Проблема 4. Культура и глобальные проблемы современности.
В процессе глобализации нарастают проблемы культурного развития, кризисные явления. В конце ХХ века американский ученый С.Хантингтон писал о нашем мире как о «расколотой цивилизации».
В 1968 видные западные ученые, социологи, общественные деятели создали организацию «Римский клуб». Идеал организации – гармония человека с природой. Именно Римский клуб сформулировал понятие «глобальные проблемы» - проблемы, являющиеся принципиальными и жизненно важными для всего человечества.
Первопричиной современных глобальных проблем являются: гонка вооружений и угроза ядерной войны, отсталость развивающихся стран, ограниченность естественных источников существования, нарастающие экологические проблемы ( загрязнение окружающей среды, метеоритная угроза), техногенные катастрофы, проблемы народонаселения (падения или роста рождаемости).
Современная культурная ситуация определяется тем, что ее основные черты являются развитием и глобализацией преимущественно американо-западноевропейской культурной традиции. Именно европейская культурная традиция стала «основой» мировой культуры (это явление называют навязчивой вестернизацией и европоцентризмом современной мировой культуры).
В условиях распространения массовой культуры уничтожаются традиционные ценности всех обществ, создается единая «выхолощенная» культура. Массовая культура – сложный социально-культурный феномен, появившийся благодаря высокой степени индустриализации, урбанизации, развития коммуникационно-информационных систем. Рассчитанная на усредненного потребителя, невысокого качества, обладает рядом негативных признаков: культом развлекательности, посредственности, условностью упрощенной символики, примитивизацией отношений между людьми, натуралистическим смакованием насилия и секса, культом успеха сильной личности и жаждой обладания вещами. Она характеризуется высокой степенью отчуждения индивида, потерей индивидуальности, подменяемой эгоизмом. Как следствие, возникают идиотия масс и их легкая манипуляция элитами посредством насаждения культурно-поведенческих штампов через каналы массовых коммуникаций.
Культ техники, техногенный характер цивилизации ведет к утрате человеком власти над техническим прогрессом, порождает техногенные и экологические катастрофы. Перспективы выхода из этой ситуации ученые связывают с осознанным изменением приоритетов в шкале культурных ценностей, новым отношением к природе, формированием экологической культуры; с изменением принципов оценки техники с позиций социокультурных приоритетов наряду с технико-технологической оптимальностью и экономической эффективностью; кардинальным изменением инженерного мышления, преодолением технократической односторонности, организацией инженерного мышления и инженерной деятельности вокруг человека как высшей ценности.
Сводная таблица