Доходы предприятия торговли и питания: содержание, виды, пути увеличения.
Получение доходов является одним из необходимых условий развития предприятий различных организационно-правовых форм и отраслей. В соответствии с принципами самоокупаемости и, самофинансирования доходы должны обеспечивать возмещение всех расходов (включая расходы на оплату труда работников) и образование прибыли, необходимой для производственного и социального развития предприятия.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99) доходом организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
Доходы в зависимости от их характера, условий получения и направлений деятельности подразделяются на следующие виды: доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы, к которым относятся операционные доходы, внереализационные доходы, чрезвычайные доходы.
Основную часть доходов, получаемых предприятием, составляют доходы от обычных видов деятельности, в торговле от реализации товаров, в общественном питании — от реализации продукции собственного производства и покупных товаров. В соответствии с ПБУ 9/99 доходом от обычной деятельности является выручка от продажи товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг, без налога на добавленную стоимость и аналогичных обязательных платежей (экспортные пошлины, акцизы). Основная часть полученного в виде выручки дохода идет на покрытие расходов по приобретению товаров (покрытие стоимости реализованных товаров по ценам приобретения), а на предприятиях питания — и стоимости сырья и продуктов для производства собственной продукции. Другая часть представляет собой доход от торговых надбавок (наценок предприятий питания). В отчете о прибылях и убытках он называется валовой прибылью. Именно этот доход покрывает издержки обращения и формирует прибыль от продаж.
К операционным доходам относятся поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации; поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (доходы по ценным бумагам и др.); прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности; поступления от продажи основных фондов и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты); проценты за использование банком денежных средств организации, находящихся на счете в этом банке и другие.
Внереализационными доходами являются штрафы, пени, неустойки, полученные за нарушение условий договоров; активы, полученные безвозмездно; поступления в возмещение причиненных убытков; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; курсовые разницы; суммы дооценки активов (кроме внеоборотных) и другие.
Чрезвычайные доходы —это поступления как последствия чрезвычайных обстоятельств (страховые возмещения и т. п.).
Для характеристики доходов предприятий торговли и питания используют показатели суммы доходов за определенный период, уровня в процентах к обороту (процентное отношение суммы доходов за определенный период к обороту за этот же период), уровня доходности(процентное отношение суммы доходов за определенный период к средней стоимости вложенного капитала за этот же период).
В современных условиях важное значение имеет эффективное управление доходами предприятия, что означает грамотное формирование и использование доходов, систематический их анализ, разработку экономически обоснованных планов доходов и формирование рациональной ценовой политики.
Управление доходами предприятия наряду с их анализом, планированием и обоснованием размеров торговых надбавок (наценок) предполагает разработку мер по увеличению доходов.
Основными направлениями повышения доходности предприятий торговли и питания могут быть следующие:
• увеличение объема оборота;
• совершенствование структуры оборота, расширение и обновление ассортимента товаров (продукции собственного производства и покупных товаров предприятий питания) в соответствии со спросом потребителей;
• поиск наиболее выгодных поставщиков товаров, увеличение объема закупок непосредственно у предприятий производителей и уменьшение числа посредников;
• использование системы скидок по договоренности с поставщиками;
• повышение качества торгового обслуживания, расширение перечня услуг, оказываемых покупателям;
• пересмотр размеров торговых надбавок (наценок предприятий питания) с целью повышения их экономической обоснованности, гибкое маневрирование размерами торговых надбавок и наценок;
• использование эффективной маркетинговой политики, осуществление рекламной и информационной деятельности;
• изыскание возможностей получения дополнительных (операционных и внереализационных) доходов и др.