Доходы предприятия торговли и питания: содержание, виды, пути увеличения.

Получение доходов является одним из необходимых условий развития предприятий различных организацион­но-правовых форм и отраслей. В соответствии с принципа­ми самоокупаемости и, самофинансирования доходы должны обеспечивать возмещение всех расходов (включая расходы на оплату труда работников) и образование прибыли, не­обходимой для производственного и социального развития предприятия.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99) доходом организации при­знается увеличение экономических выгод в результате пос­тупления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению ка­питала этой организации, за исключением вкладов участни­ков (собственников имущества).

Доходы в зависимости от их характера, условий получения и направлений деятельности подразделяются на следующие виды: доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы, к которым относятся операционные доходы, внереализацион­ные доходы, чрезвычайные доходы.

Основную часть доходов, получаемых предприятием, со­ставляют доходы от обычных видов деятельности, в торгов­ле от реализации товаров, в общественном питании — от реализации продукции собственного производства и покупных товаров. В соответствии с ПБУ 9/99 доходом от обычной де­ятельности является выручка от продажи товаров, поступ­ления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг, без налога на добавленную стоимость и аналогичных обязательных платежей (экспортные пошлины, акцизы). Основная часть по­лученного в виде выручки дохода идет на покрытие расходов по приобретению товаров (покрытие стоимости реализован­ных товаров по ценам приобретения), а на предприятиях пита­ния — и стоимости сырья и продуктов для производства собс­твенной продукции. Другая часть представляет собой доход от торговых надбавок (наценок предприятий питания). В отчете о прибылях и убытках он называется валовой прибылью. Именно этот доход покрывает издержки обращения и формирует при­быль от продаж.

К операционным доходам относятся поступления, свя­занные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации; поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (доходы по ценным бумагам и др.); прибыль, полученная организацией в резуль­тате совместной деятельности; поступления от продажи основ­ных фондов и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты); проценты за использование бан­ком денежных средств организации, находящихся на счете в этом банке и другие.

Внереализационными доходами являются штрафы, пени, неустойки, полученные за нарушение условий договоров; ак­тивы, полученные безвозмездно; поступления в возмещение причиненных убытков; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; кур­совые разницы; суммы дооценки активов (кроме внеоборотных) и другие.

Чрезвычайные доходы —это поступления как последствия чрезвычайных обстоятельств (страховые возмещения и т. п.).

Для характеристики доходов предприятий торговли и пи­тания используют показатели суммы доходов за определенный период, уровня в процентах к обороту (процентное отношение суммы доходов за определенный период к обороту за этот же период), уровня доходности(процентное отношение суммы до­ходов за определенный период к средней стоимости вложенно­го капитала за этот же период).

В современных условиях важное значение имеет эффек­тивное управление доходами предприятия, что означает гра­мотное формирование и использование доходов, систематичес­кий их анализ, разработку экономически обоснованных планов доходов и формирование рациональной ценовой политики.

Управление доходами предприятия наряду с их анализом, планированием и обоснованием размеров торговых надбавок (наценок) предполагает разработку мер по увеличению дохо­дов.

Основными направлениями повышения доходности пред­приятий торговли и питания могут быть следующие:

• увеличение объема оборота;

• совершенствование структуры оборота, расширение и обновление ассортимента товаров (продукции собствен­ного производства и покупных товаров предприятий питания) в соответствии со спросом потребителей;

• поиск наиболее выгодных поставщиков товаров, увели­чение объема закупок непосредственно у предприятий производителей и уменьшение числа посредников;

• использование системы скидок по договоренности с поставщиками;

• повышение качества торгового обслуживания, расши­рение перечня услуг, оказываемых покупателям;

• пересмотр размеров торговых надбавок (наценок пред­приятий питания) с целью повышения их экономичес­кой обоснованности, гибкое маневрирование размера­ми торговых надбавок и наценок;

• использование эффективной маркетинговой политики, осуществление рекламной и информационной деятель­ности;

• изыскание возможностей получения дополнительных (операционных и внереализационных) доходов и др.