарантии на $200 млн. для привлечения инвестиций в угольную промышленность • Всемирный банк готов оплатить структурную перестройку угольной промышленности |
[скрыть]Экономика России | |
Промышленность | Тяжёлая промышленность • Лёгкая промышленность • Сельскохозяйственное машиностроение • Атомная промышленность • Аэрокосмическая промышленность • Авиационная промышленность • Микроэлектроника •Газовая промышленность • Добыча полезных ископаемых • Лесобумажная промышленность • Пищевая промышленность • Производство мяса птицы • Нефтяная промышленность • Нефтепереработка •Машиностроение • Двигателестроение • Инвестиционное машиностроение • Транспортное машиностроение •Автомобильная промышленность • Грузовое автомобилестроение • Легковое автомобилестроение •Железнодорожное машиностроение • Судостроение • Моторостроение • Оборонно-промышленный комплекс •Производство средств ПВО • Энергетическое машиностроение • Атомное энергетическое машиностроение •Металлургия • Горная металлургия • Цветная металлургия • Чёрная металлургия • Химическая промышленность • Промышленность строительных материалов • Ракетно-космическая промышленность •Лесная промышленность • Электроэнергетика • Угольная промышленность • Фармацевтическая промышленность • Электронная промышленность • Самолётостроение • Производство урана |
Сельское хозяйство | Животноводство • Растениеводство |
Строительство | Жилищное строительство |
Транспорт | Железнодорожный транспорт • Автомобильный транспорт • Воздушный транспорт • Морской транспорт • Речной транспорт • Трубопроводный транспорт • Городской рельсовый транспорт • Сухопутный транспорт • Водный транспорт • Космический транспорт |
Связь | Телекоммуникации |
Торговля | Розничная торговля • Оптовая торговля • Бартер • Доля импортной продукции на российском рынке |
Финансы | Фондовый рынок • Страхование • Индекс ММВБ • Индекс РТС • Курс доллара США к российскому рублю •Банковская система • Государственные финансы • Ипотека • Валютная ипотека • Медицинское страхование •Приток капитала • Внешний долг • Государственный внешний долг • МФЦ • ММВБ |
Прочие отрасли | Сектор информационно-коммуникационных технологий • Атомный комплекс • Высокотехнологический комплекс • ЖКХ • Лесопромышленный комплекс • Рыбохозяйственный комплекс • Телекоммуникационная отрасль • Топливно-энергетический комплекс • Нефтегазовый комплекс • Шоу-бизнес • Энергетика |
Основные фонды | Коммерческие организации • Некоммерческие организации |
Инвестиции | Инвестиции в железнодорожном транспорте • Инвестиции в электроэнергетике • Инвестиционный климат •Иностранные инвестиции • Инвестиции Франции в Россию • Инвестиционный фонд |
Внешнеэкономические отношения | Внешняя торговля (1999 год) • Экспорт (2005 год, 2006 год, 2007 год, 2008 год, 2009 год, 2010 год) • Импорт •Квазиэффективный экспорт • Кредитование Россией Белоруссии • Российские инвестиции на Украине •Российско-грузинские экономические отношения • Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России • Единое экономическое пространство • Военно-техническое сотрудничество • Таможенное регулирование • Экспортные пошлины (на нефть) |
Доходы населения | Заработная плата • Пенсии • Минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум |
Налоги и сборы | Акцизы • Задержки налоговых платежей в банках (1998—1999) • НДС • Налог на прибыль • Налоговая система• Налогообложение добычи полезных ископаемых • Налогообложение доходов физических лиц • Подоходный налог с физических лиц • Уклонение от налогов • Уклонение от налогов в 1990-е годы • Налоги и сборы в социальные фонды |
Социально-экономическая политика | Экономическая политика • Экономические реформы в 1990-х годах • Либерализация цен • Либерализация внешней торговли • Приватизация • Антиинфляционная политика • Реформа валютного регулирования •Реформа системы ВТС • Земельная реформа • Инвестиционная политика • Налоговая политика • Основные направления налоговой политики на 2009—2011 годы • Основные направления налоговой политики на 2008—2010 годы • Основные направления налоговой политики на 2007—2009 годы • Налоговые реформы •Налоговая реформа (2000—2008) • Последствия реформы подоходного налога • Реформа ЖКХ • Реформа электроэнергетики • Реформа электроэнергетической системы • Хронология реформы электроэнергетической системы • Реформа железнодорожного транспорта • Банковская реформа • Реформа системы ОМС • Реформа финансовой инфраструктуры • Государственное регулирование рынка алкоголя • Программа антикризисных мер правительства на 2009 год • Программа повышения эффективности государственного управления и регулирования на 2005—2008 • Программа развития «человеческого» капитала и повышения качества жизни на 2005—2008 • Программа создания и развития рыночных институтов на 2005—2008 • Программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу (2005—2008) • Бюджетная политика •Бюджетная реформа • Долговая политика • Реформа социальных льгот • Экономические реформы в 2000-х годах • Денежные реформы • Пенсионная реформа • Реформа ВПК • Реформа «Газпрома» • Социально-экономическая политика В. В. Путина • Приоритетные национальные проекты («Развитие АПК», «Жильё»,«Здоровье», «Образование») • Реформа корпоративного управления • Межбюджетные отношения |
Экономическое законодательство | Налоговый кодекс • Земельный кодекс • Бюджетный кодекс • Гражданский кодекс |
История | 1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006,2007, 2008, 2009, 2010, 2011) • История промышленности • История газовой промышленности • Добыча полезных ископаемых в 2008 году • История нефтяной промышленности |
Экономические кризисы | 1998 год • 2008-2009 годы |
Экономические форумы | Петербургский международный экономический форум |
НИИ | Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН |
Экономические вузы | Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова • Высшая школа экономики • Российская экономическая школа |
Экономические издания | Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН • Эксперт |
Государственные органы | Министерство экономического развития • Министерство финансов • Министерство по налогам и сборам •Министерство промышленности и энергетики • Министерство сельского хозяйства • Министерство торговли •Министерство транспорта • Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству • Налоговая полиция• Министерство топлива и энергетики |
Экономисты | В. А. Яковлев • С. В. Чемезов • Ю. В. Васильев • Е. М. Примаков • В. В. Путин • А. В. Сарычев • А. Р. Саркисян •В. А. Зубков • В. В. Гаевский • Д. Б. Кувалин • И. Б. Муслимов • А. Л. Кудрин • Д. В. Мантуров • С. М. Игнатьев •А. Э. Сердюков • В. М. Полтерович • Р. М. Нуреев • Е. Т. Гайдар • А. Д. Некипелов • В. А. Волконский •Н. М. Римашевская • Б. И. Смагин • М. В. Ершов • А. К. Мансуров • А. В. Сидорович |
Регионы | Межрегиональная дифференциация по уровню экономического развития |
Прочее | Инновации • Дефицит товаров • Малое предпринимательство • Производительность труда • Раздаточная экономика • Теневая экономика • Водные ресурсы • Инфляция • Лесные ресурсы • Монополизм • Картельные соглашения • Особые экономические зоны • Особая экономическая зона «Липецк» • Цены • Формирование цен на воду • Крупнейшие производители • Рыболовство • Безработица • Доля на мировом рынке • ВВП • Доля в экономике • ГЛОНАСС • Нанотехнологии • Сколково • Роль ТЭКа в экономике • Роль нефтяных цен в экономическом росте |