Издержки обращения: экономически сущность, классификация, факторы на них влияющая.
Издержки обращения – это выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда по доведению товаров от производителя к потребителю, преобразованию производственного ассортимента в торговый, организации процесса купли-продажи и потребления, удовлетворению спроса потребителей. Издержки потребления представляют собой общественно-необходимые затраты труда, обеспечивающие выполнение торговлей своих функций и задач.
Издержки обращения характеризуются суммой и уровнем. Их уровень в розничной торговле определяется в процентах к розничному товарообороту. Уровень издержек обращения – важный качественный показатель торговой деятельности. По этому показателю судят, с одной стороны, о величине затрат в расчете на 1 тыс. р. товарооборота, с другой – о доле торговых расходов в розничной цене, с третьей – об эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Оптимальный уровень издержек соответствует наилучшему способу использования ограниченных ресурсов для достижения поставленной цели – обеспечения конкурентоспособности.
Наряду с показателем издержек обращения в экономике используется показатель издержек потребления. Издержки потребления представляют собой затраты на поиск товара, его покупку, доставку домой, подготовку к потреблению.
Издержки обращения условно подразделяются на чистые и дополнительные. Чистые издержки – это затраты по организации процесса купли-продажи, содержанию административно-управленческого персонала, расходы на учет и отчетность. Дополнительные издержки обусловлены продолжением процесса производства в торговле (фасовка, упаковка), преобразованием производственного ассортимента в торговый.
Деятельность предприятий торговли сопряжена с текущими затратами живого и овеществленного труда на закупку, транспортировку, хранение, подработку, подсортировку и реализацию товаров.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99) расходами организации признаются уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновение обязательств, приводящих к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников) имущества. Расходы организации (предприятия) подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы (операционные, внереализационные, чрезвычайные).
Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции; приобретением и продажей товаров; выполнением работ и оказанием услуг.
Выраженные в денежной форме текущие затраты живого и овеществленного труда, связанные с доведением товаров от производителя до потребителя и их реализацией, называются издержками обращения. Издержки обращения являются частью расходов по обычным видам деятельности, так как не включают стоимость закупки товаров.
Издержки обращения характеризуются абсолютной (суммой) и относительной (уровнем) величинами. Уровень издержек обращения рассчитывается путем процентного отношения суммы издержек обращения к обороту торгового предприятия. На предприятиях розничной торговли уровень издержек обращения определяется как процентное отношение суммы издержек обращения к обороту розничной торговли, на предприятиях оптовой торговли — ко всему обороту, на предприятиях общественного питания — ко всему обороту.
Уровень издержек обращения является одним из показателей конкурентоспособности предприятия. Он отражает долю текущих расходов предприятия в цене товара. Предприятия должны стремиться к снижению уровня издержек обращения, так как при более низком уровне издержек обращения предприятие может получить более высокую прибыль от реализации товаров и установить более низкие цены на товары, а это обеспечит ему рост объема продаж, увеличение его доли на местном рынке и повышение конкурентоспособности.
При этом снижение уровня издержек обращения должно достигаться при условии формирования и расширения ассортимента товаров, улучшения состояния материально-технической базы предприятия и повышения качества торгового обслуживания покупателей. Для того чтобы поддерживать свой имидж, обеспечивать высокое качество обслуживания покупателей, предприятия могут идти на единовременное повышение уровня расходов.
Под управлением затратами предприятия понимается оптимизация их суммы и уровня, при котором обеспечиваются предусмотренные объем оборота и размер прибыли, необходимые для экономического и социального развития предприятия.
Издержки обращения классифицируются по различным признакам:
— Для целей учета, анализа и планирования издержки обращения подразделяются на отдельные статьи расходов. В соответствии с НК РФ (ст. 252, 264) организации могут самостоятельно устанавливать перечень статей расходов. В предприятиях торговли используется следующая номенклатура статей расходов:
• транспортные;
• на оплату труда;
• на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений оборудования, инвентаря;
• отчисления на социальные нужды (единый социальный налог);
• амортизация основных средств;
• износ санитарной и специальной одежды, столового белья, посуды, приборов, других малоценных и быстроизнашивающихся предметов;
• на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд;
• на хранение, подработку, подсортировку товаров;
• потери товаров и технологические отходы;
• на тару;
• прочие.
— По экономическому содержанию все издержки подразделяются на материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы.
К материальным расходам относятся расходы по транспортировке товаров, по содержанию и эксплуатации основных средств, по таре, потери при хранении и транспортировке товароматериальных ценностей в пределах норм естественной убыли, технологические потери, расходы по таре и упаковке товаров, другие расходы.
В расходы на оплату труда включаются заработная плата работников по тарифным ставкам, должностным окладам сдельным расценкам или в процентах от выручки; премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам окладам за производственное мастерство, высокие достижения в труде; выплаты стимулирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда; оплата отпусков; районные надбавки и надбавки за работу в тяжелых природно-климатических условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации; отчисления на социальные нужды (пенсионное страхование, медицинское страхование, государственное социальное страхование) в размере 26% от суммы расходов на оплату труда; другие выплаты.
В расходах по амортизации основных средств отражаются суммы начисленной амортизации на полное восстановление амортизируемого имущества. Амортизируемым имуществом является имущество, находящееся у предприятия на праве собственности и используемое им для извлечения дохода, со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью от 10 000 рублей и выше.
К прочим расходам относятся суммы налогов и сборов, начисляемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; расходы на обеспечение пожарной безопасности расходы по охране имущества; арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество; расходы на содержание служебного транспорта, расходы на командировки; представительские расходы; расходы на подготовку и переподготовку кадров; расходы на канцелярские товары; расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие услуги связи; расходы на рекламу и другие расходы.
— В зависимости от выполняемых функций все издержки обращения подразделяются на оперативные (расходы, связанные с выполнением различных операций торгово-технологического процесса) и административно-управленческие расходы (расходы по содержанию административно-управленческого персонала: его заработная плата, командировочные расходы, почтово-телеграфные расходы, содержание офисов и т. п.).
— По способу отнесения расходов на расходы по реализации различных групп товаров издержки делятся
на прямые, непосредственно относимые на конкретные товарные группы, и косвенные, относящиеся к деятельности предприятия в целом и распределяемые по группам товаров по различным критериям.
— По степени зависимости от изменения объема оборота выделяются условно-постоянные и условно-переменные издержки обращения. Сумма условно-постоянных издержек обращения не зависит от изменения объема оборота (расходы на аренду и содержание помещений, расходы на оплату труда в части повременной формы и т. д.). При росте или снижении объема оборота сумма условно-постоянных расходов остается неизменной. Условно-переменные издержки обращения зависят от изменения объема оборота (транспортные расходы, расходы на оплату труда по сдельным расценкам, расходы на хранение товаров, подработку, подсортировку, упаковку, расходы по таре, потери товаров в пределах норм естественной убыли и др.). С ростом объема оборота сумма условно-переменных расходов возрастает и наоборот. Затраты на предприятиях общественного питания имеют особенность. Предприятия общественного питания выполняют три функции (производство собственной продукции, реализация собственной и покупной продукции и организация питания) и соответственно им несут расходы. Расходы в предприятиях питания называются расходами на производство и реализацию продукции. В составе расходов предприятий питания есть такие расходы, как расходы на топливо, газ, электроэнергию для; производственных нужд и износ санитарной одежды, столового белья, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, столовой посуды и приборов.
На сумму и уровень издержек предприятий торговли и питания оказывает влияние множество факторов, которые можно подразделить на внешние и внутренние.
Внешние факторы, не зависящие от деятельности предприятий, — это уровень цен на экономические ресурсы; стоимость услуг других организаций; инфляция; ставки налоговых и других платежей, относимых на издержки.
Внутренние факторы, зависящие от деятельности предприятий, — это объем и структура оборота; состав оборота по видам (в опте — транзитный и складской, в общественном питании — по собственной продукции и покупным товарам); эффективность и производительность труда; порядок начисления амортизации; скорость обращения средств, вложенных в товарные запасы; состояние материально-технической базы; формы и системы оплаты труда и др.