Понятие товарных ресурсов

Планирование розничного товарооборота торгового предприя­тия не должно ограничиваться только обоснованием объема реали­зации товаров. Его следует дополнить расчетом потребности пред­приятия в товарных ресурсах и разработкой мероприятий по орга­низации их закупок в необходимых размерах.

Под товарными ресурсами предметов потребления понимается вся масса продукции на рынке, используемая для производственного, лич­ного потребления и на экспорт. Применительно к предприятию тор­говли товарные ресурсы можно рассматривать как материальную основу розничного товарооборота, т.е. массу товаров, поступившую на предприятие из различных источников, которая предназначена для последующей продажи конечному потребителю для личного или коллективного потребления.

Товарные ресурсы предприятия формируются за смет поступле­ния товаров и товарных запасов и находятся в балансовой взаимо­связи с розничным товарооборотом:

где ТЗН, ТЗК — товарные запасы соответственно на начало и конец года;

П — объем поступления товаров;

РТО — объем розничного товарооборота.

Данная формула показывает, что товарные ресурсы, характери­зующие объем предложения товаров, должны превышать рознич­ный товарооборот, определяющий платежеспособный спрос, на величину оптимального товарного запаса.

Величина этого товарного запаса должна быть оптимальной для предприятия, т.е. этот запас, с одной стороны, должен быть доста­точным для обеспечения бесперебойной продажи товаров, а с дру­гой стороны, не должен привести к затовариванию и заморажива­нию товарной массы. Необходимость товарных запасов обусловлена следующими факторами:

- несовпадением во времени и в пространстве производства и потребления товаров;

- асинхронностью изменений спроса и предложения;

- дискретностью процесса производства при относительно непрерывном потреблении или, наоборот, непрерывностью произвол ства при дискретном характере потребления;

- наличием случайных колебаний спроса и предложения и др.

Товарные запасы классифицируются по различным признакам (рис. 5.1).

Величина товарных запасов и эффективность их использования определяются рядом факторов:

- объемом и структурой розничного товарооборота;

- соотношением спроса и предложения на товар;

- организацией закупок товаров (звенность товародвижения, спо­соб доставки и т.п.);

- уровнем цен и их динамикой;

- физико-химическими свойствами товаров;

- состоянием материально-технической базы предприятия и др.

Товарные запасы являются важным, но не единственным эле­ментом товарных ресурсов предприятия. Другим составляющим эле­ментом является объем поступления товаров. Величина поступле­ния и соответственно закупок товаров зависит от объема рознич­ного товарооборота и состояния товарных запасов. Взаимосвязь между этими показателями прослеживается в процессе их анализа, она же должна быть обеспечена на оптимальном уровне и в процессе выявления потребности предприятия в товарных ресурсах на плани­руемый период.

Планирование потребности торгового предприятия в товарных ресурсах проводится в несколько этапов (рис. .5.2).