РАЗДЕЛ 3. ПРОБЛЕМА ТИПОЛОГИИ КОНФЛИКТОВ

 

Типологии конфликтов по конфликтерам, их социальному статусу, количеству участников, составу невинных жертв, формам посредничества, предмету конфликта, этапам развитости, знаку актуального этапа, формуле конфликта, соотношению интересов и целей конфликтеров, соотношению цены конфликта и цены выхода из конфликтов, степени остроты, длительности, количеству и характеру причин, модели решения, соотношению конструктивных и деструктивных последствий, сферам общественной жизни. Общая характеристика конфликтов в сфере социальной, экономической, политической, экологической, духовно-идеологической жизни общества.

 

 

ТЕМА 6. Человеческий фактор в конфликте: типы конфликтных личностей

Сущность межличностного конфликта и специфика его рассмотрения социологией, психологией и наукой социальной работы. Социологи, психологи и социальные работники как субъекты и посредники межличностных конфликтов. Ошибочность переоценки психологической природы и недооценки социальных факторов межличностных противодействий. Типология межличностных конфликтов по уровням общения.

Конфликты на невербальном уровне общения. Значимость внешнего вида, мимики и жестикуляции в межличностной конфликтности. "Пароль для друзей" и методика улыбки. Кластеры жестов. Конфликтологическая значимость обаяния, осязания и биопольного взаимодействия. Сущность механизма аттракции и его роль в межличностных конфликтах.

Конфликты на вербальном уровне общения. Роль норм культуры общения в решении межличностных конфликтов. Проблема обращения к знакомым и незнакомым людям. Принцип "брудершафта". Формула неконфликтного общения. Комплименты, их роль в общении, правила их построения и произнесения. Эмпатия как чувство и конфликтологическая методика. Приемы активного и эмпатического слушания, личного немногословия и переключения внимания собеседника. Конфликтологические методики критики и реагирования на критику. Правила референтной группы и учета порога психологической раздражимости. Методики снятия эмоциональной перенапряженинности в межличностных отношениях.

Психосовместимость личностей. Методики ее определения, их достоинства и недостатки, практика их применения в социологии, психологии и социальной работе.

 

ТЕМА 7. Типичное поведение в конфликтной ситуации (по концепции конфликтных стилей Томаса - Килмена). Характеристика основных типов стилей поведения в конфликте.

Значимость понятия "стратегия" и "тактика" поведения субъектов в конфликтологии. Необходимость различия стратегии и тактики конфликтеров и третьей стороны конфликта. Классификация стратегий конфликтеров.

Ошибочность игнорирования конфликта, установок на непримеримость с оппонентом и капитуляции перед ним. Желательность стратегии сотрудничества в поиске взаимоприемлемого выхода из конфликта; б) трансформации ("смещения") конфликта на постинцидентных стадиях; в) ослабления ("смягчения") эмоционального фона конфликта; г) устранения (преодоления) конфликта любой ценой; д) оптимизации (конструктивизации) конфликта. Позиционные и ситуационные ограничения применимости данных стратегий, целесообразности их взаимодополнения. Минимизация деструктивных последствий конфликта – основная цель и критерии эффективности стратегий поведения в конфликте.

Конфликтологические тактики. Предпочтительность тактики переговоров оппонентов. Конфликтологическая типология переговоров. Эффективность демонстрации: а) уважения к оппонентам, б) толерантности, в) оценок действия, а не качеств людей, г) превалирования общих и разных интересов над противоположными, д) расхождения целей и интересов оппонента, е) прошлого позитивного опыта единства оппонентов, ж) наличие общего "врага". Тактика взаимных уступок, конструктивных шагов, сглаживания острых проблем, переключения на более значимые ценности, рационализация целей, противодействия аккумуляции отрицательных эмоций.

 

ТЕМА 8. Проблема коммуникаций в конфликтных субстанциях

Специфика конфликтологического осмысления проблематики межличностных коммуникаций. Формы межличностных коммуникаций в конфликте. Передача собственной позиции другой стороне в конфликте. Содержание и эффекты коммуникации в конфликте. Уровни коммуникации в конфликте – между индивидами, между группами, между разными сообществами. Деление конфликтов по коммуникативной направленности.

Коммуникация как источник конфликта. Факторы, способствующие возникновению напряженности в процессе взаимодействия социальных субъектов. Коммуникация в конфликте как процесс с обратной связью. Особенности искажения информации в процессе конфликта. Барьеры коммуникаций в конфликте. Оппонент как сложный «получатель» информации. Особенности восприятия информации в конфликте. Методики повышения эффективности общения в конфликте и преодоления коммуникативных барьеров.

Процесс принятия решений в конфликтных ситуациях. Виды каналов коммуникаций. Установление основных каналов коммуникаций в конфликте. Проблема выбора канала коммуникации в конфликте для посредника. Достоинства и недостатки различных форм передачи информации.

Семиотика конфликта. Наделение действий и поведения оппонента важным смысловым значением. Природа и контекст информации о конфликте, передающейся в процессе коммуникаций в конфликтных субстанциях.

 

ТЕМА 9. Информационное противоборство в конфликте. Медиаторство как средство кризисного регулирования и предотвращения конфликта

Особенности восприятия конфликтной ситуации. Роль информации в возникновении, ходе конфликтов. Новая информация как непосредственный сигнал к конфликту. Влияние информации на принятие решения о стратегии поведения в конфликте. Матрица Джохари об информационных процессах в конфликте.

Понятие информационного противоборства в конфликтологии. Причины искажения информации в конфликте. Война компроматов в конфликте. Использование новейших технологий конфликтёрами. Влияние СМИ и общественного мнения на развитие конфликта. Информационная война как часть современных политических конфликтов.

Принципы организации собственного информационного потока. Способы получения информации о конфликте путем проведения специальных исследований. Получение существенных и достоверных знаний о конфликтном взаимодействии в конкретной ситуации. Информационные причины современных конфликтов в трудовых коллективах. Коммуникация как информационное взаимодействие конфликтующих субъектов.

Обусловленность стратегий поведения специалиста по связям с общественностью в конфликте опытом работы, интеллектом и степенью конфликтологической грамотности. Типичные ошибки специалиста по связям с общественностью. Методики определения неофициальных лидеров и их использование специалистами по связям с общественностью. Отсутствие четкости в разделении труда управленцев.