МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
В ходе обучения студенты должны получить теоретические знания об основных принципах и категориях отрасли и науки финансового права; научиться толковать и применять нормы финансового права; давать свою оценку деятельности органов исполнительной власти, осуществляющих функции управления и контроля в финансово-кредитной сфере; уметь квалифицировать отдельные виды правонарушений и знать порядок привлечения к ответственности.
Нужно учитывать, что рекомендуемый материал не в состоянии полностью отразить действующую систему актов, содержащих нормы финансового права, которая находится в постоянном развитии. Поэтому обучаемые должны сами внимательно следить за совершенствованием финансового законодательства.
При подготовке к занятиям обучаемые должны изучить вопросы, выносимые на обсуждение, подготовить тезисы ответа по каждому вопросу, выполнить задания к предстоящему занятию.
Самостоятельная подготовка должна носить систематический и непрерывный характер в течение всего периода обучения.
Являясь необходимым элементом дидактической связи различных методов обучения между собой, самостоятельная работа обучаемых призвана обеспечить более глубокое, творческое усвоение понятийного аппарата дисциплины «Финансовое право», содержания основных нормативных правовых актов и литературы по данному учебному курсу.
Организация самостоятельной работы должна строиться по системе поэтапного освоения материала. Метод поэтапного изучения включает в себя предварительную подготовку, непосредственное изучение теоретического содержания источника, обобщение полученных знаний.
Предварительная подготовка включает в себя уяснение цели изучения материала, оценка широты информационной базы анализируемого вопроса, выяснение его научной и практической актуальности. Изучение теоретического содержания заключается в выделении и уяснении ключевых понятий и положений, выявлении их взаимосвязи и систематизации. Обобщение полученных знаний подразумевает широкое осмысление теоретических положений через определение их места в общей структуре изучаемой дисциплины и их значимости для практической деятельности.
Для достижения наиболее эффективного результата при изучении дисциплины «Финансовое право» необходимо студентам учитывать следующее.
Помимо литературы, рекомендованной к использованию настоящим учебно-методическим комплексом, а также преподавателем на консультации по вопросам подготовки рефератов, научных докладов, студент может самостоятельно осуществить подбор материала по изучаемой теме. В этих целях следует изучить научные работы по заданной тематике, опубликованные в периодических изданиях, а также как монографии. Статьи, посвященные проблемам финансового права, могут размещаться как в юридических журналах общей направленности («Хозяйство и право», «Российская юстиция», «Государство и право», «Коллегия» и др.), так и в специализированных журналах - «Финансовое право», «Налоги и финансовое право», «Аудиторские ведомости», «Банковское право», «Все о налогах» и др. Материалы, опубликованные в перечисленных изданиях, также размещаются в базе Справочно-правовой системы: Консультант-Плюс».
В процессе самостоятельной работы студентам следует в полной мере использовать возможности нормативных баз данных. В частности, в справочно-правовой системе «КонультантПлюс» возможен подбор материалов (как нормативно-правовых актов, так и публикаций) по заданной тематике путем использования функции «Поиск по правовому навигатору». Кроме того СПС «КонсультантПлюс» включает обзоры новых и измененных документов, в частности - изменений законодательства, что упрощает процедуру отслеживания оперативной информации.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает, в первую очередь, приобретение навыков работы с нормативными правовыми актами и освоение умений применения норм права в конкретных ситуациях. Используя законы, подзаконные акты, опираясь на материалы арбитражной практики, студенту следует решить следующие задачи, исполнить задания и ответить на поставленные вопросы.